Основные направления реформирования охраны труда в Российской Федерации

526
Настольная книга любого специалиста по охране труда - раздел X Трудового кодекса РФ в ближайшее время будет серьезно переработана. Реформирование сферы охраны труда продолжается

Риск-ориентированный подход

Сфера охраны труда, как и любая другая законодательно регулируемая область гражданских правоотношений, должна идти в ногу со временем. Сегодня общепризнанным является тот факт, что наиболее эффективным в области безопасности труда является риск-ориентированный подход, основанный на теории приемлемого риска. Данная модель давно и широко применяется в промышленно развитых странах, и настал момент, когда в этом направлении должна сформироваться государственная политика в России. Таким образом, доктрина абсолютной безопасности, господствовавшая с советских времен, постепенно уходит в прошлое.

В Европейском союзе действует значительное число нормативных актов, предусматривающих необходимость применения риск-ориентированной модели во многих сферах деятельности, в т. ч. связанных с безопасностью пищевых продуктов, контролем за выбросами промышленных предприятий и, конечно, с охраной труда

Переход на риск-менеджмент должен был завершиться принятием Федерального закона «О безопасности и гигиене труда», положения которого должны были устранить известную правовую коллизию, заключающуюся в противоречии между нормами трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (последнее отрицает возможность осуществления деятельности во вредных условиях труда). Однако разработка этого документа была приостановлена в связи с отсутствием согласованной позиции сторон социального партнерства. В настоящее время законопроект исключен из плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2015 г.

Но от идеи внедрения риск-ориентированной модели и завершения построения системы оценки профессиональных рисков работников мы не отказались. Эти планы обязательно воплотятся в жизнь, и, более того, оценка профессиональных рисков будет увязана с реальным экономическим стимулированием работодателей.


Читайте по теме в журнале Справочник специалиста по охране труда:


Пример

Соответствующим образом планируется обновление разд. X Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), посвященного охране труда, в котором планируется предусмотреть возможность экономического стимулирования работодателей в зависимости от результатов оценки профессиональных рисков.

Безусловно, эта работа будет осуществляться на основе вступившего в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ).

Следует напомнить, что само понятие профессионального риска появилось в трудовом законодательстве еще в 2011 г. со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» , однако, как представляется, в ТК РФ должен быть более широко освещен вопрос управления профессиональными рисками, а также более детально должна быть описана система управления охраной труда.

Относительно последней следует пояснить, что полномочия по утверждению типового положения о системе управления охраной труда уже делегированы Минтруду России, но эту работу мы также были вынуждены прервать ввиду приостановленной подготовки упомянутого выше проекта федерального закона «О безопасности и гигиене труда».

Работая над совершенствованием трудового законодательства, мы не в последнюю очередь думаем о том, как заинтересовать работодателя в управлении профессиональными рисками или как минимум в проведении их оценки

Процесс управления профессиональными рисками многим специалистам по охране труда достаточно хорошо известен и сегодня.

Мало того, что многие соответствующие зарубежные стандарты переведены на русский язык, — существуют и ГОСТы, фактически дублирующие положения документов Международной организации труда, посвященных оценке профессиональных рисков. Тем не менее мы планируем, что эта тема будет дополнительно отражена в ТК РФ — в отдельных нормах или даже отдельных статьях, в которых будут содержаться более четкие формулировки, позволяющие работодателям пользоваться имеющимся в их распоряжении инструментарием оценки профессиональных рисков на практике с целью повышения уровни безопасности на рабочих местах.

Профилактическая работа

Несомненно, Минтруд России будет серьезное внимание уделять вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности в области охраны труда. Мы готовы и намерены переориентировать эту деятельность в русло работы с работодателем до, а не после проведения его проверки, оказать работодателю помощь в организации охраны труда с целью соблюдения трудового законодательства.

Мы надеемся, что подобный превентивный подход приведет к повышению социальной ответственности работодателей, имея в виду освобождение работодателя на предпроверочном этапе от возможного административного наказания, т. е. никаких предписаний за выявленные нарушения, предполагающих взимание с работодателя штрафа, выноситься не будет.

Следует отметить, что Роструд уже сегодня достаточно активно использует электронную систему «Онлайн инспекция. РФ» (онлайнинспекция.рф), которая заработала в прошлом году и является частью масштабного долгосрочного проекта «Открытая инспекция труда». Данный ресурс позволяет гражданину через Интернет обратиться в государственную инспекцию труда в случае, когда его права нарушены, а также получить информацию о других способах выхода из проблемных ситуаций в сфере трудовых отношений.

Пример

По данным на 10 июня 2015 г., было рассмотрено 51 971 обращение, дано 36 873 консультации, в 1 808 312 случаях нарушенные права были восстановлены.

Очевидно, что проверить всех работодателей Роструд не сможет (их слишком много). Поэтому в рамках таких интернет-ресурсов, как «Онлайн инспекция. РФ», и с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Роструд пытается наладить контакт с работодателями, чтобы предотвратить возможные нарушения с их стороны

В рамках электронной системы «Онлайн инспекция. РФ» в пилотном режиме работает сервис самопроверок «Электронный инспектор», предоставляющий работодателю возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. По ее окончании электронный инспектор формирует акт проверки, отражающий нарушения требований закона, а также предлагает способы их устранения. Подобная самопроверка может оказаться очень полезной в т. ч. в случае, если организации предстоит реальная проверка со стороны государственной инспекции труда.

Новый подход предполагает, что Роструд не будет ограничиваться одной только контрольно-надзорной деятельностью, а станет оказывать ощутимую предварительную помощь работодателям, нацеленную на обеспечение более качественного соблюдения ими требований трудового законодательства.

Одновременно необходимо отметить, что Роструд при назначении административного наказания рассматривает каждый объект нарушения трудового законодательства как самостоятельный элемент состава правонарушения, т. е. при его назначении учитывается каждое рабочее место, каждый работник. При этом, однако, ориентируемся на то, что реальному наложению штрафа должно предшествовать предупреждение.

Безусловно, подобный подход будет действовать в отношении только тех работодателей, которые допустили несущественные нарушения, не повлиявшие на состояние здоровья работника.

Работодатели, допустившие неоднократные нарушения, безусловно, будут подвергаться административному наказанию в виде штрафа, дисквалификации и приостановления деятельности.

Возможно, в дальнейшем система управления охраной труда подробно и будет описана в отдельном документе Минтруда России, но более общие моменты однозначно необходимо отразить в ТК РФ

Уже сейчас подготовлены и проходят общественное обсуждение соответствующие изменения в ТК РФ.

В то же время, как представляется, по большому количеству нарушений можно ограничиться предупреждением, что будет в большей степени стимулировать работодателей к улучшению условий труда и позволит изменить в лучшую сторону их зачастую негативное отношение к действиям Роструда.

Социальное страхование

На повестке дня также реформирование системы социального страхования. Мы планируем некоторым образом переформатировать существующую структуру финансовых средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Как известно, существует перечень предупредительных мероприятий в сфере охраны труда, на которые работодатель может потратить до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных им за предшествующий календарный год.

Так, согласно Правилам финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н (далее — Правила № 580н), финансовому обеспечению за счет сумм соответствующих страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:

  • проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ);
  • реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда ряда категорий работников (руководителей организаций малого предпринимательства, руководителей и специалистов служб охраны труда организаций, членов комитетов (комиссий) по охране труда и др.);
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения СОУТ, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н;
  • приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров);
  • приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.

В настоящее время рассматривается возможность дополнения приведенного списка новым направлением — субсидирование процентной ставки по кредиту работодателю, потратившему заемные средства на улучшение условий труда на своих рабочих местах, на модернизацию оборудования, позволившую улучшить условия труда на предприятии.

Это мероприятие планируется включить в число приоритетных, предусмотрев, что на него должен направляться самый большой объем возмещаемых ФСС России работодателю финансовых средств — до 10% из положенных 20%.

Еще 5% должны будут расходоваться на проведение СОУТ, поскольку, как представляется, основной предупредительной мерой является установление фактических условий труда на рабочем месте, что предопределяет те или иные действия работодателя.

Оставшиеся 5% работодатель сможет потратить на иные предупредительные мероприятия, предусмотренные Правилами № 580н.

Почему предложение о направлении 10% возвращаемых работодателю финансовых средств на субсидирование процентной ставки по кредиту кажется нам настолько важным?

Выступая с подобной инициативой, Минтруд России исходит из того, что предлагаемая мера в какой-то степени будет реактивной, поскольку станет применяться уже по результатам фактического улучшения работодателем условий труда своих работников, т. е. по результатам осуществленной модернизации рабочего места. При этом она не потребует дополнительных расходов, поскольку упомянутыми выше 20% от суммы страховых взносов мы располагаем изначально.

Думается, что подобный подход должен значительно повысить мотивацию работодателя к интенсификации деятельности, связанной с улучшением условий труда работников.

Однако при этом не следует забывать, что сейчас активно обсуждается проект федерального закона «О специальной оценке рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи» (далее — Законопроект).

Названный документ разрабатывается Минэкономразвития России в обеспечение реализации отдельных поручений Президента РФ а также в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утв. распоряжением Правительства РФ от 09.07.2014 № 1250-р.

Пример

Последний документ включает такие ключевые события, направленные на стимулирование замены устаревших рабочих мест на крупных предприятиях промышленности, транспорта и связи (с указанием срока их реализации), как:

  • внесение изменений в законодательные акты РФ, определяющих понятие специальной оценки рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи;
  • утверждение методики специальной оценки рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи;
  • принятие решения о проведении в 2015—2016 гг. специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, включая последующее:
    • проведение специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи;
    • создание механизмов стимулирования замены устаревших рабочих мест по итогам специальной оценки рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи;
  • подготовка предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих повышение уровня налогообложения организаций, имеющих основные фонды (оборудование) с истекшим сроком полезного использования;
  • принятие решения по проведению в 2015 г. переоценки в бухгалтерском учете крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и связи отдельных категорий основных фондов (оборудования) с истекшим сроком полезного использования с последующим подведением итогов обязательной переоценки основных фондов (оборудования) на крупных и средних предприятиях с истекшим сроком амортизации в отраслях промышленности, транспорта и связи.

Своими положениями Законопроект в некоторой степени, конечно, дублирует установленную Законом № 426-ФЗ процедуру СОУТ, но вместе с тем он имеет совершенно иную направленность, иной предмет указанной оценки: оцениваться будут не условия труда, а фактическое состояние оборудования, используемого на рабочем месте, уровень развития производства, в котором занят соответствующий работник.

Планируется дать определение специальной оценке рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, определить конкретный объектный и субъектный состав данной процедуры.

В настоящий момент Законопроект находится в стадии разработки. Есть достаточно принципиальные разногласия по нему, Минтруд России свои замечания уже направил.

Сегодня уже очевидно, что соблюдение предусмотренных ранее сроков реализации процедур, связанных со специальной оценкой рабочих мест основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, является спорным вопросом, поскольку на данный момент по Законопроекту даже не завершено общественное обсуждение и, соответственно, в текущем году в качестве закона он маловероятно будет принят

Следует отметить, что ранее Минтруд России планировал внесение в Закон № 426-ФЗ поправок, предусматривающих ускоренное (до 31 декабря 2016 г.) проведение СОУТ на рабочих местах основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи для того, чтобы ее результаты легли в основу специальной оценки рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи.

Однако в настоящее время соответствующее положение из проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“» исключено. Свое предложение по исключению указанной нормы Минэкономразвития России обосновало тем, что данный вопрос будет урегулирован положениями Законопроекта и, если потребуется, внесет соответствующие изменения в законодательство о спецоценке.

Возвращаясь к вопросу реформирования социального страхования, следует отметить, что сегодня также ведется большая работа по пересмотру положений Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и внесению в него отдельных поправок.

Еще один вопрос, который будет подниматься Минтрудом России в рамках модернизации трудового законодательства, — это совершенствование процедуры расследования несчастных случаев. В первую очередь это касается микротравм, поскольку сегодня этот момент никак в ТК РФ не урегулирован

Это связано с тем, что ФСС России пытается изменить существующий подход — от компенсации уже нанесенного работнику в результате трудовой деятельности вреда к предупреждению производственного травматизма.

Если же несчастный случай все-таки произошел, то главным будет направление основных усилий, в т. ч. финансовых, на восстановление способности выполнения пострадавшим работником своих трудовых обязанностей, а в ситуации, когда он уже не может их выполнять, также и на поиск другой подходящей работы, переобучение работника, перепрофилирование его деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль