Обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты

2679
В статье рассказывается, какие обязанности появились недавно у организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, какие требования были отменены, чем обоснованы новации и каковы тенденции в сфере промышленной безопасности

Обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — ОПО), установлены п. 1 ст. 9 Федерального закона от  21.07.1997 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон №  116-ФЗ).

Важнейшей обязанностью работодателя является обязанность соблюдать положения Закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В течение 2013—2014 гг. нормативная база в сфере промышленной безопасности (далее — ПБ) претерпела кардинальные изменения. На смену ранее действовавшим правилам безопасности, правилам устройства и безопасной эксплуатации, общим правилам взрывобезопасности и иным нормативным документам Ростехнадзора пришли федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (далее — ФНП).


Читайте по теме в журнале "Справочник специалиста по охране труда":


Техническое регулирование и промышленная безопасность: разделение сфер

Важнейшей новацией в нормативном регулировании безопасности ОПО стало разграничение сфер между законодательством о техническом регулировании и о промышленной безопасности.

Как известно специалистам по охране труда и промышленной безопасности, долгое время нормативные документы Ростехнадзора охватывали все вопросы обеспечения промышленной безопасности: требования к оборудованию, требования к зданиям и сооружениям, требования к технологическим процессам, требования к организации эксплуатации ОПО и оборудования на этих объектах, требования к работникам.

Теперь согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от  27.12.2002 №  184-ФЗ> «О техническом регулировании» и в Закон №  116-ФЗ, обязательные требования к безопасности технических устройств, применяемых на ОПО (их конструктивные параметры, а также порядок подтверждения соответствия установленным требованиям), определяются техническими регламентами. Перечислим те из них, что относятся к сфере деятельности Ростехнадзора и касаются устройств, эксплуатируемых на ОПО:

«О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. постановлением Правительства РФ от  29.10.2010 № 870;«О безопасности зданий и сооружений» — Федеральный закон от  30.12.2009 №  384-ФЗ;ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утв. решением Комиссии Таможенного союза от  18.10.2011 № 823;ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утв. решением Комиссии Таможенного союза от  18.10.2011 № 824;ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.10. 2011 № 825;ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», утв. решением Комиссии Таможенного союза от  09.12.2011 № 875;ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. решением Комиссии Таможенного союза от  02.07.2013 № 41; вступил в силу с 1 февраля 2014 г.


Читайте также: Закон о промышленной безопасности. Нововведения


Согласно законодательству о техническом регулировании соответствие технических устройств, зданий и сооружений техническому регламенту обеспечивается либо выполнением требований безопасности самого технического регламента, либо выполнением требований стандартов, взаимосвязанных с техническим регламентом.

В каждом из названных техрегламентов указан перечень продукции (на которые он распространяется), подлежащей обязательному подтверждению соответствия либо в форме сертификации, либо в форме декларирования соответствия. Поэтому, прежде чем приобретать какое-либо оборудование, представители эксплуатирующей организации обязаны проверить наличие на него сертификата или декларации о соответствии.

В связи с этим с 1 января 2014 г. Ростехнадзор больше не осуществляет выдачу разрешений на применение технического устройства на ОПО.

Разрабатываемые Ростехнадзором ФНП, со своей стороны, устанавливают требования к деятельности в области промышленной безопасности, в т. ч. к эксплуатации самих ОПО и применяемых на них технических устройствах, к работникам, осуществляющим эту деятельность, а также к безопасности технологических процессов на ОПО.

Если в отношении конкретного техустройства ФНП пока не приняты (ряд новых документов находится в процессе разработки или на рассмотрении в Минюсте России), продолжают действовать старые нормативные документы.


Читайте по теме в системе "Охрана труда":


Наименования и реквизиты нормативных правовых актов и документов, содержащих требования к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, а также к безопасности технологических процессов, действующих на сегодняшний день, указаны в актуализированном Перечне П- 01-01-2013 (по состоянию на 1 сентября 2013 г.), утв. приказом Ростехнадзора от  21.10.2013 № 485.

Данный перечень содержит 422 документа в области промышленной безопасности, из них в Минюсте России зарегистрированы 182. (Подчеркнем: это только документы, утвержденные Ростехнадзором. Федеральных законов и постановлений Правительства РФ, которые касаются промышленной безопасности, там нет.) К сожалению, в 2014 г. указанный перечень не актуализировался, поэтому, пользуясь им, специалисты по промышленной безопасности должны понимать, что это справочный материал, который требует уточнения.

Документы Ростехнадзора делятся на две группы:

  • обязательные для применения (это те, которые зарегистрированы Минюстом России);
  • документы добровольного применения.

Если при очередной плановой проверке инспектор Ростехнадзора оформляет предписание со ссылкой на руководящий документ Ростехнадзора, который не зарегистрирован в Минюсте, представитель службы промышленной безопасности эксплуатирующей организации имеет все основания возразить: требование не обосновано, ибо речь идет о документе добровольного применения.

Федеральным законом от  04.03.2013 №  22-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон „О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон №  22-ФЗ) в Закон №  116-ФЗ был введен новый, можно сказать «революционный», подход к установлению требований промышленной безопасности, при котором в случае, если при эксплуатации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных ФНП, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, проектировщик строящегося или реконструируемого ОПО может заложить индивидуальные (для конкретного объекта) требования к его эксплуатации в обосновании безопасности ОПО. Уточним: отход от требований промышленной безопасности возможен, только если он обоснован с помощью анализа риска аварий.

При этом предметом проверок надзорного органа станет соблюдение эксплуатирующей организацией требований, изложенных в разрабатываемом проектировщиком документе «Обоснование безопасности опасного производственного объекта», который должен содержать:

  • сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы;
  • условия безопасной эксплуатации ОПО;
  • требования к эксплуатации ОПО.

Обоснование безопасности ОПО, а также вносимые в него изменения подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности ОПО без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается

Обоснование безопасности ОПО подается эксплуатирующей организацией в Ростехнадзор в комплекте с заявлением на регистрацию ОПО.

Идентификация и регистрация ОПО

Вышеупомянутый Закон №  22-ФЗ внес коррективы в приложение 1 к Закону №  116-ФЗ, где содержатся признаки опасности, при наличии которых объект относится к категории ОПО.

Изъяты некоторые ранее действовавшие критерии ОПО, введены дополнительные.

Так, к ОПО теперь не относятся объекты:

  • электросетевого хозяйства;
  • на которых используются лифты;
  • на которых получаются, транспортируются и используются расплавы металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава менее 500 кг.;
  • добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ;
  • на которых обращаются опасные вещества в количествах меньше, чем указано в приложении 2 к Закону №  116-ФЗ.

В итоге, по экспертным оценкам, 10–30% от общего количества ранее зарегистрированных ОПО исключены из государственного реестра ОПО.

С другой стороны, к категории ОПО теперь относятся объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

Специалистам служб промышленной безопасности рекомендуется внимательно изучить новый перечень ОПО и снять с регистрации (путем подачи соответствующего заявления в Ростехнадзор) объекты, которые отныне не попадают в эту категорию. Зарегистрировав те, что по новым правилам квалифицируются как ОПО

Еще одно принципиально важное нововведение Закона №  22-ФЗ — градация ОПО в зависимости от степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий на четыре класса опасности:

  • чрезвычайно высокой (I класс);высокой (II класс);
  • средней (III класс);низкой (IV класс) опасности.

Класс опасности присваивается ОПО при его регистрации в госреестре в соответствие с критериями, указанными в приложении 2 к Закону №  116-ФЗ.

Идентификацию ОПО по классам опасности проводит сама эксплуатирующая организация (т. е. специалисты службы, отвечающей за промышленную безопасность). Согласно п. 5 ст. 2 Закона №  116-ФЗ, руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре ОПО, в соответствии с законодательством РФ.

Основанием для регистрации (перерегистрации) ОПО является заявление о регистрации ОПО с приложением документов:

  • карта учета ОПО с установлением класса опасности;
  • сведения, характеризующие опасный производственный объект;
  • обоснование безопасности ОПО (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 3акона №  116-ФЗ).

Заявление с приложенными документами должно быть подано в регистрирующий орган организацией, эксплуатирующей эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации.

Исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления эксплуатирующей его организации в случаях:

  • ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации;
  • утраты объектом признаков опасности;
  • изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к их идентификации, предусмотренного нормативными правовыми актами РФ.

Обязанности организаций, эксплуатирующих ОПО, можно разделить на две большие группы.

Обязанности, не зависящие от класса опасности эксплуатируемых ОПО

Идентифицировать ОПО в составе организации, оформить и представить в Ростехнадзор документы, необходимые для его регистрации.

Заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО независимо от сферы деятельности объекта и видов рисков.

Обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности ( т. е. руководители и специалисты, которые непосредственно связаны с эксплуатацией ОПО, должны пройти обучение в области ПБ в организациях, занимающихся подготовкой или в режиме самоподготовки.

Обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО в установленных федеральным законом случаях.

Обеспечить наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами.

Предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц. ( Из-за очевидной невозможности выполнить это требование автозаправки не включены в категорию ОПО).

Приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на ОПО, а также в случаях обнаружения обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

ОПО останавливается либо по решению эксплуатирующей организации (например, при определенной силе ветра (штормовое предупреждение) работа башенных кранов, мостовых, котловых запрещена), либо по постановлению суда.

Обязанности, зависящие от класса опасности эксплуатируемых ОПО

Эти обязанности представлены на схеме.

Обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты

Обязанности эксплуатирующих организаций в зависимости от класса опасности ОПО

Перечислим кратко основные новшества в плане обязанностей.

Для ОПО 4-го класса опасности больше не требуется лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного оборудования — достаточно уведомить Ростехнадзор о начале деятельности. Это существенное упрощение для эксплуатирующих организаций. Перечень работ, отнесенных к эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности, и порядок уведомления о начале осуществления этих работ изложены в обновленной редакции Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от  16.07.2009 № 584 (далее – Правила).

Уведомление составляется организацией по форме согласно приложению 2 к Правилам и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора.

На ОПО 3-го и  4-го классов опасности должен осуществляться производственный контроль. Если раньше положение о производственном контроле требовалось согласовывать с Ростехнадзором, то теперь эксплуатирующая организация должна просто представить копию этого локального акта, заверенную руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица)

При эксплуатации ОПО 1-го и  2-го классов опасности в организации должна быть создана система управления промышленной безопасностью (далее — СУПБ). На многих взрывопожароопасных и химически опасных объектах такие системы по факту были давно созданы в добровольном порядке, но теперь это — обязанность эксплуатирующих организаций. Требования к документационному обеспечению СУПБ утверждены постановлением Правительства РФ от  26.06.2013 № 536 (далее — Постановление № 536). При очередной проверке инспектор Ростехнадзора будет судить о выполнении требования по созданию и обеспечению функционирования СУПБ по наличию документов, указанных в Постановлении № 536.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона №  116-ФЗ все организации, эксплуатирующие ОПО любого класса, обязаны ежегодно к 1 апреля представлять в Ростехнадзор в письменной форме либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Форма представления сведений об организации производственного контроля утверждена приказом Ростехнадзора от  23.01.2014 № 25.

Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий теперь разрабатываются только для ОПО 1-3-го классов опасности, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в определенном Законом №  116-ФЗ количестве ( 1-й признак опасности);
  • получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов ( 4-й признак опасности);
  • ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых ( 5-й признак опасности);
  • осуществляется хранение или переработка растительного сырья, которое склонно к самовозгоранию ( 6-й признак опасности).Только вышеуказанное сочетание класса и вида опасности является основанием для обязательной разработки мероприятий по локализации и ликвидации аварий. Во всех остальных случаях разработка мероприятий не требуется.

Таким образом, это требование не касается ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением и подъемные сооружения, даже если эти объекты отнесены к 3 классу опасности.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в отношении ОПО 1-2-го классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в определенном Законом №  116-ФЗ количестве (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

Для ОПО 1-2-го классов, идентифицированных по иным признакам опасности, а также 3-4-го класса декларация промышленной безопасности не разрабатывается.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка


    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль