Приказ «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов»

289
Минюст России 9 февраля 2015 г. зарегистрировал приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н».

Какие изменения внесены в Методику проведения спецоценки

Минюст России 9 февраля 2015 г. зарегистрировал приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н».

Данным документом изменены:

  • пункт 29 Методики проведения спецоценки – существенно расширен и дополнен (условия труда в зависимости от биологического фактора);
  • Приложение № 9 к Методике проведения спецоценки;
  • подпункт 1.4.1 Приложения № 2 к Классификатору вредных и опасных факторов («Освещенность рабочей поверхности»);
  • пункт 3 Приложения № 2 к Классификатору вредных и опасных факторов («Биологический фактор»);
  • сноска 4 Приложения № 2 к Классификатору вредных и опасных факторов (к п. 1.4.2 «Прямая блесткость» и 1.4.3 «Отраженная блесткость»);
  • сноска 8 Приложения № 2 к Классификатору вредных и опасных факторов (к п. 3 «Биологический фактор»).

Читайте также:

Вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

Какие последствия несут изменения

Наиболее значительные по объему изменения внесены в пункт 29 Методики проведения спецоценки, Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора. Благодаря этому он стал содержательнее. Теперь подробно расписано, в каких случаях превышение предельно допустимой концентрации веществ, относящихся к биологическому фактору, будет влиять на класс условий труда, а в каких нет. В Приложение № 9 внесли поправки, чтобы его содержание не противоречило пункту 29.

Гораздо менее существенные на первый взгляд, но весьма значимые по существу изменения коснулись подпункта 1.4.1. Классификатора, который теперь называется «Освещенность рабочей поверхности». Слова «при искусственном освещении» исключили. Сноска 4 к данному пункту изложена в новой редакции и дополнена словами «или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена».

Технически правильнее и логичнее было бы дать эту сноску ко всему подразделу, то есть к подпункту 1.4 «Световая среда», по аналогии с подпунктами 1.1 «Микроклимат», 1.2 «Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)», 1.3 «Виброакустические факторы» и т. д. Все эти подпункты снабжены соответствующими сносками-примечаниями, уточняющими, где указанные факторы идентифицируются экспертом, а где их идентифицировать не стоит. Таким образом, внесенное изменение логически завершает процесс исключения так называемых офисных рабочих мест из процедуры измерения физических факторов1.

Как повлияют внесенные изменения на работу экспертов по специальной оценке условий труда? Чтобы разобраться, для начала вспомним, что для идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов применяется Классификатор2. Идентификация при его помощи выступает в роли фильтра факторов, которые считаются вредными лишь потенциально. Сноски-примечания играют решающую роль в фильтрации.

Для чего нужны сноски-примечания

История сносок началась с приказа Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н, который изменил редакцию пункта 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест3 и добавил в него сноску-примечание. Ранее аттестации подлежали все рабочие места работодателя. А с появлением вышеупомянутого приказа перестали аттестовывать места, где работники были заняты исключительно за персональными ЭВМ и периодически использовали копировально-множительную технику, а также бытовую технику, не применяемую в технологическом процессе. Так из процесса аттестации фактически исключили все офисные рабочие места.

К этим изменениям приложил руку не только Минтруд России. В то время все органы исполнительной власти как могли выполняли поручения Президента РФ, продиктованные политикой снижения «административной нагрузки на бизнес» и исключения «избыточного регулирования».

Однако в итоге Порядок аттестации вступил в противоречие со статьей 212 Трудового кодекса. Она требовала от работодателей проводить аттестацию всех рабочих мест без исключения. Противоречие возникло и с другими законодательными и подзаконными нормативно-правовыми актами, принятыми в развитие положений части 3 статьи 37 Конституции РФ. Данная норма говорит о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Так в процессе аттестации труда офисных работников перестали учитывать:

  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
  • СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиена труда. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»;
  • приказ Минсвязи России от 2 июля 2001 г. № 162 «Об утверждении ТОИ Р-45-084-01 “Типовая инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере”».

Читайте также:

Как оптимизировать расходы на проведение СОУТ

Световая среда

Ситуация изменилась, когда в Трудовой кодекс ввели понятия «управление профессиональными рисками» и «система управления охраной труда», а также приняли Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». На основании указанного закона утвердили Методику проведения специальной оценки условий труда. Фактически она продолжила логику приказа Минтруда России от 12 декабря 2012 г. № 590н.

Однако офисные места не исключили из обязательной спецоценки. И все же процесс значительно упростили за счет процедуры идентификации. Работодатель уже не обязан в каждом случае проводить дорогостоящие исследования (испытания) и измерения, для того чтобы выявить, какую угрозу представляют производственные факторы для здоровья работников.

Если раньше световая среда априори считалась вредным фактором и должна была измеряться, то сноска 4 в редакции приказа № 24н относит освещение к вредному, только когда выполняются:

  • прецизионные работы с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света;
  • работы с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением;
  • подземные работы, в том числе работы по эксплуатации метрополитена.

Таким образом, замеры освещенности теперь не стоит производить не только в кабинетах и офисах, но и в цехах, гаражах, на конвейерах и сборочных линиях, в мастерских и других производственных помещениях, если там не ведутся перечисленные выше работы.

Читайте также:

Организационно-правовые основы проведения исследований и испытаний при СОТУ и их последствия

1Однако не только офисные места не будут подвергаться физическим измерениям.
2Утвержден приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
3Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль