Реформирование системы охраны труда. Позиция работодателей

4638
Необходимость реального перехода от реагирования на повреждение здоровья работников на производстве к системе оценки, предупреждения и управления профессиональными рисками. Практическая задача состоит в построении современной и эффективной системы управления охраной труда, включающей: поощрение и побуждение работодателей к выводу “плохих” рабочих мест; переход к компенсациям работникам по фактическим условиям труда; дестимулирование материальной заинтересованности работника в работе во вредных условиях; обновление стандартов, правил и нормативов; расширение практики декларирования условий труда; сокращение числа и упорядочение функций регулирующих и контролирующих государственных органов...

Ф.Т. Прокопов, исполнительный вице-президент ООР “РСПП”, зам. координатора стороны работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Необходимость реального перехода от реагирования на повреждение здоровья работников на производстве к системе оценки, предупреждения и управления профессиональными рисками. Практическая задача состоит в построении современной и эффективной системы управления охраной труда, включающей: поощрение и побуждение работодателей к выводу “плохих” рабочих мест; переход к компенсациям работникам по фактическим условиям труда; дестимулирование материальной заинтересованности работника в работе во вредных условиях; обновление стандартов, правил и нормативов; расширение практики декларирования условий труда; сокращение числа и упорядочение функций регулирующих и контролирующих государственных органов 
Вопросы модернизации системы охраны труда – одно из важных направлений деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – РСПП), входящих в него объединений работодателей и компаний.

Несмотря на положительную динамику состояния травматизма, профзаболеваний последних лет, нас не могут удовлетворить как условия труда на многих предприятиях, прежде всего в малом бизнесе, так и слабо вписывающаяся в рыночную экономику сложившаяся десятилетия назад модель предоставления различного рода компенсаций, связанных с защитой работника от неблагоприятного влияния производственной среды. Сегодня более 40% работающих получают хотя бы один из видов таких компенсаций.

Есть три фундаментальных управляемых фактора, от которых зависит состояние охраны и безопасность труда:

  • качество рабочих мест;
  • качество управления охраной труда;
  • дисциплина выполнения самими работниками правил безопасного поведения на рабочем месте. 

СЕГМЕНТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

В свою очередь, при некотором упрощении рабочие места условно можно разделить на три сегмента.

Первый – это новые рабочие места, связанные с новыми технологиями, где, как правило, изначально “производственные” риски для жизни и здоровья работника заметно ниже. Качество управления охраной труда и безопасное поведение на рабочем месте играют здесь первостепенную роль. Правда, нет надежных статистических данных о числе таких мест, но можно предположить, что в общем балансе рабочих мест их относительно мало.

Второй сегмент – традиционные места, в т. ч. на предприятиях, построенных десятилетия назад. Их достаточно много. Косвенно о профессиональных рисках для работников здесь можно судить по износу основных фондов. По данным Росстата, например, доля полностью выработавшего свой ресурс парка машин и оборудования составляет примерно 20%, в секторе добычи полезных ископаемых – более 25, на обрабатывающих производствах – почти 18%. Обновление рабочих мест здесь, конечно, идет, но его темпы не всегда впечатляют.

Например, на предприятиях обрабатывающего сектора в 2008 г. фонды обновились на 7%, но доля полностью изношенного оборудования снизилась лишь на 0,7%. По нашему мнению, первая стратегическая задача состоит в том, чтобы как можно больше подобных устаревших рабочих мест выводилось из экономического оборота. Ясно, что средства для ее решения лежат за пределами политики в области охраны труда.

Третий сегмент – рабочие места преимущественно в малом бизнесе, полуформальном и неформальном секторах экономики. К примеру, сюда можно отнести большую часть строительных организаций, розничную торговлю, ремонт автотранспорта и т. д. С 2002 по 2007 г., в период “тучных лет”, численность занятых на крупнейших предприятиях сократилось на 10 млн чел. Зато значительно увеличилась численность занятых в розничной торговле, бытовом обслуживании, строительстве, на транспорте. В этих видах деятельности сегодня концентрируется немалая доля неформального сектора. В целом же, по разным оценкам, полуформальный и неформальный сектора охватывают от 12 млн до 23 млн работников (при 70 млн работающего населения). Международная организация труда (МОТ) отмечает общемировую тенденцию роста неформального сектора, который остается ощутимым источником опасных рабочих мест, где проблемы исполнения трудового законодательства стоят наиболее остро. Именно этот сектор экономики фактически выходит из-под государственного контроля в сфере охраны труда. Даже если увеличить штат трудовых инспекций до 10 тыс. сотрудников, невозможно будет проконтролировать каждое малое предприятие и рабочие места неформального сектора.

Более сложная задача – создание государственной системы информирования, консультирования работодателей по вопросам безопасного труда. За последние два десятилетия в России возникли сотни тысяч новых юридических лиц. Выскажем предположение, что большинство новых руководителей имеют самое поверхностное представление об охране труда, соответствующих стандартах и правилах. Можно их штрафовать, а можно пойти другим путем – научить. На наш взгляд, лучше сначала научить, затем – штрафовать. 
Согласно опыту развитых стран и рекомендациям Международной организации труда для реализации требований охраны труда в производственной деятельности в организации необходимо создавать систему управления охраной труда (далее – СУОТ), взаимосвязанную с системой управления качеством. Нормативной основой для создания СУОТ является Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230–2007, введенный в действие в качестве национального стандарта с 1 июля 2009 г.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ “У НИХ”?

На сайте Минтруда США можно найти исчерпывающие рекомендации, что нужно для цивилизованного ведения бизнеса, включая средний и малый. Рекомендованы конкретные шаги на пути построения в компании системы охраны труда. Нужно обеспечить противопожарную безопасность, чтобы инспекторы не штрафовали? Делай раз, делай два, делай три. Все предельно понятно даже людям, которые плохо владеют английским языком. Считаем, что именно такое дистанционное информационное обслуживание и обучение должно стать одним из главных направлений деятельности госорганов для улучшения российской системы охраны труда. Более того, в случае обнаружения некоторых нарушений формальные предписания об устранении могли бы дополняться принудительным обучением как работодателя, так и, если это уместно, его работников. Но эффективной такая информационно-образовательная система станет только тогда, когда правила игры будут ясными для понимания, прозрачными, логично отстроенными и доступными. По оценкам общее число документов, регулирующих вопросы охраны труда, достигает сегодня полутора тысяч. Разобраться непросто!

Не менее важно, чтобы политика в области охраны труда была гораздо более тесно связана с экономической политикой в рыночной экономике. Нравится кому-то или нет, но прибыль – это корневая суть бизнеса. Если бизнес не получает доход, не имеет смысла продолжать дело. Любой ценой бизнес должен обеспечить прибыль? Конечно, нет. Согласно Социальной хартии российского бизнеса, утвержденной РСПП, “не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли”. Участники хартии обязуются обеспечивать охрану труда и предпринимать меры по снижению производственных рисков. Конечно, далеко не все предприниматели следуют букве хартии. Да и букве закона. Но есть и объективные экономические обстоятельства, препятствующие модернизации производства и улучшению охраны труда.

Например, в угольной отрасли средний уровень рентабельности предприятий – 2%. Уже есть опыт, когда устаревшая шахта за символическую цену в один доллар была продана частным собственником государству. Сейчас 25 шахт – на грани закрытия. Здесь кроется общая большая проблема. Если производство не приносит прибыли, то нет источника инвестиций в модернизацию рабочих мест. Нет обновления – сохраняются плохие рабочие места. Но при этом люди имеют работу. Вредную и опасную, но оплачиваемую работу. Наличие инвестиционного источника, собственного или привлеченного, не только решает старые проблемы. Нередко технологическая модернизация создает новые. Производства частично останавливаются на период реконструкции. Люди высвобождаются. Новые и лучшие рабочие места создаются часто в меньшем количестве. А их более высокие параметры с точки зрения охраны труда лишают работников соответствующих льгот и компенсаций, т. е. части дохода. Жесткость трудовых норм и соответствующая им негибкость рынка труда порой создают непреодолимые препятствия для выдавливания плохих производств из экономики, неквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест, как это делается, например, в Германии, США.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда наличие не очень качественных рабочих мест выгодно и работодателю, и работнику, и государству. Предпринимателю дешевле, но в пределах разумного, рассчитаться с работником через компенсации. Работнику выгодно трудиться во вредных условиях, т. к. компенсации за вредность – это часть его зарплаты. Выгода государства в том, что не нужно принимать особо сложных и социально рискованных решений. Через наказание работодателей и компенсации работникам создается понятный многими имидж государства – защитника работника.

Например, по экспертным оценкам, годовой фонд рабочего времени шахтера Канады на 40% больше годового фонда рабочего времени шахтера, занятого на аналогичной по техническим характеристикам шахте в тех же северных широтах России.

Например, “у них” в качестве меры по охране здоровья от вредных производственных факторов устанавливается предельный срок (число лет) работы на опасных производствах. Проработал во вредных условиях свыше 5–10 лет, больше работать не можешь, т. к. наступает тот критический порог, за которым – невосполнимый ущерб здоровью.

Мы идем по другому пути. Даем возможность работать бесконечно долго в агрессивной производственной среде. Право на досрочное назначение пенсии у нас имеют около 20% работников. Но нередко при выходе на досрочную “профессиональную” пенсию человек продолжает трудиться в тех же условиях. Итог – еще несколько лет хорошего заработка, хронические профессиональные заболевания, повышенный риск преждевременной смерти.

Уже полтора года ведутся ожесточенные дискуссии, связанные с попыткой отойти от предоставления компенсаций и льгот за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на основе нередко формального отнесения работника к той или иной профессии к их установлению в соответствии с фактическим состоянием производственной среды на конкретных рабочих местах по итогам их аттестации. Суть в том, что Минзравсоцразвития России должно утвердить (в развитие постановления Правительства РФ от 20.10.2008 № 870 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда”) в зависимости от класса условий труда: сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, условия предоставления указанных компенсаций для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Препятствие на пути к согласию в следующем. При действующих стандартах отнесения рабочего места к тому или иному классу вредности в отдельных отраслях экономики в число вредных (класс вредности 3.1) попадают до 60% работников, включая офисных сотрудников. Фактически речь идет о скрытом и непреднамеренном переходе большей части экономики на 36-часовую рабочую неделю. Вряд ли такой результат был целью реформы охраны труда. Плюс в том, что поиск взвешенных совместных решений социальных партнеров продолжается. Причем, по нашему мнению, это должен быть поиск комплексных, системных решений.

Представляется необходимым прежде всего сосредоточить внимание на разработке системы государственных национальных стандартов аттестации рабочих мест, оценке действующих санитарно-гигиенических норм и требований. В апреле этого года Российская трехсторонняя комиссия поддержала ратификацию Конвенции МОТ № 187 “Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда”. Полагаем, что положение Конвенции о необходимости включения в национальную систему безопасности и гигиены труда национального трехстороннего консультационного органа по вопросам безопасности и гигиены труда корреспондируется с решением, принятым Российской трехсторонней комиссией 29 января 2010 г., о создании при Минздравсоцразвития России трехстороннего органа по вопросам совершенствования стандартов, развития нормативно-правовой базы в сфере охраны труда. Считаем, что необходимо ускорить его создание.

Назрела необходимость перемен в области льготного пенсионного обеспечения за работу во вредных условиях труда. Необходим поэтапный переход от формальных оснований признания права на льготную пенсию на основе Списков 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степени фактически сложившегося профессионального риска для конкретного работника. Здесь важно найти наиболее мягкие, желательно наименее социально конфликтные сценарии. Необходимы изменения в порядке финансирования системы досрочных пенсий, снижение объемов скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда за счет других отраслей.

Модернизация системы охраны труда невозможна без обеспечения экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работающих. Однако компенсационная составляющая, реагирование только на свершившиеся факты нарушений охраны труда продолжают превалировать над осуществлением профилактических мер, управлением процессами. Поэтому считаем, что переход к оценке и управлению профессиональными рисками должен сопровождаться изменением подходов к реформированию системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, внедрением актуарных и прогностических механизмов управления системой охраны труда.

Нужно последовательно отказываться от “общекотловых” оценок состояния охраны труда, предусмотрев введение гибких механизмов дифференциации страховых взносов. Необходимо возвратиться к обсуждению темы перехода на индивидуальные страховые тарифы для организаций в зависимости от условий труда на рабочих местах, показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в конкретной организации.

Утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 № 64н Правила финансового обеспечения в 2010 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами существенно расширяют перечень возможных расходов работодателя за счет частичного использования сумм страховых взносов. Однако размер их, как и ранее, не может превышать 20% взносов.

Проблемными остаются вопросы использования данных средств малыми предприятиями. Одновременно средства от взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве продолжают расходоваться на иные цели. Например, бюджетом Фонда социального страхования РФ на 2010 г. свыше 30,5 млрд руб. по этому виду страхования было перераспределено на покрытие дефицита страховых средств совсем другого вида страхования – на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, хотя работодатели и выступали против такого перераспределения. Существенно сокращены расходы Фонда на организацию обучения, проведение научно-исследовательских работ в сфере охраны труда.

За последнее время существенно расширились права работодателя в выборе необходимых средств индивидуальной защиты, позволяющих снизить профессиональные риски работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Вместе с тем необходимы более четкие методики, инструменты для оценки влияния применяемых работодателем средств индивидуальной защиты на классификацию условий труда при оценке профессиональных рисков.

Главное в нашей позиции – реальный переход от реагирования на повреждение здоровья работников на производстве к системе оценки, предупреждения и управления профессиональными рисками. Практическая задача состоит в построении современной и эффективной системы управления охраной труда, включающей: поощрение и побуждение работодателей к выводу “плохих” рабочих мест; переход к компенсациям работникам по фактическим условиям труда; дестимулирование материальной заинтересованности работника в работе во вредных условиях; обновление стандартов, правил и нормативов; расширение практики декларирования условий труда; сокращение числа и упорядочение функций регулирующих и контролирующих государственных органов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Опрос

Проводите ли вы медосмотры для офисных работников?

  • Да, для всех 39.86%
  • Для отдельных категорий, кому положен медосмотр 41.34%
  • Нет, не проводим ни для кого 18.8%
результаты

Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль