Контроль за проведением специальной оценки условий труда

410
Проведенные Рострудом в период июля по ноябрь 2014 г. выездные внеплановые проверки по соблюдению требований законодательства о СОУТ организациями, ранее аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, выявили многочисленные нарушения со стороны этих организаций

Переходные положения Федерального закона от  28.12.2013 №  426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон №  426-ФЗ) предусматривают, что:

  1. организации, ранее аккредитованные в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ), имеют право проведения специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно;
  2. организации, ранее аккредитованные в качестве организаций, оказывающих услуги по АРМ, срок действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) которых истекает в 2014 г., вправе проводить СОУТ без учета требований законодательства о СОУТ по экспертному составу организаций до 31 декабря 2014 г. включительно.

Читайте также:

Методика проведения специальной оценки условий труда

Есть ли необходимость направлять на медосмотры работников с допустимыми условиями труда?

Право на выполнение работ по специальной оценке условий труда

Оптимизация расходов на проведение специальной оценки условий труда в организации

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять определение размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда на основе нормативных затрат на проведение экспертизы


В соответствии с п. 4 Протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от  09.06.2014 № 3 Роструду было поручено организовать проведение выездных внеплановых проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о СОУТ.

Минтруду России этим же пунктом Протокола было поручено обобщить и представить в Правительство Российской Федерации информацию о результатах проведенных контрольно-надзорных мероприятий.

Соответствующие полномочия Роструда и его территориальных органов (Государственных инспекций труда в субъектах РФ) по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением требований Закона №  426-ФЗ установлены ст. 25 названного закона.

Контрольно-надзорные мероприятия проводились в соответствии с подготовленными Минтрудом России Справочно-методическими материалами для проведения проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о специальной оценке условий труда, на основании приказа Роструда от  15.07.2014 № 257 «О проведении внеплановых выездных проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда на 2014 год» (далее — Приказ № 257).

График проверок организаций на предмет соблюдения ими требований законодательства о СОУТ был размещен на официальном сайте Роструда до начала проверочных мероприятий.

Всего за период существования института аккредитации на оказание услуг в области охраны труда, т. е. в течение 2010—2013 гг., на оказание услуг по проведению оценки условий труда (в то время, напомню, проводилась АРМ) была аккредитована и включена в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее — Реестр), 961 организация.

В период до 1 января 2014 г. (в основном в течение 2011—2012 гг.) были прекращены правомочия по проведению оценки условий труда 10 организаций, которые были исключены из Реестра. Таким образом, проверке на предмет соблюдения организациями, ранее аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, требований законодательства о СОУТ подлежала 951 организация.

В соответствии с Приказом № 257 за период с июля по ноябрь 2014 г. государственными инспекциями труда в субъектах РФ были осуществлены внеплановые выездные проверки 915 организаций. В отношении остальных 36 организаций, подлежавших проверке, необходимо отметить следующее.

Одна организация была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица государственной инспекции труда при проведении проверки. Соответствующие материалы также направлены в орган, аккредитовавший испытательную лабораторию данной организации, для решения вопроса о лишении ее аттестата аккредитации.

В отношении 10 организаций проверки проведены не были в связи с прекращением их полномочий по осуществлению оценки условий труда и исключением из Реестра до начала проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Проверки еще 25 организаций не состоялись по причине их отсутствия по адресу местонахождения, указанному в Реестре.

В соответствии с п. 18 Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от  01.04.2010 № 205н (далее — Правила № 205н), организация обязана в письменной форме уведомить Минтруд России об изменении адреса своего места нахождения. Указанные изменения в трехдневный срок со дня поступления соответствующих документов в Минтруд России вносятся в Реестр. От данных организаций никаких уведомлений о переезде не поступало, но территориальные органы Роструда их по адресу местонахождения не обнаружили, о чем были составлены соответствующие акты.

Две организации из числа таких организаций были исключены из Реестра, поскольку представили в Минтруд России заявления о прекращении деятельности в области проведения СОУТ. Полномочия остальных 23 организаций в части оценки условий труда были приостановлены в связи с допущенным нарушением п. 18 Правил № 205н или истечением срока действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации.

Результаты проверок

В ходе проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о СОУТ, в 145 организациях (т. е. практически в каждой седьмой) было выявлено в общей сложности 207 нарушений требований законодательства о СОУТ. В ходе проверок выявлялись также иные нарушения, в т. ч. трудового законодательства.

Переходные положения Закона №  426-ФЗ предусматривают, что эксперты организаций, проводящих СОУТ, могут быть назначены самими организациями, но только из числа работников, числившихся в них до вступления в силу названного закона. В ходе проверок было установлено, что в некоторых организациях таких работников вообще нет, а есть совместители. Выявлены также случаи издания приказов о возложении обязанностей экспертов на иных лиц

По результатам проверок государственными инспекторами труда в субъектах РФ было выдано 700 предписаний об устранении нарушений действующего законодательства о СОУТ и иных выявленных нарушений.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий были выявлены следующие основные нарушения законодательства о специальной оценке условий труда:

  • проведение измерений испытательными лабораториями, у которых истек срок действия аккредитации или прекращено (приостановлено) действие аттестата аккредитации;использование организациями приборов и средств измерений, не прошедших поверку;
  • непроведение измерений обязательных факторов, установленных Методикой проведения специальной оценки условий труда.

Минтруд России о допущенных организациями нарушениях в части деятельности испытательных лабораторий информировал соответствующие органы, выдавшие аттестат аккредитации данным испытательным лабораториям (Росаккредитация и др.).

В отношении выявленных в ходе проверок нарушений установленного порядка проведения СОУТ приведу несколько ярких примеров.

Пример

Четыре организации провели СОУТ, включая соответствующие измерения, еще до вступления в силу Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от  24.01.2014 № 33н. Какой методикой они при этом могли руководствоваться, непонятно.

Некоторые организации осуществляли измерения вредных и (или) опасных производственных факторов только на бумаге. Согласно договору СОУТ была проведена в полном объеме, однако при проверке журнала учета средств измерений испытательной лаборатории (центра) никаких записей об их выдаче обнаружено не было.

В ряде случаев выявлено применение при проведении СОУТ не принадлежащих организации средств измерений, т. е. использовались приборы, не состоящие на ее балансе. Средства измерения не были переданы организации на правах аренды, и откуда они у нее появились, представителям государственных инспекций труда выяснить не удалось.

Отмечены факты выполнения измерений в один день в одно и то же время и одним и тем же прибором сразу у нескольких заказчиков. Так, одна организация одновременно провела измерения одним прибором у шести заказчиков в Липецкой области. Другая организация, расположенная в г. Самара, также использовала один и тот же прибор в течение одного дня в разных местах, притом что согласно документам он находился на поверке в г. Москве.

По результатам проведенных Рострудом контрольно-надзорных мероприятий Минтруд России приостановил право осуществлять деятельность по оценке условий труда 91 организации.

В дальнейшем деятельность семи организаций, устранивших выявленные нарушения и представивших в Минтруд России подтверждающие документы, была возобновлена. Таким образом, в целом по состоянию на 9 декабря 2014 г. была приостановлена аккредитация на право проведения оценки условий труда в отношении 84 организаций.

Деятельность 21 организации по проведению СОУТ была прекращена в 2014 г. Это те организации, которые представили соответствующие заявления о прекращении данного вида деятельности и об исключении их из Реестра.

Минтруд России своевременно вносит все необходимые сведения в Реестр, где желающие могут с ними ознакомиться.

В целом же из Реестра на сегодняшний день по указанному виду деятельности исключена 31 организация.

При выявлении нарушений, относящихся к компетенции органа по аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, в этот орган направлялись материалы проверок в целях принятия соответствующего решения. В итоге Росаккредитацией и системами добровольной аккредитации (ДССОТ, СДСОТ) приостановлено (прекращено) действие соответственно 19 и 8 аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций.

Таким образом, по состоянию на 9 декабря 2014 г. соответствующие правомочия по проведению СОУТ имели 846 организаций.

Указанная цифра, однако, не является окончательной, т. к. в настоящее время Минтруд России продолжает реализацию материалов выездных внеплановых проверок, проведенных государственными инспекциями труда в субъектах РФ.

В соответствии с требованиями закона о спецоценке проверки деятельности организаций, проводящих СОУТ, территориальными органами Роструда будут продолжены и далее.

В завершение следует отметить, что с 1 января 2015 г. вступила в силу административная ответственность за нарушения в области проведения СОУТ (в ходе рассмотренных выше проверок финансовых санкций к  организациям-нарушителям в этой части не применялось). Соответствующие изменения, внесенные в КоАП РФ, предусматривают возможность применения к организациям, проводящим СОУТ, следующих видов административного наказания:

  • штраф в размере до 200 тыс. руб.;
  • приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • передача данных в Росаккредитацию для аннулирования аттестата аккредитации.


Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль