Работаю в должности участкового врача-терапевта в центральной районной больнице с 1980 г. по настоящее время. В период с октября 1989 г. по октябрь 1992 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

1481

Вопрос

Работаю в должности участкового врача-терапевта в центральной районной больнице с 1980 г. по настоящее время. В период с октября 1989 г. по октябрь 1992 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Ответ

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, засчитали мне в стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком только до достижения им возраста полутора лет. Правомерен ли отказ в исключении периода нахождения в указанном отпуске до трех лет из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения?

Врач,
Волгоградская обл.

Во исполнение положения п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ Правительство РФ постановлением от 11.07.2002 № 516 утвердило «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”». Этими Правилами регулируются общие вопросы исчисления периодов деятельности отдельных категорий работников, которым предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
 Так, в Правилах закреплено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В Правилах не отражена норма о включении периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в стаж на соответствующих видах работ.
 Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам, регулируется «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”» (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в ред. постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449). Данными Правилами установлено, что в стаж соответствующей деятельности включается работа в должностях и учреждениях (структурных подразделениях) при выполнении работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством. Норма о включении иных периодов, не связанных непосредственно с работой, в этих Правилах отсутствует.
 Таким образом, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не отражена специальная норма о включении в стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
 Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в отношении периодов деятельности, имевших место до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, может определяться с учетом периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком на основании разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 781 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утв. постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29).
 В Разъяснении было определено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 (т. е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации”), применительно к пенсиям, предусмотренным ст. 12, 78, 781 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.
 Досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (ранее – пенсия за выслугу лет) – это пенсия, предоставляемая государством в качестве льготы за особые условия труда (интенсивность нагрузки, психоэмоциональная нагрузка на организм человека и другие факторы, влияющие на потерю трудоспособности до наступления общеустановленного пенсионного возраста, установленного нормами законодательства о трудовых пенсиях. Аналогичный подход был применим к пенсиям за выслугу лет, назначаемым в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку этими нормами также регулировался порядок пенсионного обеспечения по сути “на льготных условиях”.
 Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж согласно указанному разъяснению. До 06.10.1992 продолжительность нахождения женщины в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком согласно ст. 167 действовавшего тогда Кодекса законов о труде РСФСР от 09.12.1971 составляла полтора (а не три) года.

Разъяснение не содержит прямого указания на определенную продолжительность периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Действующее законодательство в разные временные периоды содержало различные правовые нормы, которые применялись на момент смены правового регулирования. При этом необходимо помнить, что нормы законодательства применяются во взаимосвязи и взаимозависимости с нормами права, т. е. на основании законодательной базы и принятой в целях ее реализации нормативной правовой базой.

Согласно общим принципам права в случае наличия норм, регулирующих одни и те же правоотношения, применению подлежат нормы законодательства, принятые позднее. Если во вновь принятом нормативном правовом акте отсутствует соответствующая правовая норма, то могут быть приняты во внимание ранее применявшиеся положения, не противоречащие действующему законодательству.
 Разъяснение “О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющих грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года” (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.03.1970 № 89/11) и Разъяснение “О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет” (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 № 156/10-30) утратили силу и не применялись, в частности, в период действия Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (до 1 января 2002 г.).

Разъяснение “О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет” (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11) содержало норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (абз. 2 п. 7).

В абз. 1 п. 7 названного разъяснения предусматривалось, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Понятия “общий стаж”, “непрерывный стаж”, “стаж работы по специальности” и “стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях” по своей правовой природе неравнозначны, применяются для разных целей и исчисляются по разным правилам.

В частности, понятие “стаж работы по специальности” используется для тарификации (аттестации) при установлении окладов (надбавок) работникам здравоохранения. Это означает, что не любая работа по специальности и не любые периоды деятельности дают право на досрочное установление трудовой пенсии по старости по правилам подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях (на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения), исчисляется в соответствии со Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

При исчислении стажа работы по специальности нормативные правовые акты, регулирующие досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не применяются, поскольку касаются исключительно сферы пенсионных правоотношений между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства застрахованного лица, и физическим лицом (застрахованным лицом или доверенным лицом субъекта права, претендующего на определенный вид пенсии, предусмотренной действующими законодательными актами – законодательством о трудовых пенсиях и о государственных пенсиях).

Таким образом, понятия “стаж работы по специальности” и “стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях (стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения)” не являются тождественными.

Это подтверждается структурой построения положений п. 7 разъяснения, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11. Порядок включения периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, согласно этому разъяснению, зависит от того, для каких целей производится исчисление стажа (для назначения пособий по государственному социальному страхованию, для установления окладов, надбавок, для назначения пенсии на общих основаниях, для назначения пенсии на льготных условиях и т. д.).

Вопрос включения в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, что нашло отражение в определении от 21.02.2008 № 93-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Г.Х. Абашевой, Н.И. Байбековой и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР”».

Заявители оспаривали конституционность подпунктов отдельных положений Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, регламентирующих условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости педагогическим, медицинским и творческим работникам, абз. 1 п. 4 и абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516), а также п. 103 ст. 1 утратившего силу с 01.02.2002 Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР”.

Конституционным Судом РФ в названном определении отмечено: “Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, – при том, что такие периоды, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учитываются в страховом стаже, – относится к полномочиям законодателя и Правительства РФ. Изменение порядка подсчета специального стажа и включение в него периодов отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, к чему фактически сводятся требования заявителей, является прерогативой законодателя”.

Из определения Конституционного Суда РФ усматривается, что включение в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до трех лет (как требуют заявители) не предусмотрено законодателем, а именно его прерогативой является установление правовых оснований (условий, порядка исчисления стажа на соответствующих видах работ и т. д.) в целях реализации застрахованным лицом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

При отсутствии права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ из-за недостаточной продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения государством предоставлены гарантии реализации права на пенсионное обеспечение по нормам и условиям, предусмотренным действующим законодательством.

Так, право на пенсионное обеспечение может быть реализовано с учетом положений ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, т. е. по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Понятие “страховой стаж” раскрывается в законодательстве о трудовых пенсиях. Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (их перечень содержится в ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Так, в ст. 11 предусмотрено, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, засчитывается в страховой стаж.

Таким образом, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, период отпуска по уходу за ребенком засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по нормам подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Продолжительность этого периода составляет полтора года, в данном случае – с октября 1989 г. по апрель 1991 г.

Пожарная безопасность на предприятии

Основной документ, на который ориентируется каждый работодатель, обеспечивая пожарную безопасность на предприятии, в 2017 году серьезно изменится. Первое нововведение вступит в силу уже 1 марта и добавит в документ всего одно новшество. А редакция, которой будут руководствоваться работодатели уже с 26 сентября 2017 года, несет в себе более 140 серьезных изменений. Мы расскажем, на что нужно обратить свое внимание, что успеть изменить в системе пожарной безопасности вашего предприятия .



Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль