Статистика производственного травматизма

1438
Несмотря на значительные успехи в части снижения уровня производственного травматизма, в сфере охраны труда остается еще много острых вопросов. И одним из главных является проблема неоднозначной статистики, требующая самого пристального внимания и скорейшего решения

Решить вопросы безопасности на рабочих местах можно, только понимая проблему, т. е. зная истинное положение дел. Почему я начал именно с этого утверждения? Дело в том, что используемая нами сегодня статистика является очень неоднозначной. Данные различных ведомств относительно состояния охраны труда на российских предприятиях сильно разнятся: в ФСС России они одни, в Роструде — другие, в Роспотребнадзоре — третьи. С этим обстоятельством мы столкнулись, когда по заданию первого заместителя Министра труда и социальной защиты РФ  С. Ф. Вельмяйкина стали проводить сверку соответствующих цифр с Рострудом и Роспотребнадзором. Оказалось, что если не владеть ситуацией хотя бы отчасти, то разобраться в имеющихся сведениях просто невозможно.

Наверное, можно написать целую докторскую диссертацию о том, как собираются сегодня статистические данные в сфере охраны труда в РФ и как в них что-нибудь понять.

Подобное положение вещей — серьезный вопрос, требующий самого пристального внимания. И если он не будет решен в ближайшее время, то мы никогда не получим нормативного документа, эффективно и целостно отражающего правдивую картину в области охраны труда в РФ. Потому что когда мы используем половинчатые сведения, то нам кажется, что вот этой и вот этой проблемы у нас нет, что несчастных случаев, в т. ч. со смертельным исходом, у нас не так уж и много, а положительная динамика в этой части внушает оптимизм. Все это позволяет нам думать о том, что данным аспектом мы можем и не заниматься: раз проблемы не существует, то и решать ее нет необходимости. Реальность же зачастую далека от наших представлений, основанных на ненадежной статистике.

Проблема туманной российской статистики становится очевидна, в частности, в ситуации, когда мы сравниваем имеющиеся у нас цифры с данными европейских стран, прежде всего, Евросоюза. Так, некоторое время назад я был на конференции Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) в Риме, где познакомился с интересными фактами.

Пример

Оказывается, в Германии, численность населения которой составляет около 80 млн человек, государственным страхованием охвачено более 50 млн граждан, в то время как в нашей стране, где живет свыше 140 млн человек, застрахованными по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются только около 57,5 млн, т. е. гораздо меньше половины. Поэтому сравнивать российскую и германскую статистику (что зачастую делается) как минимум некорректно.

Главные цифры

Тем не менее мы в своей работе опираемся на те цифры, которые у нас есть. Одна из базовых- это количество страхователей, зарегистрированных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таковых у нас на 1 января 2014 г. было чуть более 5,2 млн.

Следует отметить, что в последнее время наблюдается тенденция, связанная с ликвидацией крупных предприятий и образованием на их месте целого ряда малых. Но от перестановки слагаемых сумма не меняется: число организаций увеличивается, но количество работников при этом остается практически неизменным.

Основную часть всех страхователей как в России, так и в странах Европы сегодня составляют малые предприятия с численностью работников до 100 человек, а также организации среднего размера, в которых трудятся не более 250 человек. Данные о количестве страхователей, ведущих хозяйственную деятельность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с разбивкой на малые, средние и крупные предприятия), а также о численности застрахованных, работающих в них, за 2013 г. приведены на рис. 1 (отражены сведения, ежеквартально представляемые работодателем в ФСС России).

Статистика производственного травматизма

Рис. 1. Число страхователей, ведущих хозяйственную деятельность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и количество застрахованных, работающих на них (2013 г.)
 

Таким образом, как видно из рис. 1, на малых предприятиях, число которых превышает 3,6 млн, занято почти 24 млн человек, и примерно столько же работников насчитывается на крупных предприятиях, количество которых составляет 26 тыс. Получается, что 3,6 млн малых предприятий обеспечивает занятость стольких же людей, сколько и 26 тыс. крупных предприятий.

Говоря о малых и средних предприятиях, необходимо отметить, что на них ежегодно приходится в среднем треть всех зарегистрированных в РФ случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний. При этом, например, в 2013 г. на малых и средних предприятиях имели место:

51% от всех зафиксированных несчастных случаев со смертельным исходом;42% от всех зафиксированных несчастных случаев с тяжелым исходом;32% от всех зафиксированных несчастных случаев с легким исходом;11% от всех зафиксированных случаев профессиональных заболеваний.

Но это только те данные, которые попадают в ФСС России. Если бы у нас на руках была реальная статистика, то эти цифры оказались бы намного больше.

На рис. 2 отражен коэффициент частоты страховых случаев (их количество на 1 тыс. работающих) на малых, средних и крупных предприятиях.

Статистика производственного травматизма

Рис. 2. Коэффициент частоты страховых случаев
 

Еще одна важная в нашей работе цифра — численность получателей обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( т. е. пострадавших работников). Их в России по состоянию на 1 января 2014 г. насчитывалось 496 тыс. человек, причем половина — это лица, получившие травмы до 2000 г., т. е. до введения в действие Федерального закона от  24.07.1998 №  125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон №  125-ФЗ).

Следует отметить, что в целом по РФ согласно данным ФСС России в последние годы наблюдается снижение уровня производственного травматизма.

Пример

Общее количество несчастных случаев и профессиональных заболеваний снизилось в период 2008—2013 гг. с 82 602 до 55 728.

При этом число несчастных случаев с тяжелым исходом уменьшилось с 8431 до 6509, со смертельным исходом — с 3238 до 2029.

Это, безусловно, позитивный момент.

Но также важно понимать, что там, где прекращаются несчастные случаи на производстве, мы все больше сталкиваемся с профессиональными заболеваниями (подобную закономерность отмечают и наши коллеги в Европе). Это непреложная истина. Но при этом существующий сегодня Перечень профессиональных заболеваний (утв. приказом Минздравсоцразвития России от  27.04.2012 № 417н; далее — Перечень № 417н), на мой взгляд, нуждается в пересмотре, хотя он и был утвержден не так давно.

Мы очень долго добивались его принятия, а в итоге получилось, что по сравнению с действовавшим ранее Списком профессиональных заболеваний, утв. приказом Минздравмедпрома России от  14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», он почти не изменился.

Между тем сегодня все меняется: материалы, технологии, условия работы, и Перечень № 417н надо срочно пересматривать, потому что не может быть истинной статистика, согласно которой при занятости во вредных и опасных условиях труда более 12 млн человек в стране фиксируется всего около 6 тыс. случаев профессиональных заболеваний в год.

Проблема обычно выявляется только тогда, когда предприятие ликвидируется. И в такой момент оказывается, что его работники на самом деле поголовно страдают профессиональными патологиями и работали на данном предприятии, будучи больными.

Пример

С такой ситуацией мы столкнулись при закрытии авиаотрядов, когда выяснилось, что диагноз нейросенсорной тугоухости применим к большому контингенту работавших в них летчиков.

На рис. 3 приведены предварительные данные в отношении структуры страховых случаев за 9 месяцев 2014 г. И хотя в этой статистике не учтены некоторые страховые случаи, расследование которых продолжается, она также отражает тенденцию снижения уровня производственного травматизма. Мы ожидаем, что после окончательных подсчетов число страховых случаев в 2014 г. не превысит 50 тыс.

Статистика производственного травматизма

Рис. 3. Структура страховых случаев
 

Отмечая очевидный положительный характер тенденции, связанной со снижением числа страховых случаев, необходимо оговориться, что успех в этой части можно констатировать, только если страховые случаи не скрываются, как это, увы, часто бывает.

Работники рассказывают, что практика сокрытия страховых случаев распространена на многих предприятиях: несчастные случаи не фиксируются и не расследуются, а вместо этого пострадавшему предлагается  неделю-другую  посидеть дома

Между тем, сокрытые случаи очень важны для страховщика. Не только потому, что ФСС России необходимо их зафиксировать, но и потому что целый ряд несчастных случаев, которые мы на первый взгляд, опираясь на Схему определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве (утв. приказом Минздравсоцразвития России от  24.02.2005 № 160), квалифицируем как легкие, через считанные дни переходят в тяжелые.

Это огромная проблема. Пострадавший, в отношении которого в медицинском заключении о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (учетная форма № 315/у, утв. приказом Минздравсоцразвития России от  15.04.2005 № 275) указано на легкую травму, лишается всех льгот и преференций, которые он мог бы получить. Прежде всего лечения после тяжелого несчастного случая, которое в настоящее время производит ФСС России.

Мы сделали расчет, в какую сумму обходится в среднем лечение одного пострадавшего после несчастного случая с тяжелым исходом. Вышло, что примерно в 500 тыс. руб. В то же время если получившему такую производственную травму человеку в возрасте 45 лет (по статистике чаще всего травмируются именно люди в возрасте 45–47 лет, что является темой для отдельного исследования) мы ставим среднюю степень утраты профессиональной трудоспособности 40% и до конца жизни выплачиваем ему положенные по Закону №  125-ФЗ компенсации, то набегает сумма свыше 6 млн руб. Таким образом, разница между стоимостью лечения и длительной выплатой компенсаций огромная. Поэтому страховщику выгоднее пролечить пострадавшего и вернуть его к трудовой деятельности, а если человек при этом не становится инвалидом, то для его семьи это тоже очень большой плюс.

На рис. 4 отражена структура распределения страховых случаев по основным видам экономической деятельности в 2013 г.

Статистика производственного травматизма

Рис. 4. Страховые случаи по основным видам экономической деятельности
 

Изучая рис. 4, необходимо обратить внимание на то, что в первую тройку входит сфера здравоохранения и предоставления социальных услуг, которая следует сразу за транспортом и связью (первое место) и строительством (второе место). Многим подобный расклад может показаться неожиданным. Так, опасной отраслью в этом смысле у нас традиционно считалась добыча полезных ископаемых, но она лишь на четвертом месте. Причем данная отрасль пополняет печальную статистику в основном в ходе каких-либо катаклизмов, например таких как авария на шахте «Распадская» (Кемеровская область) в 2010 г. В этой связи мы и по отраслям должны сделать более глубокий анализ, выяснить, почему у нас такой высокий уровень травматизма в том же здравоохранении. Понятно, что в этой сфере занято большое количество людей, понятно, что среди пострадавших много работников скорой помощи, которые часто попадают в ДТП, но всего этим не объяснишь.

Куда идут деньги?

За период 2001—2013 гг. на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний ФСС России было направлено свыше 44,2 млрд руб. За это время работодателями было приобретено:

около 20 млн единиц средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ);711 тыс. санаторно-курортных путевок для лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приобретаются по результатам медицинских осмотров).

Также на полученные от ФСС России средства страхователи провели:

аттестацию по условиям труда около 4 млн рабочих мест (с 2014 г. вместо нее осуществляется специальная оценка условий труда (далее — СОУТ));обязательные периодические медицинские осмотры около 4,5 млн подлежащих им работников.

Однако предоставляемые ФСС России возможности могли бы использоваться ими эффективнее. Так, притом что в 2013 г. мы были готовы направить работодателям 16,6 млрд руб., те израсходовали на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сумму вполовину меньше (7,6 млрд руб.). Причины этому разные: кому-то не хочется бегать по инстанциям, но  кто-то, как это не удивительно, о такой возможности просто не знает.

Пример

Меня поразил один разговор с крупным предпринимателем, в ходе которого тот с удивлением спросил: «А разве можно у ФСС России деньги взять?» Для меня подобный вопрос был как гром среди ясного неба. Казалось бы, в такой информационно насыщенный век живем, а все еще вынуждены иметь дело с полным незнанием своих возможностей даже в тех случаях, когда речь идет о больших предприятиях.

Указанные средства в размере 7,6 млрд руб. использовались 29 397 предприятиями, на которых работает более 5,7 млн застрахованных, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, или 71,3% от общего числа работников вредных производств. При этом почти всю сумму (7,5 млрд, т. е. почти 98%) израсходовали 18 198 предприятий с численностью работников свыше 100 человек. Таким образом, на малые предприятия пришлась совсем небольшая доля из общего количества соответствующих средств ФСС России.

Учитывая это, с 2014 г. мы немного изменили подход к финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Поскольку в предыдущий период ФСС России сработал как накопительная касса, то мы пошли на эксперимент и предоставили малым предприятиям следующую преференцию: если в течение предшествующих двух лет организация не обращалась к нам за указанными средствами, то при следующем обращении мы выделяли ей деньги, исходя из расчетов за весь трехлетний период. Первый год эксперимента дал неплохие результаты, хотя мы и рассчитывали на большее. Мы закладывали на эти цели свыше 600 млн руб., но за 9 месяцев 2014 г. малыми предприятиями было востребовано несколько меньше — примерно одна треть от этой суммы (230 млн руб.). Но это все равно позитивный итог, показавший, что новый подход реально работает.

Пример

В связи с введением нового порядка количество страхователей, обратившихся в ФСС России за финансированием предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, увеличилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 25%.

На рис. 5 можно увидеть, на какие именно цели были направлены средства ФСС России, предоставленные малым предприятиям исходя из расчета за три года (приведены данные за 9 месяцев 2014 г.). В основном это осуществление СОУТ, приобретение СИЗ и проведение периодических медицинских осмотров, что мы считаем весьма неплохим результатом.

Статистика производственного травматизма

Рис. 5. Направления финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
 

Но есть в этой бочке меда и своя ложка дегтя, связанная с низким финансированием работодателями обучения по охране труда.

До 2010 г. ФСС России проводилось обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных. К его отдельным аспектам можно относиться по-разному, но этот подход работал. Каждый год Минздравсоцразвития России утверждало специальные программы.

Пример

В 2009 г. было обучено 238 тыс. человек на сумму 494 179,5 тыс. руб. (в среднем обучение одного застрахованного обошлось в 2 тыс. руб.).

На одном из заседаний Общественного совета при Минтруде России ставился вопрос о том, что надо срочно вернуть обучение общественных инспекторов по охране труда, потому что на тех же малых предприятиях оно не проводится

В настоящее время согласно Трудовому кодексу РФ работодатель обязан обучать отдельные категории работников (например, инженеров по охране труда), но все общественные инспекторы по охране труда из категории обучаемых выпали.

А ведь очень важно довести до человека информацию о том, где таится опасность. Мы же сегодня этим фактически пренебрегаем, и складывается ощущение, что этой проблемы вроде бы не существует и обучение не относится к числу важных трудоохранных мероприятий, поэтому, хотя в ежегодно утверждаемые Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и  санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и было добавлено обучение по охране труда, работодатель на эти цели деньги практически не направляет.

Пример

В период 2010—2013 гг. было обучено около 72 тыс. человек на сумму 154 тыс. руб. В 2014 г., по предварительным данным, на обучение по охране труда 32,8 тыс. человек страхователями израсходовано 72,5 тыс. руб.

Планы на будущее

На предприятие должна быть возложена обязанность по доказыванию того, что ему нужна данная конкретная программа по охране труда и что она даст необходимый эффект. И только после представления таких доказательств под нее могут быть выделены деньги от ФСС России. А если средства были выделены на  год-два, а программа не принесла положительных результатов и на предприятии, вопреки ожиданиям, вырос уровень травматизма, то ее финансирование должно быть прекращено

Что хотелось бы изменить в будущем? Прежде всего подход к финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Сегодня, наверное, оно осуществляется не совсем верно, т. к. определенная часть средств распределяется на всех страхователей. Обмениваясь мнениями с коллегами, мы пришли к выводу о том, что финансирование следует вести иначе — оно должно быть направлено на конкретные целевые программы, которые есть на предприятии. Чтобы получить деньги от ФСС России, предприятие должно эти программы защищать и доказывать их необходимость.

Кроме того, нам нужно научиться собирать правильную статистику. Тогда мы будем понимать, что на самом деле происходит на российских предприятиях, и, например, в случае направления средств ФСС России на реализацию конкретной программы будем видеть, есть ли от нее какой-то прок и стоит ли продолжать ее финансирование в дальнейшем. При выделении средств должны учитываться анализ состояния охраны труда на предприятии и результаты проведенной СОУТ.

В настоящее время готовится концепция совершенствования Закона №  125-ФЗ, и я думаю, что мы будем менять подходы. Конечно, в 2015 г. финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний будет осуществляться по старым правилам, но в дальнейшем их надо кардинально пересматривать.

Результатом защиты временем будет являться возвращение работника к прежней трудовой деятельности без снижения профессиональной трудоспособности

Новая концепция Закона №  125-ФЗ предусматривает также применение такого важного института, как защита временем, т. е. временный вывод застрахованного из опасных и (или) вредных условий труда при наличии первичных признаков профессионального заболевания. При этом в целях исключения ухудшения финансового положения соответствующего работника при переводе на более легкий труд предполагается производить ему доплату за счет средств ФСС России до размера его утраченного заработка (если заработок на новом месте работы ниже прежнего). Одновременно в период защиты временем целесообразно проведение максимально возможных реабилитационных мероприятий, направленных на полное восстановление здоровья человека.

Также планируется стимулирование работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, к прекращению работы в данных условиях при обнаружении у них риска возникновения профессионального заболевания за счет назначения им ежемесячной компенсационной выплаты. Это позволит сохранить трудоспособность застрахованных и сократить число случаев стойкой утраты трудоспособности.

Понятно, что на некоторых предприятиях в эту категорию могут попасть профессионалы высокого класса и работодатель на время потеряет хороших специалистов, но мы  все-таки должны исходить из того, что если человек сам не понимает необходимости такого подхода, то мы должны закрепить его законодательно.

И, наконец, в отношении неоднократно упоминавшихся выше малых и средних предприятий предусмотрена реализация специальных программ, направленных на целевое финансирование профилактических мероприятий по улучшению условий труда за счет средств ФСС России (обучение застрахованных, проведение СОУТ, приобретение или модернизация средств коллективной защиты). Связано это с тем, что из-за незначительности собственных средств такие работодатели зачастую не могут проводить мероприятия, направленные на улучшение условий труда своих работников.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка


    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль