Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

2

Корж В.А.

Директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т. ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3. ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье ТК РФ основные направления своей политики в области охраны труда.

В статье устанавливаются принципы, на которых выстраивается нормативная база, регулирующая отношения субъектов в сфере охраны труда, разрабатываются законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, а также организуется работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях организации и управления трудом. Положения данной статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.

2. Приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общим принципом, соответствующим международным обязательствам России. Отражение именно этого принципа в ТК РФ выдвигает на первое место в ряду обязанностей организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обязанность обеспечить безопасные и благоприятные условия труда его участникам.

3. Закрепление в ТК РФ в качестве одного из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда следует рассматривать как утверждение метода правового регулирования охраны труда с применением основных присущих этому методу средств: обеспечения интересов субъектов права юридическими способами придания требованиям охраны труда юридической силы, их государственной поддержки и т. п. Особое значение приобретает закрепленный в данной статье метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Выполнение мероприятий программ позволяет скоординировать работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и усилить таким образом эффективность государственной политики в сфере охраны труда. Разработанные в ходе реализации программ новые виды техники и технологий, средств индивидуальной защиты, приборов контроля вредных и опасных факторов, программ реабилитации пострадавших на производстве и др. представляют интерес для организаций различных форм собственности.

4. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, в настоящее время является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России).

Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда определены ТК РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации, в которых приняты законы субъектов Российской Федерации об охране труда, органам местного самоуправления в установленном порядке переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

5. Государственный надзор (контроль) за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

6. В настоящее время действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

7. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные представительные органы работников.

Для осуществления контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

8. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. На основании собранных материалов расследования вырабатываются предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен ст. 227–231 ТК РФ. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 № 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве", постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" утверждены формы документов, необходимые для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".

9. Законодательство РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции РФ и состоит из положений ГК РФ, Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний решаются, в частности, задачи обеспечения социальной защиты застрахованных (и членов их семей) и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в т. ч. оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

10. К числу гарантий за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда можно отнести: сокращенную продолжительность рабочего времени; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; оплату труда в повышенном размере; выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания. Указанные гарантии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии.

К числу гарантий за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда можно отнести льготное пенсионное обеспечение, которое устанавливается в соответствии с пенсионным законодательством.

11. Государственное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи в установленном порядке полномочий в области охраны труда органам местного самоуправления), внебюджетных источников в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами. Все работники организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. В настоящее время действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29 от 13.01.2003.

Государство содействует организации обучения по охране труда, в т. ч. обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

12. Государственная статистическая отчетность об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Федеральная служба государственной статистики утверждает статистический инструментарий для организации статистического наблюдения (приказ Росстата от 24.07.2012 № 407 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования»). В частности, в настоящее время формируется отчетность по форме 7-травматизм и 1-Т (условия труда).

В Российской Федерации создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет. Пользователями РИСОТ являются органы исполнительной власти, научно-исследовательские институты, центры охраны труда и другие организации и частные лица. РИСОТ содержит законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.

13. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется в основном в рамках деятельности Международной организации труда (МОТ), членом которой она является. Одна из самых важных функций МОТ – принятие Международной конференцией труда (с участием представителей стран-участниц, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательства последовательно осуществлять их положения. Рекомендации МОТ служат руководством в области политики, законодательства и практики.

Наряду с участием в деятельности МОТ Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны труда на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений.

14. Правовой инструментарий, обеспечивающий реализацию на федеральном уровне нормы о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в настоящее время не создан. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации законодательство предоставляет льготы по налогообложению организациям, осуществляющим отдельные виды деятельности, в т. ч. выпуск средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

15. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Работодатель за счет своих средств обязан обеспечить своевременное хранение, стирку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами (в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др.) устанавливаются строительными нормами и правилами.

16. Норма ТК РФ, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Опрос

Как вы мотивируете работников соблюдать требования охраны труда.

  • Материальное поощрение 18.53%
  • Наказание: дисциплинарные взыскания, штрафы за нарушение правил охраны труда 47.65%
  • Видеоконтроль 22.06%
  • Беседы с нарушителями на планерках, обсуждение на общих собраниях 53.24%
  • Проведение дней охраны труда, проведение соревнований на звание "Лучший по охране труда" 37.94%
результаты

Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль