Нужно ли регистрировать внутрицеховой транспорт?

6

Вопрос

Проконсультируйте нас пожалуйста по такому вопросу - нужно ли регистрировать внутрицеховой транспорт? В данном случае речь идет об автопогрузчиках, причем они никогда не будут выезжать за территорию предприятия или же цеха, где эксплуатируются?

Ответ

Дата публикации ответа:


Ответ на вопрос:

Регистрировать надо, если это внутрицеховой транспорт с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 (ред. от 06.02.2016) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").

Подробности в материалах Системы Охрана труда:

Решение Верховного Суда РФ от 18.02.2010 № ГКПИ09-1613 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291 и пункта 1 Порядка проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 № 117>

Извлечения:

«ООО "Компания Эльф" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать абзацы шестой и тринадцатый пункта 5 Положения и пункт 1 Порядка недействующими в той мере, в какой они распространяются на самоходные машины и "иные машины", не являющиеся транспортными средствами, то есть не предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

В заявлении указано, что обществу принадлежат автопогрузчики, являющиеся самоходными машинами, предназначенными для подъема и перевозки грузов при погрузке-разгрузке грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов, которые перемещаются исключительно по территории производственной базы, не выезжают на дороги и не участвуют в дорожном движении. В нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" оспариваемые абзацы пункта 5 Положения и пункт 1 Порядка обязывают владельцев автопогрузчиков регистрировать их в органах гостехнадзора, проходить технические осмотры в этих органах, а также страховать их в соответствии с законодательством о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Тем самым оспариваемые нормативные правовые акты препятствуют осуществлению заявителем предпринимательской деятельности.

Оспаривая пункт 5 Положения и пункт 1 Порядка в части, в которой они распространяются на самоходные машины и "иные машины", не являющиеся транспортными средствами, то есть не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, заявитель полагает их противоречащими пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Согласно названной норме Федерального закона находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.

В данном Федеральном законе приведены определения, раскрывающие содержание используемых в нем терминов. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; под дорогой - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (статья 2).

При этом Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" такого понятия как "дороги общего пользования" не содержит. Поскольку самоходные машины представляют собой устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, они являются транспортными средствами.

Порядок регистрации транспортных средств регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", в силу которого в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.

Таким образом, обязательность государственной регистрации самоходных машин следует из положений указанного специального нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, который заявителем не оспаривается.

Отнесение абзацем шестым пункта 5 Положения к полномочиям органов гостехнадзора осуществления регистрации самоходных машин, а также выдачи на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и в полной мере согласуется с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938.

Поскольку самоходные машины подлежат регистрации в установленном порядке, на них распространяется требование пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" об обязательном государственном техническом осмотре.


При этом федеральный законодатель порядок проведения обязательного государственного технического осмотра не регламентировал, делегировав его установление Правительству Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).

Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации и приняло 19 февраля 2002 г. Постановление № 117 "О порядке проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", которым утвердило оспариваемый Порядок.

Оснований считать, что оспариваемая норма Порядка о том, что он определяет единые требования к проведению государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации и находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", не имеется.

Закрепление в абзаце тринадцатом пункта 5 Положения одним из полномочий органов гостехнадзора осуществление контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования является также правомерным.

Как следует из его содержания, он не возлагает на владельцев транспортных средств, включая владельцев самоходных машин, обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такая обязанность установлена Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно его статье 4 владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи.

В частности, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев: транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час (подпункт "а" пункта 3); транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3).

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" запрещает использование на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В отношении указанных транспортных средств не проводятся государственный технический осмотр и регистрация (пункт 3 статьи 32). Аналогичное предписание закреплено и в пункте 3 статьи 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Таким образом, при решении вопроса, должен ли владелец самоходной машины страховать свою гражданскую ответственность, подлежат применению положения статьи 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Соответственно в пункте 8 Порядка указано, что для проведения государственного технического осмотра машин страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства предъявляется в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Проверка же исполнения владельцами самоходных машин обязанности по страхованию своей гражданской ответственности органом, осуществляющим надзор за техническим состоянием самоходных машин, соответствует как пункту 3 статьи 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", так и пункту 3 статьи 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

ООО "Компания Эльф" в удовлетворении заявления отказать».

2. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291 (ред. от 17.11.2015) "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" и постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. № 1013 "О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием" (вместе с "Правилами проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием").


Пожарная безопасность на предприятии

Основной документ, на который ориентируется каждый работодатель, обеспечивая пожарную безопасность на предприятии, в 2017 году серьезно изменится. Первое нововведение вступит в силу уже 1 марта и добавит в документ всего одно новшество. А редакция, которой будут руководствоваться работодатели уже с 26 сентября 2017 года, несет в себе более 140 серьезных изменений. Мы расскажем, на что нужно обратить свое внимание, что успеть изменить в системе пожарной безопасности вашего предприятия .



Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией


Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

После регистрации у Вас будет ПОЛНЫЙ доступ ко всем материалам сайта trudohrana.ru.

Это бесплатно и займёт всего одну минуту!

Ещё Вы получите в ПОДАРОК инструкции по охране труда с учетом новых правил


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать документы с сайта. Регистрация бесплатна и займет всего 57 секунд. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль