Нарушение требований безопасности при производстве дорожно-строительных работ

5830
Чёткая система управления производственной безопасностью обеспечивается наличием эффективного контроля за соблюдением требований правил инструкций по охране труда работниками, своевременной аттестацией рабочих мест и проведением для персонала обучающих мероприятий по охране труда. Недостаточное внимание к вопросам обеспечения безопасности повышает вероятность риска нежелательных последствий, как в виде административной и уголовной ответственности, так и в виде ущерба здоровью и жизни участников производственного процесса. В статье рассматривается несчастный случай со смертельным исходом, который произошел с водителем самосвала "УРАЛ"К. на строительстве магистрального трубопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" в Черниговском районе Приморского края.

Внедрение в организации четкой системы управления производственной безопасностью обеспечивается наличием эффективного контроля за соблюдением требований правил и инструкций по охране труда работниками, выполнением должностных инструкций управленческим персоналом, возглавляющим конкретные участки работ, т. е. четким выполнением организационных мероприятий по охране труда. При отсутствии или нарушении системы управления производственной безопасностью, снижении требований руководителей подразделений и производственных участков по обеспечению безопасных условий труда создаются предпосылки к возникновению аварий и несчастных случаев на производстве, особенно при производстве работ в условиях отрыва от производственной базы.

Выполнение организационных мероприятий не требует не только дополнительных, но и вообще каких-либо материальных затрат. Необходимо лишь добросовестное выполнение управленческим персоналом должностных обязанностей на своем участке работ, а исполнители работ должны соблюдать требования правил и инструкций по охране труда.

Несчастный случай со смертельным исходом произошел в ООО “СГК-Трубопроводстрой-1” с водителем самосвала “УРАЛ” К. при отсыпке размытого участка подъездной дороги для проезда техники и доставки материалов к месту сварочных работ на строительстве магистрального трубопровода “Сахалин – Хабаровск – Владивосток” в Черниговском районе Приморского края.

Отсыпка дороги производилась на заболоченной местности, размытый участок дороги пересекает ручей, слева и справа от нее находятся водоемы глубиной до 2,5 м, ширина насыпной дороги – 4 м. Водитель К., прибыв к месту отсыпки на самосвале, груженном грунтом (вместе с ним прибыло еще два самосвала “УРАЛ”), развернул автомобиль и стал сдавать задним ходом, чтобы подъехать поближе к размытому участку дороги и выгрузить на него грунт. По словам очевидцев, при движении задним ходом самосвал, подъехавший ближе 1 м к краю, “повело” влево к водоему, и он упал в воду. При этом самосвал перевернулся, и его кабина оказалась под водой.

Ставший свидетелем происшествия, машинист бульдозера В. подогнал бульдозер вплотную к затопленному самосвалу “УРАЛ” и ковшом опрокинул его набок, чтобы дать возможность водителю выбраться из кабины. Вместе с водителем второго самосвала они вытащили из затонувшего автомобиля водителя К. и стали оказывать ему первую доврачебную помощь, послав водителя третьего самосвала за скорой помощью. Прибывшая бригада скорой медицинской помощи констатировала смерть пострадавшего от механической асфиксии вследствие перекрытия дыхательных путей жидкостью при утоплении.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Г.Ф. Лобеев, зам. руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае – главный государственный инспектор по охране труда в Приморском крае.

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
1. Неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии контроля со стороны лица, ответственного за безопасное производство дорожно строительных работ, за их подготовкой и проведением.
2. Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, повлекшее опрокидывание автомобиля-самосвала в водоем.

ДОПУЩЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Требования нормативных документов Фактическое состояние
Правила дорожного движения Российской Федерации,
утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Водитель не воспользовался помощью других лиц.
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003,
утв. постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28
2.3.1.27. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т. п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами. Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать АТС для разгрузки к откосу, определяется из конкретных условий и угла естественного откоса грунта, что оговаривается в договоре на производство работ и доводится до сведения водителя.

2.3.1.35. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т. п.) водитель должен требовать, а грузоотправитель обязан выделять одного работника для организации движения АТС.

Минимальное расстояние, на которое самосвал должен был подъезжать к откосу при отсыпке грунта, не было доведено до сведения водителя, который самостоятельно определял это минимальное расстояние, решив подъехать “поближе”, без учета угла естественного откоса насыпанного грунта и подмывания грунта водой.

Водитель не требовал, а грузоотправитель не выделил работника для организации движения автотранспортного средства.

ГОСТ 12.3.009-76* “Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности”,утв. постановлением Госстандарта СССР от 23.03.1976 № 670
2.25. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, стоящих на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом, автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса. При разгрузке грунта с автомобиля-самосвала, производимой с насыпи, не было выдержано минимальное расстояние его установки от бровки естественного откоса.
Должностная инструкция № 034/у мастера строительно-монтажных работ, утв. директором ООО “СГК-Трубопроводстрой-1”
3.12. Мастер строительно-монтажных работ обязан: контролиро- вать соблюдение технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения. Мастер строительно-монтажных работ не контролировал процесс отсыпки подъездной дороги, не выделил работника для организации движения автотранспортного средства в месте отсыпки дороги.
Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля (самосвала) ИОТП-07, утв. директором ООО “СГК-Трубопроводстрой-1”
3.2.2. Перед началом движения задним ходом в условиях недоста- точного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т. п.) водитель должен требовать, а грузоотправитель обязан выделить одного работника для организации движения АТС. Водитель не потребовал выделить, а грузоотправитель не выделил работника для организации движения автотранспортного средства в месте отсыпки дороги.

ВЫВОДЫ

1. Несчастный случай на производстве стал возможен в результате отсутствия системы управления производственной безопасностью в ООО “СГК Трубопроводстрой-1”, а также нарушения должностными лицами и непосредственными исполнителями работ требований по безопасному производству дорожно-строительных работ.

2. Мастер строительно-монтажных работ, выдавший задание на отсыпку насыпной дороги:

  • не контролировал безопасное производство дорожно-строительных работ;
  • не довел до сведения водителей информацию о минимальном расстоянии подъезда автомобилей-самосвалов к бровке естественного откоса в условиях его возможного размыва водой.

3. Водитель самосвала К.:

  • нарушил требования безопасности при эксплуатации транспортных средств, повлекшее опрокидывание автомобиля-самосвала в водоем;
  • при движении задним ходом не выдержал минимального расстояния подъезда автомобиля-самосвала к бровке естественного откоса;
  • не потребовал выделения работника для организации движения автотранспортного средства в месте производства отсыпки грунта.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль