Система управления охраной труда в ОАО «РЖД»

5439
Создание, эффективное функционирование и постоянная модернизация системы управления охраной труда позволили ОАО «РЖД» добиться более чем двукратного снижения уровня общего и смертельного производственного травматизма

Справка о компании
ОАО «Российские железные
дороги» (ОАО «РЖД») – российский государственный холдинг, являющийся важнейшим оператором национальной сети железных дорог и входящий в тройку мировых лидеров среди железнодорожных компаний

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) на железных дорогах России складывалась многими десятилетиями. Так, еще архивный документ, подписанный императором Николаем I 19 марта 1844 г., предписывает перед началом строительства первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва (ныне — Октябрьская железная дорога) создать особое полицейское управление с назначением старших офицеров в каждой дирекции железной дороги. Вновь образуемое управление должно было осуществлять контроль за бытовыми условиями рабочих, организацией их питания и прохождения профилактических медицинских осмотров. В связи с этим можно констатировать, что СУОТ на отечественных железных дорогах функционирует уже более 170 лет.


Читайте также:

Система управления охраной труда

Создание системы управления охраной труда

Стандарт управления охраной труда в ОАО «РЖД»


В современных условиях создание безопасных условий труда, направленных на сохранение жизни и здоровья работников ОАО «РЖД» (далее — Общество), — одна из основных задач, которой руководство Общества уделяет постоянное внимание.

Основополагающим документом, который определяет позицию Общества, цели и основные задачи его деятельности в области обеспечения безопасности производственных процессов, является Политика ОАО «Российские железные дороги» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности (одобрена решением правления ОАО «РЖД» от  10.10.2008, протокол № 34; далее — Политика).

За шесть лет Политика дважды актуализировалась — в 2011 и 2013 гг. Необходимость ее актуализации была вызвана расширением сферы действия Политики на весь холдинг «РЖД» и принятием Обществом на себя обязательств соответствовать требованиям международных и национальных стандартов в области охраны труда и окружающей среды.

Смотрите вебинар на тему "Управление охраной труда на предприятии":

Политика является одним из элементов СУОТ в Обществе, которая создана и функционирует в нем для реализации поставленных задач.

Организационная структура СУОТ базируется на структуре управления Общества и основана:

  • на распределении функций управления;
  • установлении взаимосвязей и отношений органов корпоративного управления и должностных лиц филиалов и структурных подразделений Общества, сформированных по основным направлениям его деятельности.

Корпоративное управление охраной труда в Обществе осуществляют:

  • корпоративный центр управления Общества;
  • региональные центры корпоративного управления на территории железной дороги.

Управление охраной труда в  производственно-хозяйственном блоке Общества осуществляется на трех уровнях управления:

  1. центральный;
  2. региональный;
  3. линейный.

В целях повышения эффективности управления охраной труда в Обществе системно проводится работа по совершенствованию нормативной базы.

Как разработать Инструкцию по безопасному обращению с медицинскими отходами?

Сэкономьте деньги на повторных медосмотрах, спецоценке и обучении при реорганизации - скачайте бесплатно "Акт о передаче локальных актов по охране труда в связи с реорганизацией".

Так, «базовым» стандартом Общества в сфере СУОТ сегодня является СТО РЖД 15.002–2012 «Система управления охраной труда в ОАО „РЖД“. Общие положения». Кроме того, в настоящее время в Обществе действуют следующие стандарты организации, обеспечивающие надежное функционирование СУОТ:

  • СТО РЖД 1.15.011–2010 «Система управления охраной труда в ОАО „РЖД“. Организация обучения»;
  • СТО РЖД 15.013–2011 «Система управления охраной труда в ОАО „РЖД“. Электрическая безопасность. Общие положения»;
  • СТО РЖД 15.014–2012 «Система управления охраной труда в ОАО „РЖД“. Организация контроля и порядок его проведения»;
  • СТО РЖД 15.014–2013 «Система управления охраной труда в ОАО „РЖД“. Управление профессиональными рисками. Общие положения» (далее — СТО РЖД 15.014–2013);
  • СТО РЖД 15.005–2013 «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО „РЖД“»;
  • СТО РЖД 15.012–2014 «Система управления охраной труда в ОАО „РЖД“. Специальная оценка условий труда» (далее — СТО РЖД 15.012–2014);
  • СТО РЖД 15.003–2014 «Производственный контроль условий труда в ОАО „РЖД“. Общие положения».

Из наиболее значительных новаций в сфере нормативного обеспечения СУОТ Общества, имевших место в 2014 г., наряду с разработкой СТО РЖД 15.012–2014 следует отметить разработку:

Методики анализа и оценки профессиональных рисков для работников ОАО «РЖД»;Методики оценки влияния человеческого фактора на возникновение случая травмы на производстве и определения доли ответственности причастных работников к этому событию.

В соответствии с утвержденным Перспективным планом разработки нормативных документов на период 2012—2015 гг. в прошлом году в Обществе были разработаны 22 документа,  в т. ч. 4 правила и 16 инструкций по охране труда, а также 2 стандарта организации. Всего в настоящее время в Обществе действует 8 стандартов организации, около 150 правил и инструкций

Кроме того, в Обществе внедрены четыре режима управления охраной труда в зависимости от уровня производственного травматизма.

В текущем году в Обществе была активизирована работа по подготовке правил и инструкций по охране труда.

Пример

Если в течение 2004—2013 гг. в Обществе были разработаны 31 правило и 110 инструкций по охране труда, а в 2014 г. — 4 правила и 16 инструкций по охране труда, то в планах 2015 г. значится 7 правил и 25 инструкций по охране труда.

Модернизация системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

Ключевым показателем эффективности функционирования СУОТ является уровень производственного травматизма.

Показатели общего производственного травматизма в Обществе ниже, чем в целом по Российской Федерации, в 4,8 раза, со смертельным исходом — в 1,6 раза

В 2014 г. по сравнению с  2013-м показатели общего производственного травматизма в Обществе снизились на 19%, смертельного — на 12%.

Вместе с тем даже при наблюдающейся тенденции снижения уровня производственного травматизма факты гибели работников при исполнении ими трудовых обязанностей свидетельствуют об имеющихся недостатках в организации и проведении профилактической работы. С учетом этого в Обществе сформулирована ключевая задача для минимизации рисков травмирования работников, заключающаяся во внедрении в Обществе культуры безопасного труда наряду с модернизацией СУОТ.

С 2012 г. в Обществе ведется работа по совершенствованию СУОТ путем перехода от реактивной модели управления охраной труда к проактивной. Именно с этой целью были разработаны сначала СТО РЖД 15.014–2013, а затем Методика анализа и оценки профессиональных рисков для работников ОАО «РЖД». Целью последней является повышение эффективности и обоснованности принятия управленческих решений на основе результатов оценки профессиональных рисков. Указанная Методика определяет порядок оценки профессиональных рисков и содержит рекомендации по их обработке (разработке мероприятий по снижению профессиональных рисков и их поддержанию на допустимом уровне). По новым документам реализуется пилотный проект в структурных подразделениях полигона Октябрьской железной дороги.

Также в Обществе развернута работа по разработке и внедрению принципиально новых подходов и инструментов управления.

Пример

С 2013 г. вместо безнадежно устаревшего трехступенчатого контроля, полностью заформализованного и дублирующего функции руководителей различных уровней управления, в Обществе применяется метод визуализированного контроля «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте» (далее — КСОТ-П).

Задача 2015 г. — внедрение  КСОТ-П во всех структурных подразделениях производственного блока Общества

Целью КСОТ-П является:

  • вовлечение руководителей среднего звена, профсоюзных организаций и непосредственных исполнителей работ к управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
  • ведение визуального контроля за состоянием охраны труда в структурном подразделении вагонного хозяйства;
  • формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;
  • оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области охраны труда на рабочих местах (с соответствующей их балльной оценкой) и выработка мероприятий по их минимизации;
  • на перспективу — разработка алгоритма автоматизированной оценки факторов рисков, влияющих на процессы технического обслуживания и ремонта оборудования и технических средств.

Данный метод позволяет также сократить до минимума бумажную работу, сформировать у работников поведенческие навыки по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к травме.

При проведении ежедневного (ежесменного) контроля результаты проверки заносятся в бланк визуализации КСОТ-П путем закрашивания одной ячейки соответствующим цветом, отражающим состояние условий охраны труда в производственном подразделении.

Кроме того, выявленные в ходе проверки нарушения вносятся в ведомость несоответствий, которая наряду с бланком визуализации КСОТ-П размещается на специальных стендах для ознакомления. Заполненную ведомость несоответствий рассматривают руководитель производственного подразделения при проведении ежемесячного и руководитель структурного подразделения при проведении ежеквартального контроля и принимают необходимые меры.

С 1 ноября 2014 г. вместо трехцветного введено пятицветное отображение результатов контроля в бланке визуализации КСОТ-П в зависимости от установленных нарушений (рисунок):

  • красный — «Опасность»;
  • оранжевый — «Предупреждение»;
  • желтый — «Внимание»;
  • синий — «Микротравмы»;зеленый — «Отсутствие нарушений».

Система управления охраной труда в ОАО «РЖД»

Пример заполнения бланка визуализации КСОТ-П

Еще одной иллюстрацией нового подхода в организации управления охраной труда может служить упомянутое выше внедрение в Обществе в сентябре 2014 г. четырех режимов управления охраной труда в филиалах в зависимости от уровня производственного травматизма. Указанная система предусматривает следующие режимы:

  1. «Основной»: штатное положение — уровень производственного травматизма не превышает уровень прошлого года;
  2. «Усиленный»: состояние производственного травматизма — умеренно-опасное (для центральной дирекции — отмечен рост общего травматизма относительно аналогичного периода прошлого года на 20% и более, для региональной дирекции — на 10% и более, для линейного предприятия достаточно любого, даже самого незначительного, роста травматизма);
  3. «Повышенный»: состояние производственного травматизма — опасное (для центральной и региональной дирекций — отмечен рост смертельного травматизма относительно аналогичного периода прошлого года, для линейного предприятия — допущен случай тяжелого травматизма или групповой с легким исходом);
  4. «Индивидуальный» (может вводиться только на линейном предприятии): состояние производственного травматизма — тяжелое (допущен смертельный случай или групповой с тяжелым исходом).

Определены порядок и критерии ввода перечисленных режимов, регламент действий руководителей филиалов Общества и их структурных подразделений при установлении того или иного режима управления охраной труда, а также период проведения каждого из режимов.

Пример

Период проведения режимов управления охраной труда составляет для:

  • усиленного режима — две недели со дня его ввода;
  • повышенного режима — один месяц со дня его ввода;
  • индивидуального режима — два месяца со дня его ввода.

При необходимости режим управления может быть продлен, но не более чем на один период.

Для каждого режима управления определены основные виды работ, выполняемые руководителями филиалов Общества и их структурных подразделений в период его действия (проведение целевых проверок по охране труда, проведение технических занятий с работниками по вопросам охраны труда, проведение внепланового инструктажа и др.), а также периодичность их выполнения (ежедневно, еженедельно, ежедекадно или ежемесячно).

Руководитель филиала Общества или его структурного подразделения, анализируя положение дел с производственным травматизмом, самостоятельно вводит соответствующий режим управления охраной труда. В связи с этим в Обществе отменены все ранее разработанные документы, связанные с особыми режимами. Такой подход реализуется впервые в России

Определяющее влияние на уровень производственного травматизма оказывает отношение работников к выполнению своих должностных обязанностей. Применявшийся ранее репрессивный подход в оценке случаев производственного травматизма на основе принципа «чем больше работников наказано, тем лучше» зачастую носил необъективный характер. Демотивация персонала улучшению ситуации в сфере охраны труда не способствовала.

В связи с этим в Обществе была разработана Методология оценки ответственности работников за случаи производственного травматизма, позволяющая не только выбрать максимально объективный подход при рассмотрении того или иного несчастного случая, но и, главное, получить инструмент для работы с персоналом в части предупреждения самих случаев травматизма.

Кроме того, в Обществе внедрен метод обучения руководителей филиалов с оценкой уровня развития корпоративной (профессиональной) компетенции по вопросам обеспечения безопасности производственных процессов, а также реализуются новые подходы в обучении по охране труда с применением современных информационных технологий, в т. ч. разработка виртуальных классов по охране труда.

Также в Обществе проводится работа по внедрению инновационных технических средств, направленных на минимизацию рисков производственного травматизма.

Пример

В путевом комплексе используются системы переносного ограждения, предназначенные для ограждения участка проведения ремонтных работ на железнодорожном пути, а также оповещения о приближении подвижного состава к работающим на путях бригадам. Для работников хозяйства электроснабжения поставляются защитные костюмы от термического воздействия электрической дуги и наведенного напряжения, сигнализаторы и указатели напряжения постоянного тока, которые разработаны впервые в России, и т. п.

Созданная СУОТ и проводимая работа по ее развитию позволила Обществу снизить уровень общего и смертельного травматизма в период своей деятельности более чем в два раза.



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль