Задачи охраны труда 2016

1509
В последние годы в Российской Федерации были достигнуты значительные успехи в сфере охраны и улучшения условий труда работников. Однако мы не имеем права почивать на лаврах и должны двигаться вперед, в т. ч. в части совершенствования законодательного регулирования данной сферы. Поговорим о статистике и задачах охраны труда на ближайшие годы

Важнейшая задача государства

Создание безопасных условий труда — одна из важнейших задач государства, способного влиять на этот процесс в т. ч. посредством законодательного регулирования, а модернизация последнего — тема для обсуждения на самом высоком уровне. Так, в августе 2015 г. вопросы совершенствования законодательного регулирования в сфере охраны труда были рассмотрены на заседании Правительства РФ.

В своей вступительной речи Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил, что еще не так давно ситуация в сфере охраны труда «была весьма тревожная», но «удалось ее изменить». По его словам, за последние 10 лет число травм и смертельных случаев на производстве снизилось почти в два раза, что связано в т. ч. и с законодательными мерами, принимаемыми для создания новых и более современных механизмов охраны труда.

Пример

Реализованные в 2014 г. мероприятия в области охраны труда обеспечили сокращение числа погибших в результате несчастных случаев на производстве до 2344 человек, что ниже аналогичного показателя 2013 г. (2757 работников) на 15%.

В течение продолжительного периода времени отмечается также уменьшение количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (рис. 1).

Задачи охраны труда 2016Рис. 1. Количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в РФ в  2005—2014 гг.

Позитивную тенденцию к снижению уровня производственного травматизма можно назвать устойчивой. Она сохранилась и в текущем году.

Сегодня есть все основания заявлять о том, что тенденция к снижению уровня производственного травматизма в России приобрела необратимый характер

Пример

Если говорить о несчастных случаях с тяжелыми последствиями, то в первом полугодии 2015 г. этот показатель оказался почти на 10% ниже, чем в первом полугодии 2014 г. Число погибших на производстве уменьшилось на 9%.

Следует отметить, что в этом смысле Россия неплохо выглядит и на международном фоне.

Пример

По данным Международной организации труда, по показателю погибших на производстве на 100 тыс. занятых в экономике наша страна находится примерно на уровне развитых европейских государств.
Если в Германии данный показатель составляет 2,5 человека, то в России — 3,28, а в государствах, являющихся новыми членами Евросоюза, он даже больше, чем в нашей стране, т. е. уровень травматизма в них выше.
Значительно превосходит в этом смысле Россия и своих партнеров по БРИКС — Бразилию, Китай, Индию и ЮАР (рис. 2).

Задачи охраны труда 2016Рис. 2. Международная статистика несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (количество случаев на 100 тыс. работников)

Вместе с тем мы не должны успокаиваться на достигнутом и продолжаем активно работать в этом направлении вместе с объединениями работодателей и работников, по линии государственных инспекций труда и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Так, введение в РФ с 1 января 2014 г. механизма специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) — нового законодательства, предполагающего принципиально новые подходы к оценке условий труда на производстве, обусловило некоторое увеличение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в связи с их лучшей выявляемостью и изменения в части статистики профессиональных заболеваний. Их выявляемость мы все время оценивали как достаточно низкую.

Пример

В 2013 г. в России было диагностировано чуть меньше 6 тыс. профессиональных заболеваний.

Конечно, если сравнивать соответствующие показатели с имеющимися условиями труда и международной статистикой, то имеются все основания предполагать, что пока профессиональные заболевания выявляются в нашей стране недостаточно точно. Фактически мы констатируем, как правило, данные об исключительно хронических случаях в завершающей стадии развития. В этой связи ключевой задачей сегодня является усиление работы в данном направлении.

Пример

Прежде всего мы должны перестроить существующие механизмы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для более точного и более раннего выявления последних.

Новый подход к оценке условий труда

В целях обеспечения безопасных условий труда в  2013—2014 гг. сформирован институт СОУТ: приняты федеральные законы от  28.12.2013 №  426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон №  426-ФЗ), от  28.12.2013 №  421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» (далее — Закон №  421-ФЗ), вступившие в силу с 1 января 2014 года.

С принятием названных федеральных законов введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая:

  • объективно выявлять и оценивать условия труда на каждом рабочем месте;
  • обеспечивать должный уровень экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.

Вместе с тем только в течение первого полугодия 2015 г. Роструд оформил более 6,5 тыс. постановлений на юридических и должностных лиц за нарушение порядка проведения СОУТ на рабочих местах. Работодатели были привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму свыше 150,8 млн руб., а организации, проводящие СОУТ, — на сумму более 3 млн руб. Наибольшее количество таких нарушений было зафиксировано в Ростовской и Свердловской областях, а также в Красноярском и Краснодарском краях.

В данной связи следует напомнить, что в текущем году Роструд начал применять новую систему штрафов, установленную Кодексом РФ об административных правонарушениях. Поскольку СОУТ позволяет выявить вредные и опасные условия труда, а ее отсутствие создает угрозу жизни и здоровью работников, размер штрафа за данное нарушение исчисляется исходя из количества рабочих мест. Таким образом, для крупного предприятия сумма штрафов может достигать нескольких миллионов рублей.

Работа по проведению СОУТ только разворачивается. Она должна быть полностью завершена до 31 декабря 2018 г. Планируется, что к этому моменту все рабочие места пройдут СОУТ, и тогда мы получим объективную картину по всей стране.

Всего за период 2014—2015 гг. СОУТ проведена в 126 277 организациях на более чем 2,1 млн рабочих мест, вредные и (или) опасные условия труда выявлены на 518 793 рабочих местах.

Следует отметить, что одновременно впервые в российской истории в законодательство внесены изменения, увязывающие условия труда с гарантиями и компенсациями, выплачиваемыми работодателями в пользу работников. Объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда сегодня зависит от результатов СОУТ.

Прежде предоставление гарантий и компенсаций было связано исключительно с так называемыми списками вредности, формировавшимися в советский период, и не зависело от результатов аттестации рабочих мест по условия труда, осуществлявшейся до вступления в силу Закона №  426-ФЗ. В действующем законодательстве есть нормы, согласно которым в результате отнесения тех или иных рабочих мест к классам профессионального риска устанавливаются дополнительные гарантии: дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная заработная плата и сокращенная продолжительность рабочего времени. При этом работодателям и соответствующим профессиональным союзам дано право договариваться на уровне коллективных договоров и соглашений о возможности замены дополнительного отпуска и сокращенного рабочего времени денежной компенсацией. Это сделано в связи с тем, что зачастую удобнее планировать таким образом рабочее время, и, если стороны приходят к согласию, то они подобные решения для себя принимают. Соответствующих норм в отечественном трудовом законодательстве тоже никогда не было.

Еще одно ключевое направление, позволяющее снять избыточные административные барьеры для бизнеса, — введение института декларирования условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данный механизм способствует решению актуальной прежде проблемы, связанной с необходимостью проведения при каждой операции по оценке условий труда на рабочем месте зачастую неоправданных дорогостоящих измерений

При этом обеспечена защита трудовых прав работников путем:

  • законодательного закрепления минимальных гарантированных размеров компенсаций;
  • сохранения достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций;
  • сохранения права на досрочное пенсионное обеспечение.

Очень важно также, что теперь впервые законодательно закреплена и дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, зависящая от условий труда, т. е. от результатов СОУТ.

Пример

В случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

Вместе с тем усилена административная ответственность субъектов трудовых отношений за нарушение трудового законодательства в области охраны труда, особенно за нарушения, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также ужесточена уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда, повлекшие гибель двух и более человек.

Пример

В настоящее время согласно ч. 1 ст. 143 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере до 400 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
До вступления в силу Закона №  421-ФЗ размер указанного штрафа не мог превышать 200 тыс. руб. Кроме того, ч. 1 ст. 143 УК РФ не было предусмотрено право суда лишать виновное лицо права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Мы очень внимательно следим за тем, как новые механизмы внедряются в жизнь и применяются на практике, и уже подготовили первые изменения в Закон №  426-ФЗ (процедура их согласования сейчас завершается). Данные поправки направлены в т. ч. на еще большее расширение сферы применения декларирования условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Они касаются также уточнения действий экспертов организаций, проводящих СОУТ, поскольку на практике выяснилось, что в отдельных случаях они должны проводить определенные замеры и исследования с тем, чтобы подтвердить именно наличие вредных производственных факторов. Изменения связаны и с методическим обеспечением вопросов применения различных методик, которые используются в ходе данной работы.

Задачи охраны труда на ближайшее будущее

Какие задачи мы ставим перед собой на период до 2020 г.?

Первое — это изменение трудового законодательства, внесение поправок в Трудовой кодекс РФ. При этом прежде всего мы преследуем цель предусмотреть в трудовом законодательстве не просто соблюдение требований охраны труда на рабочих местах, а нормы, обязывающие все стороны на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и профессионального заболевания, т. е. предпринимать превентивные меры.

Второе — это окончательный отказ от вышеупомянутых «списков вредности» и переход к различным гарантиям и компенсациям именно на основе реальной оценки условий труда.

Третье — внимательное изучение вместе с партнерами трудового законодательства в части охраны труда на малых предприятиях. Не секрет, что российское трудовое законодательство пока еще ориентировано на крупные предприятия, а законодательство об охране труда (нормы, стандарты и др.) является достаточно обширным, детальным и содержит различные факторы, очень специфические в своем применении. Поэтому мы планируем несколько ослабить соответствующие нормы для микро- и малого бизнеса, но, конечно, не в ущерб требованиям к охране труда и здоровью работников.

Четвертое — это совершенствование Федерального закона от  24.07.1998 №  125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон №  125-ФЗ). Сегодня Закон №  125-ФЗ применительно к несчастным случаям и профессиональным заболеваниям работает таким образом, что фактически только по результатам несчастного случая либо профессионального заболевания работникам предоставляются различные гарантии и компенсации, происходит их обеспечение техническими средствами реабилитации. Задача заключается в том, чтобы эту пирамиду перевернуть.

Что здесь имеется в виду?

Мы уже практически год ведем переговоры и консультации с партнерами с тем, чтобы выявлять на ранней стадии первичные признаки профессиональных заболеваний и давать возможность работнику пройти реабилитацию именно на этой стадии, выводя его из вредных условий труда. Это позволит нам в последующем использовать прежде всего механизм реабилитационных мероприятий, а не гарантий и компенсаций. Сейчас такая работа идет, и мы ставим перед собой задачу до конца текущего года концептуально указанные предложения оформить и подготовить соответствующие поправки в Закон №  125-ФЗ.

Также в ходе работы над законом о бюджете ФСС России на  2016—2018 гг. подготовлены предложения об увеличении части тарифов страховых взносов по несчастным случаям, направляемой на превентивные меры. Сейчас работодатели могут использовать на них лишь 20% тарифа, а мы предлагаем повысить эту планку до 30%. Соответствующие ресурсы в бюджете ФСС России есть.

Сегодня мы исходим из того, что финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, тарифы страховых взносов должны быть сохранены на прежнем уровне, чтобы не увеличивать финансовую нагрузку на работодателей

Кроме того, в настоящее время обсуждается такое новое направление в части стимулирования работодателей к улучшению условий труда, как возможность использовать указанные средства на субсидирование процентной ставки в случае, если работодатель берет кредит на модернизацию производства и СОУТ покажет, что условия труда работников в результате этого улучшились (рис. 3).

Задачи охраны труда 2016Рис. 3. Приоритетные направления расходования «возвратных» средств ФСС России

Еще одно важное направление связано с деятельностью федеральной инспекции труда.

Этим летом принята Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от  05.06.2015 №  1028-р) . Ее суть заключается в том, что в части условий труда мы предполагаем переходить прежде всего на режим внутреннего контроля и режим самоинспектирования работодателями. Сейчас готовятся специальные программные продукты, соответствующие сервисы, позволяющие работодателям самостоятельно оценивать условия труда на своих рабочих местах через так называемые проверочные листы. Создание подобного инструмента в формате интернет-сервисов позволит работодателям как проходить самопроверку, так и получать заключение от государственных инспекций труда (а не штрафы уже постфактум), чтобы при необходимости заранее предпринимать на своем производстве необходимые корректирующие действия.

Все это также потребует изменения законодательства. Но прежде мы планируем осуществить пилотные проекты и отработать все технологии вместе с Минкомсвязью России.

И наконец, Минтруду России вместе с коллегами из других министерств и ведомств предстоит выполнить решения, принятые на августовском заседании Правительства РФ, в т. ч. по разработке и представлению в Правительство РФ предложений:

по совершенствованию законодательства в части формирования риск-ориентированной модели обеспечения безопасности работников на производстве;по гармонизации российских санитарных правил и нормативов в части требований к условиям труда с мировыми подходами в данной области, исходя из необходимости обеспечения защиты здоровья работников;по целесообразности создания в системе ФСС России службы профилактического и реабилитационного менеджмента и др.


http://government.ru/news/19149/ (дата обращения: 25.08.2015). По методологии Международной организации труда.Информация актуальна на момент подготовки номера в печать.



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль