Законодательство о специальной оценке условий труда

953
Общероссийский мониторинг реализации законодательства о специальной оценке условий труда выявил целый ряд практических проблем. Одни из них уже устранены, другие будут решены в ближайшее время

Вот уже более полутора лет в России применяется единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах — специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), предусмотренный Федеральным законом от  28.12.2013 №  426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон №  426-ФЗ).

Пример

К июлю 2015 г. СОУТ была проведена в 126 277 организациях на более чем 2,1 млн рабочих мест.

С целью реализации положений Закона №  426-ФЗ в полном объеме необходимо было создать соответствующую нормативную правовую базу, т. е. принять необходимые подзаконные акты. Ее формирование велось по четырем основным направлениям:

  1. формирование единых процедур проведения СОУТ;
  2. установление порядка допуска к деятельности по проведению СОУТ;
  3. формирование профессионального сообщества экспертов организаций, проводящих СОУТ;
  4. учет особенностей проведения СОУТ в организациях отдельных видов деятельности (подземные работы, воздушный и морской транспорт, медицина и др.).

Читайте также:

Методика проведения специальной оценки условий труда

Есть ли необходимость направлять на медосмотры работников с допустимыми условиями труда?

Право на выполнение работ по специальной оценке условий труда

Оптимизация расходов на проведение специальной оценки условий труда в организации

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять определение размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда на основе нормативных затрат на проведение экспертизы

Единые процедуры проведения СОУТ

Необходимо помнить, что Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, установленный Приказом № 436н, является временным и применяется только до 1 января 2016 г., когда в стране начнет работать Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда

В соответствии с перечисленными направлениями был принят целый ряд принципиально важных нормативно-правовых актов, обеспечивающих внедрение СОУТ на практике.

В части формирования единых процедур проведения СОУТ были приняты приказы Минтруда России:

  • от  24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее — Приказ № 33н);
  • от  07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (далее — Приказ № 80н);
  • от  03.07.2014 № 436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда» (далее — Приказ № 436н);
  • от  12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»;
  • от  22.09.2014 № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда»;
  • от  05.12.2014 № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (далее — Приказ № 976н);
  • от  19.05.2015 № 304н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты РФ государственной услуги по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Установление порядка допуска к деятельности по проведению СОУТ

В части установления порядка допуска к деятельности по проведению СОУТ было принято постановление Правительства РФ от  30.06.2014 № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

По состоянию на 25 августа 2015 г. в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — Реестр) числилась 91 организация, имеющая право проведения СОУТ в полном соответствии с Законом №  426-ФЗ.

Одновременно продолжают свою деятельность в сфере оценки условий труда более 700 организаций, аккредитованных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ) в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от  01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (далее — Приказ № 205н), и ранее внесенных в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, имеющих право в рамках переходного периода осуществлять СОУТ.

Вместе с тем количество таких организаций не является постоянным, поскольку их деятельность может быть приостановлена при выявлении нарушений в ходе проверок, которые выполняет Роструд.

При этом следует отметить, что порядок, установленный Приказом № 205н, не предусматривает возможности принудительного исключения организаций из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в случае нарушения ими законодательных требований. При этом деятельность таких организаций может быть приостановлена на срок до момента устранения выявленных нарушений.

Говоря о недостатках в работе указанных организаций, следует отметить основные нарушения, зафиксированные Рострудом во время их тотальной проверки в 2014 г.

В первую очередь, это использование при проведении специальной оценки условий труда неповеренных измерительных приборов и отсутствие в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) необходимого набора исследований (испытаний) и измерений, которые должны выполняться как в соответствии с ранее действовавшим Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от  26.04.2011 № 342н; далее — Порядок № 342н), так и в соответствии с новым законодательством о СОУТ.

Кроме того, как ни странно, ряд организаций начали проведение СОУТ еще до момента вступления в силу Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом № 33н, т. е. ранее 8 апреля 2014 г.

Формирование профессионального сообщества экспертов организаций, проводящих СОУТ

Закон №  426-ФЗ ввел абсолютно новое процессуальное лицо — эксперта организации, проводящей СОУТ. В целях формирования профессионального сообщества экспертов организаций, проводящих СОУТ, было принято постановление Правительства РФ от  03.07.2014 № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования», в развитие положений которого были приняты три приказа Минтруда России:

от  24.01.2014 № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;от  25.07.2014 № 482 «Об организации работы по проведению дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда»;от  29.04.2015 № 258н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда».

Обычно в Минтруде России за день подписывается порядка 40 уведомлений о направлении сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ

По данным на 25 августа 2015 г. в Реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, числилось 2498 чел. Причем эта цифра ежедневно увеличивается и, если изначально мы предполагали, что общее количество экспертов организаций, проводящих СОУТ, не превысит 5 тысяч, то с учетом нынешних темпов прироста их численности можно говорить о том, что данный рубеж, скорее всего, будет преодолен уже в текущем году.

По всей видимости, многие организации, проводящие СОУТ, рассчитывают на содержание куда более значительного штата экспертов, чем можно было себе представить.

Учет особенностей проведения СОУТ в организациях отдельных видов деятельности

Постановлением Правительства РФ от  14.04.2014 № 290 (далее — Постановление № 290) утвержден Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учетом особенностей (далее — Перечень № 290).

К настоящему моменту в соответствии с Постановлением № 290 приняты следующие приказы Минтруда России:

от  14.11.2014 № 882н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от  28.04.2007 № 252» от  09.12.2014 № 996н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах»;от  27.01.2015 № 46н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений» (далее — Приказ № 46н);от  18.02.2015 № 96н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы»;от  19.02.2015 № 102н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды»;от  24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда» ;от  18.05.2015 № 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов»;от  01.06.2015 № 335н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта».

При этом следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от  25.04.2015 № 396 в Постановление № 290 были внесены изменения, согласно которым из Перечня № 290 исключаются рабочие места:

работников, непосредственно осуществляющих ремонтно-восстановительные работы;на которых предусматривается пребывание работников в условиях пониженного давления газовой и воздушной среды.работников, занятых на верхолазных работах.

Работа по установлению особенностей проведения СОУТ в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, продолжается.

Пример

Осуществляется согласование проекта приказов Минтруда России «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

В чем заключаются особенности проведения СОУТ, предусмотренные названными документами?

Они выражаются в установлении дополнительных требований к лицам, которые будут допущены к осуществлению СОУТ на соответствующих рабочих местах, т. е. к экспертам и иным сотрудникам организаций, проводящих СОУТ.

Пример

Так, для проведения СОУТ в отделениях реанимации, интенсивной терапии, операционных эксперты и иные работники организации, проводящей СОУТ, должны иметь заключение об отсутствии инфекционных заболеваний, проводить СОУТ в санитарной одежде под контролем уполномоченного лица работодателя.

Кроме того, определен особый порядок проведения самой СОУТ и использования результатов производственного контроля и других измерений, проведенных аккредитованными измерительными лабораториями.

Пример

При проведении СОУТ на морских, речных и рыбопромысловых судах допускается использовать результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при проведении ходовых испытаний при приемке судна от судостроительного предприятия (верфи), где оно построено.

В Приказе № 46н, касающемся рабочих мест атомной промышленности, работникам, чья деятельность связана с ионизирующим излучением, разрешено использование результатов исследований (испытаний) и измерений, проведенных собственной лабораторией работодателя, в ходе производственного контроля, и т. д. однако и в случае с медиками определенные исследования можно будет выполнять в ходе тестовых поездок (в ситуации, когда речь идет о «скорой помощи»).

Предусмотрены и дополнительно оцениваемые факторы трудового процесса. В частности, на рабочих местах медицинских работников и рабочих местах работников культуры будет оцениваться травмоопасность.

Таким образом, к сегодняшнему дню в рамках формирования нормативной правовой базы для реализации Закона №  426-ФЗ в общей сложности принято четыре постановления Правительства РФ и порядка двух десятков приказов Минтруда России. Это достаточно серьезные цифры, поскольку эти документы должны были быть не просто разработаны, но и, исходя из того что все они затрагивают трудовые отношения, пройти через Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, т. е. обязательное согласование как со стороны профсоюзов, так и со стороны работодателей.

Мониторинг реализации законодательства о СОУТ

Поскольку как Закон №  426-ФЗ, так и Приказ № 33н, являющийся основным среди подзаконных нормативно-правовых актов по СОУТ, содержат целый ряд принципиальных инноваций по сравнению с ранее применявшимся Порядком № 342н, то в процессе их применения в 2014 г. стали возникать определенные вопросы. В этой связи 3 июля 2014 г. заместителем председателя Правительства РФ  О. Ю. Голодец было дано поручение о проведении мониторинга реализации законодательства о СОУТ.

Большинство предложений, поступивших в ходе мониторинга реализации законодательства о СОУТ в 2014 г., касались непосредственно процедуры ее проведения, а также оформления результатов

В прошлом году такой мониторинг с участием 74 субъектов РФ был проведен, и по его результатам была установлена необходимость внесения в законодательство о СОУТ ряда изменений.

Следует отметить, что изучение практики применения законодательства о СОУТ с целью его совершенствования продолжается и в текущем году. В соответствии с п. 11 Плана мониторинга правоприменения в РФ на 2015 г., утв. распоряжением Правительства РФ от  28.08.2014 №  1658-р, в 2015 г. осуществляется мониторинг правоприменения Закона № 426-ФЗ, постановлений Правительства РФ, приказов Минтруда России.

Приказом Минтруда России от  27.01.2015 № 43 создана новая рабочая группа по проведению мониторинга реализации Закона №  426-ФЗ и иных нормативных правовых актов, затрагивающих те или иные вопросы осуществления СОУТ, в которую вошли представители федеральных органов исполнительной власти, ФНПР России, РСПП, отраслевых объединений профсоюзов и работодателей, а также научных институтов в области охраны труда.

Основные проблемные моменты, выявленные в ходе мониторинга реализации законодательства о СОУТ, касались оценки:

биологического фактора;параметров световой среды для производственных помещений;оценки отдельных факторов тяжести и напряженности трудового процесса;концентрации аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;ионизирующего излучения.

Одной из первых удалось решить проблему, связанную с оценкой биологического фактора. Следует отметить, что она ставилась, главным образом, медицинскими организациями, большинство из которых не имеет лицензии на право работы с теми или иными биологическими агентами, в то время как законодательство о СОУТ требовало ее наличия. Точно так же по причине отсутствия названной лицензии в сложном положении оказались ветеринары и ряд других работников. Учитывая данное обстоятельство, приказом Минтруда России от  20.01.2015 № 24н (далее — Приказ № 24н) в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утв. Приказом № 33н, были внесены необходимые изменения.

Пример

Пункт 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом № 33н, был изложен таким образом, что вопросы по биологическому фактору практически исчезли. Требование о наличии упомянутой выше лицензии в настоящее время также уже не предъявляется.

Кроме того, нам удалось обеспечить полную «работоспособность» Приказа № 80н, содержащего механизм реализации предусмотренного Законом №  426-ФЗ декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда — института, являющегося абсолютной новеллой российского законодательства о труде и об охране труда.

Пример

Такой производственный фактор, как освещенность рабочей поверхности, должен был идентифицироваться на каждом рабочем месте, в т. ч. на офисных рабочих местах. По этой причине последние нельзя было задекларировать, хотя именно они, по нашему мнению, должны составить основной массив рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиями охраны труда.

Этот недостаток также был устранен Приказом № 24н и, начиная с 21 февраля 2015 г., когда он вступил в силу, параметры освещенности рабочей поверхности стали идентифицироваться только на рабочих местах, связанных с выполнением прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, а также при осуществлении подземных работ (включая эксплуатацию метрополитена).

Иные перечисленные выше проблемные вопросы находятся на той или иной стадии решения.

Планируемые нововведения

После внесения поправок в законодательство о СОУТ в отношении рабочих мест, на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений были установлены оптимальные или допустимые условия труда, также можно будет подавать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. То есть область применения института декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда будет заметно расширена

В настоящее время на основе результатов мониторинга реализации законодательства о СОУТ также подготовлен проект федерального закона, предусматривающего внесение в Закон №  426-ФЗ изменений, касающихся:

уточнения порядка определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых в соответствии с Законом №  426-ФЗ не проводится процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;установления возможности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением так называемых списочных рабочих мест);обеспечения защиты информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах СОУТ;расширения перечня сведений об организациях, проводящих СОУТ, содержащихся в Реестре, в части информации о наличии у них филиалов и представительств;дополнения субъектного состава правоотношений, связанных с экспертизой качества проведения СОУТ, организациями, непосредственно ее проводившими;урегулирования вопросов использования в ходе СОУТ методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

Пример

Сегодня несмотря на требования Закона №  426-ФЗ в России отсутствует единая база методик (методов) исследований (испытаний) и измерений по всем вредным и опасным производственным факторам. Такую систему необходимо выстроить, но на это может потребоваться несколько лет, поэтому пока в Закон №  426-ФЗ решено внести изменения, разрешающие использование любых зарегистрированных методик (методов) до конца 2020 г. Начиная с 2021 г., полноценно вступят в силу положения Закона №  426-ФЗ, предусматривающие возможность использования исключительно аттестованных методик (методов).

Также важно обратить внимание на планируемую новеллу, связанную с расширением перечня сведений об организациях, проводящих СОУТ, содержащихся в Реестре.

Необходимость дополнительного включения в перечень таких сведений информации о филиалах и представительствах организации, проводящей СОУТ (в настоящее время указывается только наименование и местонахождение организации, а также ее ИНН и ОГРН), обусловлена результатами выполненного Минтрудом России анализа большого объема информации об использовании франшизы в сфере осуществления оценки условий труда. Как выяснилось, некоторые организации, ранее имевшие право проводить АРМ, т. е. внесенные в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, продавали это право другим организациям, и в итоге оценка условий труда зачастую выполнялась некачественно, а результаты АРМ и СОУТ вызывали серьезные нарекания.

Дополнение перечня сведений, содержащихся в Реестре, информацией о филиалах и представительствах позволит получить представление о том, какая организация и в каких регионах может осуществлять СОУТ. При этом никаких территориальных ограничений в деятельности организаций, проводящих СОУТ, устанавливаться не будет.

Пример

Организация из Краснодарского края вполне может проводить СОУТ в Приморье, но исполнение таких заказов должно быть экономически обоснованно и подтверждено соответствующими документами для того, чтобы не возникало подозрений в том, что краснодарская организация никуда не выезжала и из своего офиса по факсу отправляла приморскому заказчику результаты СОУТ.




Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль