Особенности профилактики профзаболеваний у локомотивных бригад

578
Ключевые проблемы: Какими особенностями условий труда отличается железнодорожный транспорт? Какие вредные факторы действуют на работников локомотивных бригад? Какие профзаболевания распространены среди работников локомотивных бригад? Как бороться с профзаболеваниями? Какие меры профилактики профзаболеваний наиболее эффективны?

Какими особенностями условий труда отличается железнодорожный транспорт

Многочисленные исследования показывают, что работники железнодорожного транспорта повсеместно подвержены комплексному воздействию производственных факторов. К тому же более трети работников отрасли заняты во вредных условиях труда.

Эксплуатация технологического оборудования, ремонтные и путевые работы сопровождаются высоким пылеобразованием, выделением аэрозолей, интенсивными шумом и вибрацией, а также большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками. Все это обуславливает повышенный риск развития профзаболеваний, среди которых преобладают:

  • болезни органов дыхания (пневмокониозы, пылевой бронхит);
  • вибрационная болезнь;
  • профессиональная тугоухость;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата.

Почти половину выявляемых случаев профзаболеваний на железнодорожном транспорте регистрируют среди машинистов и их помощников. Эти профессии относят к самым распространенным и дорогостоящим в отрасли. Если один работник теряет трудоспособность, то на обучение нового специалиста уйдет немало времени и средств. Кроме того, ошибки в работе машиниста (аварии, наезды, крушения) могут привести работодателя к серьезным экономическим потерям. Отсюда возникает необходимость постоянно совершенствовать мероприятия по охране здоровья работников локомотивных бригад и разрабатывать новые методы прогнозирования профзаболеваний.

Статья в тему

«У работника профзаболевание: накажут ли работодателя» (№ 2, 2014)

Какие вредные факторы действуют на работников локомотивных бригад

Больше всего на работников локомотивных бригад воздействуют шум и вибрация. Основными источниками шума в кабине машиниста являются силовые установки, вспомогательное оборудование, взаимодействие колес и путей. Уровень шума в кабинах тепловозов М62, ТЭЗ, 2ТЭ10М, 2ТЭ10Л в движении, как правило, превышает допустимые значения на 15–35 дБА практически по всему спектру частот. Иногда он достигает 120–122 дБА при норме 80 дБА. В более новых локомотивах 2ТЭ116, 2ТЭ10УТ, 2ТЭ10МК уровни шума близки к установленным нормативам.

Уровень вибрации на рабочих местах машинистов и их помощников иногда превышает норму в 14 раз по вертикальной и в 10 раз по горизонтальной составляющим. Однако современные конструктивные элементы кресел и кабины (например, амортизаторы) снижают эти параметры на современных тепловозах и электровозах до предельно допустимых значений.

Работники локомотивных бригад также подвержены влиянию неблагоприятного микроклимата и химического загрязнения воздуха рабочей зоны. На серийных локомотивах, как правило, нет систем кондиционирования воздуха и климат-контроля. Температура воздуха в кабине машиниста может колебаться в пределах 16–20 ºС. Помимо этого, через конструкционные неплотности и открытые окна в кабину проникают токсические вещества – окислы азота, окись углерода, ароматические углеводороды и т. д. Так, замеры, проведенные в кабинах тепловозов типов 2ТЭ116, 2ТЭ10М и 2ТЭ10МК, выявили следующие превышения ПДК для производственных условий:

  • по оксиду азота – в 2,5–2,9 раза;
  • по оксиду углерода – в 1,1–1,3 раза.

Статья в тему

«Профзаболевания органов дыхания: как их предотвратить» (№ 6, 2014)

Наряду с этим машинисты и их помощники подвержены сильным нервно-эмоциональным нагрузкам из-за постоянного напряжения зрительного, слухового анализаторов и психоэмоциональной обстановки.

Какие профзаболевания распространены среди работников локомотивных бригад

Чаще всего работники локомотивных бригад страдают от нейросенсорной тугоухости. Ее выявляют, как правило, у машинистов, а не у их помощников, которые младше и имеют меньший стаж работы. То есть длительность воздействия шумового фактора играет решающую роль в развитии профзаболеваний слуха.

Предупреждает

Татьяна ТРАУТВЕЙН, 

ведущий инженер по охране труда Сибирского центра безопасности труда ООО «Сибирский центр безопасности труда» (Барнаул)

Развитию профзаболеваний слуха больше всего подвержены машинисты как тепловозов, так и электровозов со стажем труда более 20 лет. То есть основная группа риска – это работники локомотивных бригад со средним возрастом 45 лет.

По данным ранее проводившейся аттестации рабочих мест шум и вибрация на всех локомотивах обычно не превышают допустимых значений. Тем не менее условия труда на большинстве рабочих мест машинистов и их помощников признаны вредными (класс 3.2). Это связано с высокой напряженностью труда. Именно сочетание вредных факторов можно считать причиной развития профзаболеваний у работников локомотивных бригад – в частности, тугоухости. Отсюда напрашивается несколько выводов:

1.   Методика оценки шума, которая применялась ранее при аттестации рабочих мест, несовершенна. Она не охватывает все источники шума в кабине локомотива.

2.   Необходимо пересмотреть оценку факторов развития профессиональной тугоухости, потому что сейчас она ориентирована только на превышения допустимых уровней шума и не учитывает влияние других вредных факторов. Например, исследования показывают, что увеличение напряженности труда на один подкласс равнозначно увеличению шума на 7 дБА. Если уровень шума в кабине локомотива в среднем равен 78 дБА, то с учетом высокой напряженности труда его можно оценить как 93 дБА при норме – 80 дБА.

Таблица. Частота профзаболеваний у работников локомотивных бригад в зависимости от класса условий труда

Тип локомотива

Класс условий труда

Частота профессиональной тугоухости, %

Частота вибрационной болезни, %

Электровозы

ВЛ-82М,
ВЛ-80,
ВЛ-80М,
ВЛ-10,
Л-11

3.2

27,3

21,9

Тепловозы

2Т10УТ,
2ТЭ10М,
2ТЭ10В

3.2

28,4

21,9

ЧМЭ-3

3.2

44,3

56,3      

Как бороться с профзаболеваниями

На основе исследований последних лет и данных Роспотребнадзора можно выделить ряд причин, обусловливающих неудовлетворительные условия труда и профзаболевания работников локомотивных бригад. Среди них:

– износ локомотивного и вагонного парков;
– нарушение санитарно-гигиенических норм и требований к условиям труда;
– отсутствие производственного контроля и несоблюдение установленных гигиенических регламентов.

Ограничить влияние вредных и опасных факторов на работников локомотивных бригад можно путем модернизации локомотивного парка. Для этого необходимо:

  • оснастить кабины электровозов и тепловозов звукоизоляцией;
  • восстановить уплотнители дверей;
  • ремонтировать или заменить кресла машинистов;
  • установить вентиляторы и стекла с обогревом и т. д.

К сожалению, эти меры не всегда выполняют качественно и целиком. Например, на сегодняшний день из числа обследованных локомотивов не соответствуют требованиям по уровню шума почти 40 процентов, а кресла машинистов не исправны в 63 процентах кабин.

В транспортной отрасли до сих пор актуальна проблема позднего диагностирования профзаболеваний, когда трудоспособность работника уже сильно ограничена. В связи с этим особое внимание нужно уделять организации медосмотров работников, а именно:

  • при составлении контингента на медосмотр учитывать комплекс вредных факторов и веществ, которые действуют на работников;
  • в полном объеме проводить необходимые исследования и анализы в рамках медосмотра, в том числе: крупнокадровую флюорографию, реовазографию периферических сосудов, капилляроскопию, исследование вестибулярного аппарата и т. д.;
  • проводить медосмотр с участием всех необходимых специалистов (отоларингологов, окулистов и т. д.);
  • отправлять работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, на обследование в центры профпатологии каждые пять лет.

Одновременно следует создать новую нормативно-правовую базу, устанавливающую режим труда и отдыха работников железнодорожного транспорта, а также их технического, технологического, профессионального, медицинского и психофизиологического обеспечения.

Советует

Андрей ЖЕЛУДЕНКО, 

директор ООО «Профит-Сервис» (Владивосток)

Учет временных показателей работы должен быть основным принципом организационных мероприятий по профилактике профзаболеваний, связанных с воздействием шума и вибрации. Поэтому для работников локомотивных бригад очень важен оптимальный режим труда, позволяющий организму восстановиться к началу следующей рабочей смены.

Какие меры профилактики профзаболеваний наиболее эффективны

Чтобы усилить контроль за условиями труда, на железных дорогах организованы региональные комиссии по охране труда, а также инженерно-врачебные бригады, в работе которых участвуют специалисты Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

Особо актуальным остается вопрос освоения современных технологий, которые помогли бы минимизировать шумовибрационный фактор на подвижном составе. В настоящее время уже предложены конструктивные решения многоступенчатого вибродемпфирования кабин локомотивов, которое снизит вибрацию на новых тепловозах и электровозах до предельно допустимых уровней.

Запомните главное

1 Больше всего работники локомотивных бригад подвержены воздействию шума и вибрации.

2 Высокая напряженность труда машинистов усугубляет действие вредных факторов.

3 Риск развития профзаболевания растет с увеличением стажа работы. Таким образом, состояние здоровья опытных машинистов нужно контролировать особенно тщательно.

4 Модернизация локомотивного парка и качественные медосмотры – это основные необходимые меры профилактики профзаболеваний среди машинистов и их помощников



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Статьи по теме в электронном журнале

    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка


    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль