Внедрение дистанционных технологий обучения персонала в области охраны и безопасности труда

4394
Массовое использование дистанционных технологий позволяет вести обучение работников без отрыва от производства по комплексной программе (профессия + охрана труда + безопасность).

Согласно новым федеральным государственным общеобразовательным стандартам третьего поколения с 1 сентября 2011 г. начальное профессиональное образование включается в структуру среднего профессионального образования. В результате закрывается большая часть ПТУ, и профессиональную подготовку рабочих в России будут вести все меньше и меньше учебных центров. При этом потребность предприятий в рабочих кадрах только увеличивается. Кроме того, современная быстро меняющаяся экономика диктует необходимость постоянного повышения квалификации кадров, непрерывной профессиональной переподготовки, в т. ч. в области охраны труда.

В этих условиях крайне актуальной является разработка и внедрение системы до¬полнительного профессионального образования на основе использования современных информационных технологий. Минздравсоцразвития России предлагается создание сети федеральных обучающих центров в целях комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием современных информационных технологий, в частности дистанционного обучения (далее - ДО). Применять ДО возможно для обучения:

  • по программам переподготовки в области охраны труда (свыше 504 часов);
  • по программам повышения квалификации, включая вопросы охраны труда;
  • категорий лиц, указанных в п. 2.3.2 постановления Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций”!

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа слушателя, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем (куратором) по телефону, электронной и обычной почте.

Дистанционное обучение дает возможность предприятиям-заказчикам:

  • снизить затраты на обучение;
  • организовать непрерывное обучение вне зависимости от места нахождения организации;
  • вести обучение специалистов без отрыва от производства;
  • осуществлять комплексное обучение (профессия + охрана труда + безопасность).

В соответствии с лицензией на образовательную деятельность Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минздравсоцразвития России может ежемесячно обучать в сфере охраны труда не более 500 человек. Внедрение дистанционных технологий позволит дополнительно вовлечь в процесс обучения до 2 тыс. человек.

Кроме того, дистанционные образовательные технологии позволяют индивидуализировать учебный процесс профессиональной подготовки специалистов путем составления персональных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения.

Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" (далее - ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ) уже заключил комплексные рамочные договоры на обучение в области охраны и безопасности труда с использованием ДО во второй половине 2011 г. с рядом предприятий, которые постоянно пользуются нашими услугами.

В настоящее время ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ разработал и реализует план мероприятий по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс. Разработаны локальные нормативные документы, показатели и критерии для оценки эффективности ДО. Сотрудники филиала подготовили 26 электронных пособий по охране труда, пожарно-техническому минимуму, общетехническому циклу дисциплин по профессиям. 10 электронных пособий внедрены в учебный процесс и используются в компьютерных классах филиала, а также при выезде на предприятия с мобильным классом. Закуплено специальное программное обеспечение и внедрено электронное тестирование по промежуточному и итоговому контролю.

План мероприятий по внедрению дистанционного обучения включает следующие этапы:

  • исследование рынка услуг по направлениям деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий (уральский регион);
  • определение количества часов курса, реализуемых дистанционно;
  • проведение вебинаров (интернет-семинаров в режиме реального времени, в ходе которых один или несколько преподавателей могут проводить презентации, тренинги) с потенциальными поставщиками платформ дистанционного обучения;
  • выбор платформы;
  • переложение наработанных курсов в платформу;
  • расчет стоимости услуг с учетом дистанционного обучения;
  • запуск пилотного проекта с использованием дистанционного обучения в учебном процессе.

В планах ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ - перевести на обучение с использованием дистанционных технологий:

  • 80% от общего времени обучения по общетехническому циклу обучения по профессии;
  • 50% от общего времени обучения по охране труда;
  • 50% от общего времени обучения по пожарно-техническому минимуму;
  • 50% от общего времени обучения на группу I по электробезопасности;
  • 30% от общего времени обучения на группы И-1У по электробезопасности.

Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны экономики труда" уже использует технологии дистанционного обучения - освоение учебного материала строится преимущественно на самостоятельной работе обучающихся с получением учебно-методических пособий и периодически проводимыми преподавателями консультациями.
Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны и экономки труда" провел анализ готовности потенциальных заказчиков к дистанционному профессиональному обучению. 90% предприятий готовы использовать дистанционные технологии в обучении (среди них образовательные учреждения, крупные предприятия, имеющие компьютерные классы, а также небольшие предприятия, работники которых имеют компьютеры дома).

Ведется активная подготовка к внедре¬нию интернет-технологий. Такое обучение основывается преимущественно на самостоятельной работе обучающегося с электронными учебными материалами, представленными в сети Интернет, в сочетании с периодически проводимыми консультациями преподавателей. В методическом плане коллективом ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ сейчас рассматриваются различные программные оболочки дистанционного обучения, отвечающие требованиям учебного процесса.

Состав учебно-методического комплекса (далее – УМК) определяется содержанием утвержденной программы по курсу. В состав УМК включаются:

  • требования к минимуму содержания дополнительных образовательных программ;
  • программа;
  • базовый конспект лекций;
  • система средств контроля знаний;
  • методические указания по проведению практических занятий;
  • перечень заданий для самостоятельной внеаудиторной работы;
  • перечень раздаточного материала (дидактического, наглядного, справочно-информационного, мультимедийного). Примерная учебная программа предмета – это документ, определяющий основное содержание обучения по данному курсу, объем знаний, который предполагается дать слушателям, и последовательность изучения материала.

В 2010 г. ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ разработал ряд внутренних стандартов по составу, правилам подготовки и оформлению учебно-методического комплекса по курсу (предмету) для систематизации материала по курсу в объеме и содержании, соответствующих требованиям к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и другим нормативным документам. Примерная учебная программа предмета состоит из следующих обязательных элементов (частей):

  • раздел "Введение" - должен содержать сведения о статусе данного курса согласно учебному плану, учебно-тематическому плану и указание на то, для слушателей какого курса разработана учебная программа. При этом определяется основная (глобальная) цель изучения курса, которая детализируется при формулировке отдельных задач. Излагаются и обосновываются особенности программы: новизна содержания, оригинальность авторского подхода к преподаванию курса, повторность составления, внесенные изменения и др.;
  • требования к уровню усвоения содержания курса - должны содержать перечень теоретических знаний и представлений, которые слушатель получит по окончании изучения курса, а также сведения о практических умениях и навыках слушателя. Например: "слушатель должен знать...", "слушатель должен иметь представление...", "слушатель должен уметь...";
  • раздел "Объем предмета и виды учебной работы" - должен содержать количество часов, предусмотренных программой предмета для аудиторных и самостоятельных занятий, общее количество часов, виды занятий;
  • тематический план - включает перечень всех тем курса и количество аудиторных часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, семинары, практические занятия и пр.);
  • содержание программы - должно состоять из разделов, подразделов и отдельных тем. Автор программы определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь их логической связью, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса;
  • список источников и литературы - содержит перечень научной и учебной литературы, отражающей современный уровень изучаемых в курсе лекций проблем, взгляды различных научных школ, существующие подходы к интерпретации фактов и событий. По выбору автора программы список источников и литературы может быть составлен к программе в целом или к каждому ее разделу. Список источников и литературы делится на две части – обязательная и дополнительная (рекомендуемая) литература. При этом в перечень обязательной литературы включаются издания, необходимые для изучения предмета, в перечень дополнительной – издания, позволяющие расширить знания слушателей по темам предмета. В списке обязательной литературы необходимо указать номера страниц для изучения (например: с. 201-286). Если слушатели должны ознакомиться с книгой полностью, то указывается общее количество ее страниц.

В перечне обязательной литературы выделяются "Учебники и учебные пособия", а "Справочно-информационные издания" отнесены к дополнительной литературе. Список источников формируется по отдельным группам изданий. Например, законодательные акты, нормативные акты, государственные стандарты, архивные документы и т. д. Внутри каждой группы источники располагаются по хронологическому принципу.

В случае использования электронных ресурсов сети Интернет указывается ссылка на эти ресурсы. Допускается вместо конспекта лекций представлять развернутый план каждой лекции с указанием страниц и литературных источников для каждого пункта. Описание каждой лекции должно иметь следующую структуру:

  • название;
  • план лекции;
  • текст лекции;
  • список литературы.

Предусмотрено использование четырех видов контроля знаний обучаемых:

  • исходный;
  • текущий;
  • итоговый (рубежный);
  • контроль устойчивости знаний.

Контролирующими элементами при дистанционном обучении по программам охраны труда являются практические задания, задачи, контрольные работы, тестирования, семинары и т. д.

В зависимости от предусмотренных учебным планом форм контроля в УМК включают используемые материалы для текущей проверки знаний слушателей (контрольные задания и вопросы, тесты) и итогового контроля. Вопросы для всех видов контроля оформляются как самостоятельные списки, имеющие заголовочную часть.

Каждый из включаемых в УМК списков (контрольных вопросов и тестов, раздаточного материала для проведения занятий, наглядных пособий по изучению предмета, программных средств и др.) оформляются в виде самостоятельного документа.

Методические указания по проведению практических раб о т оформляются в виде самостоятельного документа, состоящего из пояснительной записки и тематических разделов. В пояснительной записке указывается курс, по которому проводятся практические работы, и отведенное на них в учебном плане количество часов.

Каждый тематический раздел включает название темы практической работы и количество часов на ее изучение в соответствии с тематическим планом курса. В тематических разделах перечисляются практические задания с пояснениями по их выполнению.

В каждый тематический раздел также включаются:

  • перечень контрольных вопросов;
  • список раздаточных материалов, необходимых для выполнения заданий;
  • список источников и литературы для теоретической подготовки.

Все издания, перечисленные в списке источников и литературы к указаниям по выполнению практических работ, обязательно включаются в общий список источников и литературы по курсу.

План самостоятельной работы слушателей оформляется в виде отдельного документа и должен содержать:

  • пояснительную записку, в которой указываются:
    • курс;
    • количество часов, предусмотренных учебным планом на самостоятельную работу слушателей; темы для самостоятельного изучения;

    развернутый план по каждой теме самостоятельной работы слушателей, включающий:

    • название темы;
    • количество часов, отведенное на освоение темы; контролирующие элементы; список рекомендуемой литературы.

На основе УМК разрабатываются электронные пособия.

Структура разрабатываемых электронных учебных пособий включает следующие компоненты:

  • аннотация;
  • руководство пользователя;
  • методическое руководство;
  • теория (курс лекций);
  • практика (задания для самостоятельной работы);
  • словарь;
  • нормативные правовые документы;
  • приложения (видео-, аудиофайлы);
  • список литературы и электронных источ¬ников.

Внедрение образовательных электронных пособий и информационных ресурсов в учебный процесс происходит по двум направлениям:

  • включение их в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов обучения. Электронные учебные пособия выступают в качестве средства интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых;
  • построение целостных курсов, основанных на использовании электронных учебных пособий в отдельных учебных дисциплинах, что приводит к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса.

Сотрудниками института разработаны основные критерии, на которые следует ориентироваться при разработке электронных учебных пособий. На наш взгляд, при их разработке целесообразно предусмотреть:

  • наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
  • наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
  • наличие итоговых обобщающих схем;
  • использование значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) компонентов учебного материала;
  • практические примеры, сопровождающие теоретические описания;
  • описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т. п.);
  • доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
  • простоту навигации по учебному материалу;
  • сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
  • справочный раздел, содержащий определение всех используемых объектов и отношений.

Используемые программы и методики, квалификация преподавательского состава, а также материально-техническое оснащение учебной базы должны обеспечивать формирование у слушателей реальных навыков применения безопасных методов труда, культуры безопасного производства.

По данным статистики, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 60% занимают причины организационного характера, в т. ч. неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации и содержании рабочих мест, нарушения технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины.

Основная цель обучения в области охраны труда - это изменение поведения работника на рабочем месте. Качество обучения и эффективность проверки знаний работников во многом определяют уровень безопасности условий труда.

И.Ю. Налимова,
директор Южно-Уральского филиала ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минздравсоцразвития России

З.Ф. Колупаева,
нач. научно-методического отдела Южно-Уральского филиала ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минздравсоцразвития России



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль