Обоснование безопасности опасного производственного объекта

2286
Обоснование безопасности опасного производственного объекта относительно новый документ, разработка которого стала возможна около двух лет назад. На какие основные моменты следует в этой связи обратить внимание организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты?

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 116-ФЗ), вступившим в силу в марте 2013 г., в случае, если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта (далее — ОПО) требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, могут быть установлены особые требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности ОПО.

Обоснование безопасности ОПО, а также вносимые в него изменения подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности ОПО без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования безопасности ОПО и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.


Читайте также: Закон о промышленной безопасности. Нововведения


Обоснование безопасности ОПО направляется организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации ОПО в Государственном реестре опасных производственных объектов.

Изменения, внесенные в обоснование безопасности ОПО, направляются организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

Следует отметить, однако, что в отношении действующего ОПО, эксплуатация которого осуществляется с отступлениями от установленных требований промышленной безопасности, возможности обойти их за счет разработки обоснования безопасности ОПО действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

Беспрецедентная и не имеющая мировых аналогов нормативная новация, связанная с возможностью обоснования отступления от правил промышленной безопасности, была введена в Закон № 116-ФЗ по предложению бизнес-сообщества

Руководители Ростехнадзора специально выступали с разъяснениями по этому поводу, указывая, что если при проверке предприятия государственным инспектором были выявлены нарушения правил промышленной безопасности, то его предписание необходимо выполнять.

Правда, нередко на практике организации, эксплуатирующие ОПО, в качестве мероприятия по устранению замечаний государственного инспектора заказывают проект модернизации (реконструкции) ОПО, в рамках которого часть нарушений исправляется и дается «обоснование безопасности» для тех отступлений от правил промышленной безопасности, которые после модернизации (реконструкции) сохранились (или возникли в их результате).


С локальным нормативным актом: "Положение о производственном контроле за соблюдением промышленной безопасности на опасных производственных объектах" вы можете ознакомиться, получив доступ к справочной системе "Охрана труда".


До принятия в марте 2013 г. Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ, дополнившего ст. 3 Закона № 116-ФЗ вышеупомянутым п. 4, предприниматели на различных совещаниях, в рамках которых обсуждались вопросы промышленной безопасности, сетовали, что российские нормативные документы содержат устаревшие или «излишние» (по сравнению с западными стандартами безопасности) требования, а «избыточные» инвестиции на их выполнение снижают конкурентоспособность отечественного бизнеса, не дают ему развиваться.

В этой связи важно пояснить, что в развитых зарубежных странах применяется двухуровневый подход в регулировании обеспечения промышленной безопасности.

С одной стороны, существуют обязательные для выполнения нормативные документы (как правило, утверждаемые на парламентском или правительственном уровнях), которые содержат принципиальные и существенные требования промышленной безопасности.

С другой стороны, имеют место различные руководства по безопасности, носящие рекомендательный характер.

Долгий опыт работы автора настоящей статьи в качестве эксперта по промышленной безопасности свидетельствует: излишних требований в нормативных документах в области промышленной безопасности нет. Нормативные акты — это плод коллективного творчества, проекты проходят публичные обсуждения, экспертным сообществом оценивается и обосновывается каждый пункт, каждое положение. Нарушение любого нормативного требования, предписания или запрета обусловливает повышенный риск возникновения нештатных ситуаций

Однако законодательство ни одного из государств не позволяет отступать от обязательных нормативных правил промышленной безопасности путем разработки и применения индивидуальных требований промышленной безопасности к конкретному ОПО, учитывающих используемые на нем всевозможные технологические инновации.

Основные требования к содержанию обоснования безопасности опасного производственного объекта

Согласно ст. 1 Закона № 116-ФЗ обоснование безопасности ОПО — это документ, содержащий следующие сведения:

  • результаты оценки риска аварии на ОПО (из-за допущенных отступлений от правил промышленной безопасности) и связанной с ней угрозы;
  • условия безопасной эксплуатации ОПО (т. е. мероприятия, которые должны быть выполнены на нем с целью снижения риска аварии из-за допущенных отступлений от правил промышленной безопасности до приемлемого уровня);
  • требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО (по сути, речь идет об индивидуальных для соответствующего ОПО правилах промышленной безопасности с учетом имеющихся отступлений от общих норм в области промышленной безопасности).

После получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности установленные в обосновании безопасности ОПО индивидуальные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО становятся для эксплуатирующей его организации обязательными. Именно их соблюдение государственный инспектор будет контролировать при проверке ОПО

Приказом Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта» (далее — ФНП ОБ ОПО), согласно которым структура обоснования безопасности ОПО должна предусматривать четыре раздела:

Раздел 1 «Общие сведения», содержащий, помимо прочего:

  • общую характеристику технологических процессов ОПО;
  • описание решений, направленных на обеспечение его безопасности;
  • перечень отступлений от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, включающий обоснование их необходимости и достаточности принятых мер, а также перечень мероприятий, компенсирующих эти отступления, или недостающие требования промышленной безопасности для данного ОПО;

Раздел 2 «Результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы», содержащий в т. ч.:

  • описание метода анализа условий безопасной эксплуатации ОПО;
  • перечень наиболее значимых факторов риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы с учетом специфики конкретного ОПО;

Раздел 3 «Условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта», включающий, в частности, оценку значений выбранных показателей до и после отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (с учетом компенсирующих мероприятий);

Раздел 4 «Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта», предусматривающий в т. ч. перечень и обоснование достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно п. 12 ФНП ОБ ОПО обоснование безопасности ОПО разрабатывается организацией, разрабатывающей проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО, на основании технического задания заказчика (организации, эксплуатирующей ОПО).

В соответствии с нормами градостроительного законодательства проектированием ОПО имеют право заниматься организации, имеющие свидетельство о допуске к данному виду работ, выданное одной из многочисленных строительных саморегулируемых организаций.

Между тем, как видно из приведенной выше структуры обоснования безопасности ОПО, разработка этого документа требует специальной исследовательской работы, поскольку на каждом ОПО даже в рамках одной отрасли существуют свои условия эксплуатации, своя специфика, свои отступления от правил промышленной безопасности. Проектировщики, никогда ранее не занимавшиеся оценкой риска аварии на ОПО, не имеют опыта в данной сфере, не владеют необходимыми методиками и на практике повсеместно обращаются за помощью к субподрядчикам — экспертным организациям, специализирующимся в сфере промышленной безопасности.

Однако подписывает обоснование безопасности ОПО руководитель проектной организации, и именно последняя несет ответственность за его содержание.

Организация, эксплуатирующая ОПО, несет ответственность за точность содержащихся в техническом задании сведений


Читайте по теме в системе "Охрана труда":


Для организации, эксплуатирующей ОПО, важно правильно составить техническое задание, на основании которого будет готовиться обоснование безопасности ОПО. Как правило, техническое задание готовит служба промышленной безопасности соответствующей организации.

Прежде всего, необходимо осуществить оценку рисков, результаты которой должны быть указаны в техническом задании.

Кроме того, требуется выявить и отразить в техническом задании все (без исключения!) имеющиеся на ОПО отступления от правил промышленной безопасности, а также мотивировать эти отступления.

Это важно, поскольку в рамках обоснования безопасности ОПО должны быть разработаны компенсирующие мероприятия по каждому отступлению от правил промышленной безопасности. Если какие-то отступления от правил промышленной безопасности не выявлены или не указаны в техническом задании намерено, то компенсирующие мероприятия в отношении них не будут разработаны.

В ходе экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО опытный эксперт выявит данные обстоятельства и, соответственно, не даст положительного заключения.

Согласно ФНП ОБ ОПО техническое задание на разработку обоснования безопасности ОПО должно включать:

  • описание ОПО, а также условий его строительства и эксплуатации, в т. ч. общую характеристику технологических процессов и описание решений, направленных на обеспечение безопасности ОПО;
  • перечень отступлений от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, содержащий обоснование их необходимости и достаточности принятых мер, а также перечень мероприятий, компенсирующих эти отступления, или недостающие требования промышленной безопасности для данного ОПО;
  • сведения о необходимости разработки обоснования безопасности ОПО;
  • требования, предъявляемые к разработке обоснования безопасности ОПО;
  • структуру обоснования безопасности ОПО.

Подготовка обоснования безопасности опасного производственного объекта

Как уже отмечалось, обоснование безопасности ОПО разрабатывается в рамках подготовки проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО.

В этой связи сегодня на практике наблюдается тенденция, при которой организации, эксплуатирующие ОПО, заказывают проектную документацию на реконструкцию ОПО для того, чтобы в его рамках получить обоснование допущенных отступлений от правил промышленной безопасности.

Такой подход является менее затратным, чем путь к снижению риска аварии на ОПО за счет модернизации производства, внедрения новых технологий и оборудования. При этом наличие обоснования безопасности ОПО не только позволяет организации, эксплуатирующей ОПО, пренебрегать «на законных основаниях» «неудобными» для нее требованиями промышленной безопасности, но и существенно снижает ее ответственность при наступлении аварии на ОПО.

Пример

В случае аварии на ОПО, в отношении которого было разработано обоснование безопасности ОПО, учитывающее отступления от норм промышленной безопасности, эксплуатирующая организация несет ответственность только при невыполнении предусмотренных в обосновании безопасности ОПО компенсирующих мероприятий.

Хотя п. 4 ст. 3 Закона № 116-ФЗ, касающийся разработки обоснования безопасности ОПО, действует всего около двух лет, уже известны случаи привлечения экспертов, проводивших экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО, к уголовной ответственности после аварии на ОПО

Если эксплуатирующая организация осуществила все компенсирующие мероприятия, но их перечень оказался недостаточным (не все риски были учтены, не все возможные сценарии проанализированы), то ответственность лежит на эксперте, проводившем экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО и выдавшем положительное заключение.

Основная трудность подготовки обоснования безопасности ОПО заключается не в потребности обосновать отступления от требований промышленной безопасности (на практике заказчики в качестве причины чаще всего указывают «экономическую целесообразность»), а в необходимости разработать компенсирующие мероприятия и обосновать их достаточность.

Подготовка каждого обоснования безопасности ОПО требует отдельной исследовательской работы.

Алгоритм действий при подготовке обоснования безопасности ОПО представлен на рисунке.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта

Продолжение статьи читайте в Электронном журнале



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль