Подходы ФНПР к совершенствованию политики в области здоровья и охраны труда работников

2703
Подходы ФНПР  к совершенствованию политики в области здоровья и охраны труда работников
В статье приведены основные позиции, которые отстаивает ФНПР на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Справка о компании
ФНПР образована в 1990 г. как независимый от государства, политических и предпринимательских структур национальный профсоюзный центр. Является самым крупным объединением трудящихся России - объединяет 46 общероссийских профсоюзов
Одной из основных проблем сегодня является правильная расстановка акцентов в государственной политике в сфере охраны труда. Что мы хотим: защищать охрану труда или защищать здоровье работников? Современная мировая тенденция - делать упор на сохранение здоровья работников и обеспечение безопасности труда. То есть охрана труда не цель, а средство, это система, позволяющая выполнить главную задачу - сохранить здоровье трудящихся. Такое целеполагание предполагает пересмотр самой парадигмы государственной политики в области охраны труда.

По мнению Федерации независимых профсоюзов России (далее - ФНПР), в настоящее время в этой сфере наблюдается явный перекос в сторону аттестации рабочих мест по условиям труда и формирование на ее основе системы оказания платных услуг по охране труда.
В ноябре 2011 г. на заседании Постоянной Комиссии Генерального совета ФНПР по охране труда и защите от экологической опасности утверждены основные подходы к совершенствованию политики в области здоровья и безопасности труда. Приведем основные позиции, которые отстаивает ФНПР на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для перспективного развития охраны труда необходимо принятие неотложных мер по внедрению организации и управления охраной труда на основе конвенций, рекомендаций МОТ, а также действующей Системы стандартов безопасности труда, созданию служб гигиены (медицины) труда, укреплению профпатологической службы путем решения кадровых вопросов и улучшения медицинского оснащения

Сегодня мы не имеем четкой статистики в сфере охраны труда. Три уважаемых ведомства - Роструд, ФСС России и Росстат по-своему ведут учет несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваемости, поэтому их данные существенно разнятся. Ближе всего к истине статистика Роструда, поскольку она основывается на оперативной информации. Если работник получает травму на производстве, то этот факт тут же фиксируется территориальной Государственной инспекцией труда.

Следующий вопрос - как ФСС России возьмет этот случай к учету? Либо он будет страховым случаем, либо найдут причины, чтобы страховым случай не признать. Так, ФСС России не признает страховыми до 30% случаев. Это очень много. По существу, ФСС России осуществляет свою экспертизу несчастного случая, который до того уже был расследован специальной комиссией и признан ею связанным с производством. Вот почему порой возмущаются профсоюзы и Государственная инспекция по труду: комиссия, в составе которой работали их представители, признала несчастный случай связанным с производством, а ФСС России не признает его страховым - на чьей стороне правда?

В 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде, принятую в Женеве 22 июня 1981 г. (далее - Конвенция № 155), а позднее и Протокол Международной организации труда (далее - МОТ) 2002 г. к указанной Конвенции. Эти документы предполагают учет и ежегодную публикацию данных о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
ФНПР предлагает также ратифицировать Конвенцию МОТ № 160  о статистике труда, принятую в Женеве 25 июня 1985 г. (Конвенция № 160 "О статистике труда" была частично ратифицирована постановлением ВС СССР от 23.05.1990 № 1515-1. В соответствии с п. 2 ст. 16 Конвенции приняты обязательства в отношении статей 7, 8, 9 и 10 раздела II Конвенции. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному директору Международного бюро труда 27.08.1990. Конвенция вступила в силу для СССР 27.08.1991. - Примеч. ред. далее - Конвенция № 160), устанавливающую обязательства государства-подписанта в отношении обработки информации и публикации статистики по широкому спектру трудовой проблематики.

Так, ст. 14 названной Конвенции касается сбора и публикации статистики по травматизму и профессиональным заболеваниям по всем отраслям экономической деятельности. Статья 15 Конвенции № 160 касается статистики по трудовым конфликтам (также по отраслям). При этом согласно ст. 2 Конвенции № 160 при разработке или пересмотре понятий, определений и методологии, используемых в ходе сбора, обработки и публикации статистических данных, предусмотренных данной Конвенцией, необходимо учитывать самые последние нормы и руководящие принципы, установленные под эгидой МОТ.

Таким образом, ратификация Конвенции № 160 создаст основу для нормативного определения ряда фигурирующих в документах МОТ, но пока новых для нашей страны терминов, которые позволят сделать российскую статистику в трудоохранной сфере более точной.

Например, мы считаем необходимым принятие международной терминологии по охране здоровья и безопасности на работе согласно Своду практических правил МОТ об уведомлении о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации, опубликованному в 1996 г. (далее - Свод правил МОТ), в частности понятий "инцидент!' и "опасное происшествие".

Сейчас "инциденты" в российской практике не учитываются и в статистику не попадают. Но существует мировая статистика, которая свидетельствует, что на 500 инцидентов приходится один тяжелый несчаст-ный случай, а на 2000 инцидентов - один несчастный случай со смертельным исходом. Введение в российскую практику учета всех инцидентов позволит получить более объективную картину состояния охраны труда на конкретном предприятии, своевременно оценивать риски и предотвращать возможные негативные последствия.
Опасные происшествия также надо учитывать, поскольку современная система охраны труда строится на оценке рисков и нацелена на предупреждение несчастных случаев. К сожалению, пока российское трудоохранное законодательство и практика основываются на том, чтобы "обслужить" последствия несчастного случая и профзаболевания, принять меры постфактум.

Необходимо гармонизировать термины, содержащиеся в российских нормативных документах, с международными подходами, которые закреплены в документах МОТ. Сейчас они существенно различаются.

Так, согласно Протоколу к Конвенции № 155, понятие "несчастный случай на производстве" означает ситуацию, возникающую в связи с работой или во время нее, которая становится причиной производственной травмы, иного повреждения здоровья работника или его смерти. Под "профессиональным заболеванием" имеется в виду заболевание, полученное в результате воздействия вредных и (или) опасных факторов, возникающих в связи с трудовой деятельностью.

В России пока применяется совершенно иной, более узкий подход. У нас практикуется разделение на "профессиональное заболевание" (как следствие воздействия вредных факторов на рабочем месте) и "заболевание, связанное с работой", при этом последнее не попадает в статистику профзаболеваний.

В связи с этим ФНПР считает необходимым законодательно закрепить, согласно рекомендациям экспертов ВОЗ, понятие "болезни, связанные с работой" (work-related diseases), а также ввести соответствующие дополнения к термину "профессиональные заболевания" в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) & и приказах Минздравсоцразвития России.

Согласно Своду правил МОТ стресс и психоэмоциональные нарушения относятся к категории профессиональных заболеваний. Сегодня работники предприятий находятся в постоянном стрессе. Неполная занятость, угроза увольнения, конфликты с работодателем, разногласия в коллективе и т. д. - все это факторы, связанные с трудовой деятельностью.

Сегодня половина всех несчастных случаев и болезней признаются не профессиональными, а связанными с работой. Хотя очевидно, что работник подвергается воздействию вредных производственных факторов не только на своем рабочем месте. Это одна из причин того, почему в нашей стране такая низкая выявляемость профессиональной заболеваемости: в год в России диагностируется всего 7–8 тыс. “новых” случаев, что в расчете на 1000 работников в 40 раз меньше, чем на Западе

При выстраивании модели системы управления охраной труда, соответствующей принципам МОТ, мы должны учитывать в том числе и психоэмоциональные нарушения в структуре профессиональных болезней. А для этого необходимо иметь нормативное определение понятий "стресс" и "психоэмоциональные болезни".

Следует разработать нормативно-методические документы по профилактике стресса на работе и его негативных последствий, а также оценке случаев производственного травматизма как возможной причины острого или хронического стресса.
Кроме того, ФПНР считает необходимым ускорить ратификацию Россией Конвенции МОТ № 161 о службах гигиены труда (принята в Женеве 26 июня 1985 г.), а также решить вопрос взаимодействия служб охраны и медицины труда. Для обеспечения качественной работы профпатологических служб целесообразно ввести в действие в России Техническое и этическое руководство по медицинским осмотрам работников, принятое МОТ в 1998 г.

В Евросоюзе уже свыше 10 лет вопросы сохранения здоровья являются приоритетными, т. к. расходы на лечение профзаболеваний превышают затраты на реабилитацию работника после травм и увеличиваются на 1% в год.

Есть положительный опыт и в России. Например, в структуре управления охраной труда ОАО “АвтоВАЗ”, ряда металлургических компаний, крупных предприятиях других отраслей существует медицинское подразделение, в обязанности которого входит обеспечение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний.

Если проанализировать общероссийскую практику, то выяснится что, как правило, медицинские обследования работников проводит обыкновенный терапевт. Тогда как для этого необходимы специалисты-профпатологи.

Сегодня профессиональное заболевание обнаруживается только тогда, когда работник сам обращается в медицинские службы. Не будет профпатологической службы - не будут выявляться профессиональные заболевания. Необходимо также формирование межрайонных консультативных центров медицины труда на базе крупных лечебно-профилактических учреждений регионов.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) в принципе открывает широкие возможности для медицинской и профессиональной реабилитации. Определены значительные средства, позволяющие проводить даже высокотехнологические

Большой ошибкой, на наш взгляд, стало то, что вместо отдельного закона об охране труда были приняты соответствующие дополнения в ТК РФ. Практика показывает, что закон - это более гибкий инструмент, который позволяет оперативно реагировать на тенденции, связанные с изменением экономического уклада в стране, появлением новых подходов в мире. ТК РФ - это документ, который должен содержать базисные основы. Сейчас, как известно, обсуждается новая редакция ТК РФ. Наверное, пришло время подумать о ^ том, чтобы вернуться к идее специального закона об охране труда

операции и оказывать высокотехнологическую помощь. Но на сегодняшний день нет механизма своевременного выявления профессиональных заболеваний на начальной стадии и направления на реабилитацию.
В бюджете ФСС России в одной позиции сгруппировано все - медицинская, социальная, профессиональная реабилитация, а также средства, выделяемые на профилактические меры.

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ФНПР высказала предложение о том, чтобы предусмотреть в бюджете ФСС России отдельными строками вышеперечисленные реабилитационные и профилактические меры.
Подобный подход позволит отслеживать и анализировать существующие тенденции и на этой основе решать, куда конкретно направлять средства, связанные с медицинской реабилитацией.

Следует разработать пакет реабилитационных протоколов (или включить их в стандарты медицины труда) в отношении профессиональных заболеваний основных нозологий (болезней органов дыхания, мышечно-скелетной системы, органов слуха и др.). Указанные протоколы также должны опираться на требования МОТ.

В частности, для повышения эффективности медицинской реабилитации необходимо применение международной Унифицированной системы данных для медицинской реабилитации UDSmr, в которой участвует большинство европейских стран. Это позволит оказывать работникам высокотехнологичную помощь.

Наверное, многие помнят, что на первом этапе реализации Закона № 125-ФЗ существовала возможность в ситуации, когда работнику, например, оторвало ногу, вызвать вертолет, чтобы транспортировать его в клинику, где пострадавшему окажут высокотехнологичную помощь (скажем, пришьют конечность). Сегодня это исключено. Нет протокола, а значит, нет нормативных оснований.

ФНПР прекрасно понимает, что без модернизации основных средств решить проблему улучшения условий труда не удастся. Поэтому ФНПР выступает за изменение налоговой политики, предоставление преференций работодателям, которые модернизируют производство.
Для того чтобы работодатель мог выделять из своей прибыли средства на перевооружение основных производственных фондов, необходимо исключить соответствующие траты из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В первую очередь это касается предприятий малого и среднего бизнеса. Налоговые меры формально не связаны с системой охраны труда, это инструмент экономической политики в целом. Но только переход на новые технологии позволит качественно изменить ситуацию с безопасностью и здоровьем работников в России.

В.В. Трумель,
секретарь Федерации независимых профсоюзов России, главный технический инспектор труда профсоюзов России



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вопросы по теме

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль