Дополнительные страховые взносы: новый порядок уплаты

1482
Дополнительные страховые взносы: новый порядок уплаты
С 1 января 2013 г. на плательщиков страховых взносов возложена дополнительная обязанность по их уплате. Несмотря на то, что соответствующая норма действует уже более десяти месяцев, ее применение по-прежнему вызывает множество вопросов, обусловленных сложностью использованных законодателем формулировок. Как определить объект обложения дополнительными страховыми взносами? Могут ли освобождаться от них выплаты работникам-совместителям? Будут ли учитываться результаты АРМ при проведении специальной оценки условий труда?

С 1 января 2013 г. на плательщиков страховых взносов возложена дополнительная обязанность по их уплате. Несмотря на то, что соответствующая норма действует уже более десяти месяцев, ее применение по-прежнему вызывает множество вопросов, обусловленных сложностью использованных законодателем формулировок. Как определить объект обложения дополнительными страховыми взносами? Могут ли освобождаться от них выплаты работникам-совместителям? Будут ли учитываться результаты АРМ при проведении специальной оценки условий труда?

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Часть 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) хоть и путем отсылки к другой норме, четко устанавливает перечень лиц, выплаты и иные вознаграждения в пользу которых облагаются дополнительными страховыми взносами (далее – ДСО) по ставке 4%. К таким лицам ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) отнесены мужчины и женщины, занятые:

  • на подземных работах;
  • на работах с вредными условиями труда;
  • в горячих цехах.

При этом Закон № 173-ФЗ не определяет, какие именно работы следует относить к названным категориям, тем более что согласно его преамбуле, он устанавливает исключительно основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Необходимо отметить, что в соответствии с подп. «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”» в настоящее время для целей досрочного назначения пенсий работникам, занятым на указанных выше работах, подлежит применению Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 1).

Однако сам по себе факт использования Списка № 1 при назначении досрочной пенсии по старости не является основанием для его применения при определении объекта обложения ДСО. И это несмотря на то, что в свое время в пояснительной записке к проекту Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» , устанавливающего ДСО, прямо указывалось на то, что они вводятся с целью финансирования страховой части трудовой пенсии по старости до наступления общеустановленного пенсионного возраста получателей, трудовые пенсии которым назначены в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Данный факт объясняется тем, что ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ не предусматривает необходимость обложения ДСО выплат в отношении лиц, занятых на работах, выполнение которых дает право на досрочную пенсию по старости, а лишь содержит отсылку к видам работ, поименованным в ч. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ плательщик ДСО может быть освобожден от их уплаты на основании результатов специальной оценки условий труда (далее – спецоценка).

Очевидно, что законодатель изначально предполагает, что лица, занятые на указанных видах работ, подвергаются воздействию неких отрицательно влияющих на их здоровье и работоспособность производственных факторов, воздействие которых, однако, может быть устранено либо подтверждено в установленном порядке. Таким образом, становится очевидной взаимосвязь между установлением ДСО и условиями труда, которые обеспечиваются работодателем работникам, выполняющим названные виды работ. С учетом этого как минимум странным выглядит подход, при котором объект обложения ДСО определяется на основании Списка № 1, а круг работ, относимых к рассматриваемым нами трем категориям, – на основании норм об условиях труда, т. е. трудового законодательства.

ВРЕДНАЯ И ОПАСНАЯ РАБОТА

Статья 330.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет подземные работы как работы по непосредственной добыче полезных ископаемых подземным способом, строительству, эксплуатации подземных сооружений и аварийно-спасательные работы в указанных сооружениях, за исключением работ по эксплуатации метрополитена.

В то же время подземные работы то признаются им разновидностью вредных и (или) опасных работ (ст. 117, 213 ТК РФ), то выделяются в отдельную категорию работ с особыми условиями труда (ст. 253, 265 ТК РФ), при этом никаких отсылок к Списку № 1 ТК РФ не содержит.

Представляется вполне обоснованным рассматривать в качестве подземных и другие виды работ, помимо указанных в ТК РФ, только в том случае, если гражданско-правовым либо трудовым договором, коллективным договором, действующим у работодателя, или его локальным нормативным актом, а также гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) соответствующие работы отнесены к подземным.

Понятие вредных условий труда в трудовом законодательстве не раскрывается, однако анализ гл. 33 ТК РФ позволяет трактовать вредные условия труда в качестве совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, следствием влияния которых на работника может стать развитие у него профессионального заболевания. При этом сам факт воздействия вредных производственных факторов на работника действующим законодательством не связывается с выполнением им работ и занятием должностей из какого-либо списка или перечня, а определяется условиями гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), трудового договора, коллективного договора и результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ). Фактически лицо, занимающее должность, предусмотренную Списком № 1, может выполнять свою работу и в безопасных условиях, а лицо, чью должность он не содержит, может трудиться во вредных.

Работы в горячих цехах ни как разновидность работ во вредных и (или) опасных условиях труда, ни как отдельный вид работ с особыми условиями труда ТК РФ не определены. Каких-либо актов, кроме Списка № 1, устанавливающих порядок отнесения тех или иных видов деятельности к работам в горячих цехах, в настоящее время не существует. Таким образом, трудовое законодательство вообще не позволяет причислять какие-либо работы к данной категории, что, впрочем, не препятствует сторонам предусмотреть соответствующее условие в трудовом договоре или гражданско-правовом договоре на выполнение работ (оказание услуг).

Аналогичным образом складывается ситуация и при определении понятия «работы с тяжелыми условиями труда», упомянутого в п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, поскольку выплаты и иные вознаграждения лицам, занятым на таких работах, также подлежат начислению и уплате ДСО, предусмотренные ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

ТК РФ неизвестно понятие «работы с тяжелыми условиями труда», значение которого не совпадает с используемым в нем термином «тяжелые работы». Для целей Закона № 173-ФЗ при определении работ с тяжелыми условиями труда подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 . Однако данное обстоятельство не обязывает плательщиков страховых взносов опираться на указанный Список при определении объекта обложения ДСО по вышеназванным причинам.

В статье 209 ТК РФ условия труда рассматриваются как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса. Если уровень воздействия на работника хотя бы одного из них превышает установленные нормы, то условия труда должны быть признаны вредными и (или) опасными.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Порядок № 342н) одним из факторов трудового процесса является его тяжесть. То есть тяжелые условия труда согласно действующему трудовому законодательству представляют собой разновидность вредных и (или) опасных условий труда, поскольку даже одной тяжести трудового процесса достаточно для признания факта привлечения работника к выполнению работ во вредных и (или) опасных условиях труда.

Найти список или перечень производств, работ, профессий, должностей или показателей, однозначно позволяющих отнести конкретный вид работ с вредными и (или) опасными условиями труда к работам с тяжелыми условиями труда, автору настоящей статьи не удалось.

Так, Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 №162) и Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163) не отделяют работы с тяжелыми условиями труда от работ с вредными и (или) опасными условиями.

Соответственно во всех случаях, когда работы осуществляются во вредных и (или) опасных условиях труда (пусть даже факт их наличия установлен исключительно ввиду превышения действующих норм по показателю тяжести трудового процесса), выплаты в пользу занятых на таких работах лиц подлежат обложению ДСО в соответствии с ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Что именно представляют собой тяжелые работы, ТК РФ четко не поясняет, однако очевидно, что они, наряду с работами с вредными и (или) опасными условиями труда, являются разновидностью работ с особыми условиями труда (ст. 57, 81, 146, 147 ТК РФ и др.).

Не решает перечисленных проблем с классификацией особых условий труда и проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Законопроект), опубликованный на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru).

Законопроект не предполагает установления по итогам спецоценки иных разновидностей особых условий труда, кроме вредных и опасных, хотя каждый из названных вариантов в нем охарактеризован отдельно (ст. 14 Законопроекта).

В следующей Теме дня читайте продолжение статьи, в котором описан круг лиц, выплаты и вознаграждения в пользу которых подлежат обложению ДСО, а также рассказано о процессе замены АРМ спецоценкой.

Ю.В. Федонина, юрист корпоративной практики ООО «Аудит Хаус» журнал "Справочник специалиста по охране труда" №11 2013

 

Инструменты МЦФЭР-Охрана труда для получения комплексной информации о новом порядке уплаты дополнительных страховых взносов:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вопросы по теме

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль