Формирование правовых институтов специальной оценки условий труда в Российской Федерации

245
В 2014 г. в России дан старт масштабному реформированию института оценки условий труда. Вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Принят целый ряд нормативно-правовых актов, связанных с переходом на специальную оценку условий труда. В 2015 г. активная работа по совершенствованию нормативной базы в сфере охраны труда продолжена

Основным подзаконным актом в сфере обеспечения перехода на специальную оценку условий труда (далее — СОУТ), осуществляемую в соответствии с Федеральным законом от  28.12.2013 №  426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон №  426-ФЗ), стал приказ Минтруда России от  24.01.2014 № 33н (далее — Приказ № 33н), которым, в частности, была утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда (далее — Методика). Следом за ним был принят еще целый ряд нормативных актов, большинство из которых также устанавливают единые процедуры в сфере оценки условий труда на рабочих местах. Это приказы Минтруда России:

  • от  07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
  • от  03.07.2014 № 436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда»;
  • от  12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»;
  • от  22.09.2014 № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»;
  • от  05.12.2014 № 976н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».

ТОП-5 статей по СОУТ в системе "Охрана труда":

Экономическая выгода проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда

Особенности взаимодействия работодателя и организации, проводящей специальную оценку условий труда

Оптимизация расходов на проведение специальной оценки условий труда в организации

Как рассчитываются отчисления страховых взносов в ФСС по результатам специальной оценки?
 


В части допуска организаций к проведению СОУТ было принято постановление Правительства РФ от  30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда». Однако до сих пор в реестре организаций, проводящих СОУТ, не числится ни одной такой организации. Судя по всему, участники рынка заняли выжидательную позицию, забыв о том, что по окончании переходного периода осуществление СОУТ организацией, не вошедшей в упомянутый реестр, чревато для нее серьезными негативными последствиями.


О том, как снизить или отменить компенсации после проведения специальной оценки условий труда вы можете узнать, посетив семинар по охране труда «Глобальные изменения трудового законодательства 2016 г.»


В целях формирования сообщества экспертов приняты постановление Правительства РФ от  03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования», а также два приказа Минтруда России:

  • от  24.01.2014 № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
  • от  25.07.2014 № 482 «Об организации работы по проведению дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда».

В отношении дистанционного тестирования следует отметить, что оно ведется с октября 2014 г. и, несмотря на возникающие при этом вопросы и проблемы, приличный экспертный пул у нас уже сформировался.

В течение 2014 г. утвержден также комплекс нормативных актов так называемого второго уровня.

Пример

Так, принято постановление Правительства РФ от  14.04.2014 № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» .

В развитие указанного постановления подписан ряд приказов Минтруда России, устанавливающих особенности проведения СОУТ на рабочих местах организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности, в т. ч., например:

  • от  14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252»;
  • от  03.12.2014 № 969н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов».

Методика, являющаяся, как уже указывалось выше, базовым подзаконным актом во всей этой системе, вступила в силу с 8 апреля 2014 г. и с этого момента позволяет в полной мере проводить СОУТ в нашей стране. Безусловно, мы понимаем, что этот документ является достаточно компромиссным. В свое время к его содержанию было много вопросов как со стороны работодателей, так и со стороны профсоюзов. Методика широко обсуждалась в различных форматах, в т. ч. на площадках Минтруда России и Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Учитывая компромиссный характер документа, заместитель председателя Правительства РФ  О. Ю. Голодец в апреле 2014 г. дала поручение отслеживать результаты его правоприменения и выявлять те или иные узкие места, которые требуют корректировки.

С этой целью была создана рабочая группа с широким представительством работодателей, профсоюзов и профессионального сообщества. Соответствующая анкета, касающаяся Методики, была размещена на сайте Минтруда России, а также разослана всем заинтересованным лицам.

Мы с удовлетворением отметили активность профессионального сообщества, работодателей и профсоюзов, которые приняли участие в мониторинге Методики и внесли достаточно конкретные предложения, которые можно было учесть в рамках ее совершенствования. Всего с апреля по декабрь 2014 г. к нам поступило порядка 800 предложений. Все они были проанализированы, и существенная часть из них была сформулирована в виде поправок в Приказ № 33н. Отмечу основные новеллы.

Во-первых, предлагаемые изменения касаются оценки биологического фактора в медицинских учреждениях. Мы устраняем очевидные несостыковки между нашим законодательством и Федеральным законом от  04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Во-вторых, это вопросы, связанные с устранением редакционных разночтений по такому фактору, как тяжесть и напряженность трудового процесса.

И, наконец, главная проблема, которую мы были вынуждены решать, связана с отсутствием нормативов освещенности для производственных помещений. Предусмотренные поправки позволят экспертам нормально работать и осуществлять оценку освещенности на рабочих местах соответствующих организаций.

Новеллы Закона №  426-ФЗ

Понятно, что когда мы анализировали правоприменение СОУТ как процедуры, то, безусловно, не могли пройти мимо Закона №  426-ФЗ. В него также планируется внести ряд изменений.

Пример

Так, на протяжении всего периода публичного обсуждения проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“» коллеги отмечали необходимость устранения своего рода коллизии, связанной с декларированием соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Известно, что Законом №  426-ФЗ указанное декларирование предусмотрено в случае, если на рабочих местах вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы. В поступавших к нам предложениях предлагалось распространить эту процедуру на рабочие места, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми. Такая поправка (с оговорками) в Закон №  426-ФЗ, безусловно, будет внесена, но, конечно, она не коснется рабочих мест, на которых работники имеют накопленные объемы прав. На данных рабочих местах процедура исследований (испытаний) и измерений по-прежнему будет проводиться.

Кроме того, коллеги из соответствующих органов указывали на необходимость коррекции Закона №  426-ФЗ, связанной с защитой государственной и иной охраняемой законом тайны при передаче сведений о результатах проведения СОУТ. Такая поправка также предусмотрена.

Одновременно мы вместе со специалистами из Минэкономразвития России разрабатываем поправки в Закон №  426-ФЗ, связанные с ускорением проведения СОУТ на отдельных рабочих местах. Речь идет, в частности, о ее выполнении на рабочих местах основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи в срок до 31 декабря 2016 г. Эту норму в Закон №  426-ФЗ мы заложили, но еще будем ее обсуждать, поскольку данная инициатива связана с поручением Президента РФ о повышении производительности труда, выявлении грязных технологий, фактов использования устаревшего, экологически неблагополучного и вредного с точки зрения влияния производственных факторов на здоровье работников оборудования. Соответствующие нормы тоже уже спроектированы.

Кроме того, мы предусмотрели дополнение Закона №  426-ФЗ нормой, касающейся применения методик исследований (испытаний) и измерений вредных факторов. В течение переходного периода мы позволим использовать методики, которые существовали до вступления в силу Закона №  426-ФЗ.

Плотная работа над проектом поправок в Закон №  426-ФЗ будет вестись в первом квартале 2015 г.

Абсолютная безопасность и приемлемый риск

Еще одна важная часть нашей работы связана с разработкой проекта Федерального закона «О безопасности и гигиене труда». В рамках этой деятельности мы концептуально рассматриваем возможность перехода от так называемой доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска, т. е. перехода на  риск-менеджмент.

Жить в парадигме абсолютной безопасности не совсем адекватно сложившейся ситуации, поскольку в настоящее время безусловно признано, что риск-ориентированный подход является более продуктивным. Необходимо опираться на теорию приемлемого и неприемлемого риска и исходя из этого строить работу по обеспечению безопасности труда

В настоящее время соответствующие государственные ведомства разрабатывают документы, связанные с применением риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорных мероприятий, на необходимость которого указывал Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от  04.12.2014 (далее — Послание). Мы тоже работаем над концепцией реформирования трудового законодательства, законодательства об охране труда и сейчас готовим концепцию, касающуюся перехода на  риск-ориентированную модель.

Однако не следует пугаться предстоящих перемен, полагая, что речь идет о «революции». Мы базируемся на существующих процедурах, на директивных документах Международной организации труда и различных зарубежных стран для того, чтобы спроектировать и адаптировать к российской действительности и национальному законодательству процедуры, связанные с  риск-ориентированным менеджментом в области безопасности труда.

Эта концепция также будет широко обсуждаться. Минтруд России делает только первые шаги в этом направлении, но мы не собираемся решать дела келейно или продвигать ее силовыми методами — мы готовы выслушать все мнения: и профессионального сообщества, и наших коллег из других федеральных органов.

Данная работа будет осуществляться в 2015 г. По плану законопроектной деятельности мы планируем представить соответствующий законопроект Правительству РФ в августе.

Промышленный аудит

Идея промышленного аудита, несомненно, правильная. Важно только провести ее в жизнь максимально корректно и, самое главное, в разумные сроки, не устраивая очевидной штурмовщины

Как уже указывалось выше, в 2015 г. Минтруд России совместно с Минэкономразвития России будет работать по части выполнения поручений Президента РФ по повышению производительности труда. С этой целью наши коллеги из Минэкономразвития России уже разработали проект Федерального закона «О специальной оценке рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи».

В настоящее время этот законопроект вынесен на публичное обсуждение2. Мы участвуем в его проработке совместно со специалистами из Минэкономразвития России прежде всего для того, чтобы не обременять бизнес в нынешнее непростое время дополнительными издержками, связанными с  какими-то манипуляциями и оценками. В то же время, безусловно, нам необходимо знать реальное состояние наших основных фондов, чтобы планировать и принимать управленческие решения, в т. ч. в сфере безопасности труда.

Поощрение и наказание

Безусловно, для эффективной работы любой конструкции, связанной с оценкой условий труда и их улучшением, мало одних только директивных предписаний, обязывающих работодателя оценить и улучшить условия труда на рабочих местах. Необходим также экономический механизм.

Пример

В свое время проект Федерального закона «О специальной оценке условий труда» стал продвигаться достаточно хорошими темпами именно после того, как мы увязали условия труда на конкретных рабочих местах с размером дополнительных тарифов в ПФР. Это произошло, когда бизнес увидел очевидную взаимосвязь между улучшением условий труда и размером отчислений в ПФР. Мы и дальше будем следовать этим путем.

Необходимо предусмотреть развитие стимулов, заложенных в Федеральном законе от  24.07.1998 №  125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в виде скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В Послании Президент РФ говорил о необходимости моратория на увеличение налоговой нагрузки, поэтому именно с учетом данного поручения главы государства мы будем и дальше развивать механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда путем организационных, технических и локальных мероприятий, модернизации основных фондов и замене устаревшего оборудования.

В заключение необходимо отметить следующее. Государство в лице Правительства РФ, Минтруда России и дальше будет выступать в качестве регулятора, в т. ч. на рынке проведения СОУТ. В 2014 г. мы начали системные проверки деятельности организаций, проводящих СОУТ, и их не следует рассматривать как единичную кампанию. По результатам проверок будут сделаны надлежащие выводы и усовершенствована технология их проведения с тем, чтобы ни один недобросовестный оценщик сквозь наш частый гребень не просочился.

Мы понимаем, что есть объективные обстоятельства, связанные с законодательством, которое необходимо дорабатывать, а есть субъективный фактор — недобросовестность самих оценивающих организаций.

Минтруд России не претендует на роль палача на этом рынке: мы отправляем соответствующие материалы в уполномоченные органы, для того чтобы они в рамках своей компетенции устанавливали истину и наказывали виновных

Следует напомнить, что с 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ, которые предусматривают повышенные санкции за нарушения правил по охране труда.

Я думаю, что и мы дальше должны двигаться в направлении реформирования КоАП РФ, но не только с точки зрения ужесточения наказания, но и с позиции усиления его мотивационных функций, побуждающих работодателей улучшать условия труда и обеспечивать безопасность работников на производстве.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией




Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль