Разработка ПНООЛР

695
В данной статье мы расскажем вам как сформировать комплект документов для получения Нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществами и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, ведущими хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, исходя из следующих документов:

  • полное название предприятия, сведения о юридическом и фактическом адресе, о количестве филиалов и площадок;
  • реквизиты предприятия, в том числе: ИНН, КПП и кодов: ОГРН, ОКВЭД, ОКПО, ОКАТО;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок, здания, помещения, сооружения, размещенные на территориально обособленной площадке;
  • ситуационная карта-схема расположения предприятия, генплан площадки с нанесением существующих мест временного хранения отходов;
  • краткая информация о видах деятельности, штатной численности и режиме работы; структура основной и вспомогательной деятельности, назначение и характеристики всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.);
  • перечень, объемы и количество контейнеров, площади открытых площадок и подсобных помещений, предназначенных для временного хранения отходов;
  • справки по перечню и расходу материалов и сырья за последний год, заверенные ответственной службой предприятия;
  • способы освещения предприятия (помещений и территории) с указанием количества и вида установленных ртутьсодержащих ламп, часов их работы;
  • наличие автотранспорта, дорожной, строительной и погрузо-разгрузочной техники на балансе предприятия (либо договоры на их аренду), количество единиц, вид, условия хранения (закрытое, открытое), расход топлива, пробег по каждому автомобилю, перечень и периодичность ремонтных работ, договоры на проведение технического обслуживания и ремонта;
  • копии договоров с лицензированными предприятиями по оказанию услуг на вывоз отходов к местам их переработки, обезвреживания, захоронения;
  • копии договоров с лицензированными предприятиями по оказанию услуг на переработку, обезвреживание, захоронение отходов;
  • копия договора с лицензированным предприятием на демеркуризацию ртутных ламп;
  • приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды на предприятии;
  • информация о наличии арендаторов и их отходах;
  • природоохранная документация предприятия, имеющаяся на момент разработки проекта (ПНООЛР, Лицензии по обращению с отходами, Сертификаты на вид деятельности и на продукцию, Паспорта опасных отходов, Свидетельства о классе опасности отходов);
  • перечень инструкций по обращению с отходами.

Обращаем Ваше внимание, что для разработки ПНООЛР организация должны иметь действующие паспорта опасных отходов

Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется:

  • ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха);
  • Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183) (далее - Положение о нормативах выбросов);
  • Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650).

Обратите внимание!

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ поэтапно вводится новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Отнесение объекта к соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет (п. 4 ст. 1 указанного Закона). С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

Для получения разрешения на выброс хозяйствующий субъект должен составить и представить в территориальный орган Росприроднадзора заявление (п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). Официально утвержденной формы заявления нет, поэтому следует составить его самостоятельно, указав в нем приведенные ниже сведения. На практике территориальный орган Росприроднадзора может разработать собственную форму заявления, которая размещается на его сайте или информационном стенде. В таком случае рекомендуем воспользоваться данной формой.

В заявлении должны быть указаны (п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ):

- наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя.

Заявителям - юридическим лицам следует привести наименование организации, которое согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ должно содержать указание на организационно-правовую форму. Индивидуальным предпринимателям рекомендуем указать паспортные данные;

- юридический и почтовый адрес.

Организациям следует указать адрес юридического лица в соответствии с данными ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Индивидуальным предпринимателям рекомендуем указать адрес места жительства;

  • контактный телефон;
  • государственный регистрационный номер записи, подтверждающей факт внесения сведений о заявителе в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (т.е. ОГРН или ОГРНИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины;
  • опись представляемых материалов;
  • сведения о местонахождении отдельных производственных площадок.

Заявление следует подписать руководителю организации (если оно подается от имени юридического лица) или индивидуальному предпринимателю, указав Ф.И.О. (для руководителя организации - также должность).

К заявлению о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны прилагаться следующие документы (п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ):

1) утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (абз. 3 п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абзаца 1 п. 9 Положения о нормативах выбросов). ПДВ - это норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха).

В случае невозможности соблюдения ПДВ организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, территориальные органы Росприроднадзора по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (абз. 1 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абз. 1 п. 7 Положения о нормативах выбросов).

Временно согласованный выброс (ВСВ) - это временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного ПДВ (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). ВСВ устанавливаются на период поэтапного достижения ПДВ при условии соблюдения технических нормативов выбросов и при наличии плана уменьшения выбросов (абз. 2 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абз. 5 п. 7 Положения о нормативах выбросов).

Разработка ПДВ и ВСВ обеспечивается самим юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов, либо сторонней организацией по договору (п. 8 Положения о нормативах выбросов). Разработка нормативов осуществляется на основе (п. 8 Положения о нормативах выбросов):

  • проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности);
  • данных инвентаризации выбросов (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Необходимым условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 6 Положения о нормативах выбросов).

Процедура выдачи санитарно-эпидемиологических заключений регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775. Порядок их выдачи также приведен в Приложении № 2 к Приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (применяется в части, не противоречащей указанному Административному регламенту, - письмо Роспотребнадзора от 02.07.2013 № 01/7446-13-31). Формы бланков санитарно-эпидемиологических заключений утверждены Приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 381.

Содержание нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению приведены в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

Согласно п. 3.8.4 Методических рекомендаций нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применения новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. Порядок установления ПДВ и ВСВ установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2015 № 414;

2) утвержденный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (утверждаются данным органом по представлению соответствующих территориальных органов Росприроднадзора - абз. 3 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха), а также информация о завершении этапов указанного плана (абз. 4 п. 10 Регламента).

Перечисленные документы требуется представлять в случае, если при установлении нормативов ПДВ выявлено, что их достижение заявителем не обеспечивается (абз. 4 п. 10 Регламента).

Форма плана снижения выбросов приведена в Приложении № 3 к Регламенту регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ.

План уменьшения выбросов разрабатывается и осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются ВСВ, с учетом степени опасности вредных (загрязняющих) веществ для здоровья человека и окружающей среды (абз. 4 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

За выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должна уплачиваться госпошлина (п. 4 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Ее размер равен 3500 руб. (пп. 116 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. 13 Регламента).

Госпошлина уплачивается до представления заявления о выдаче разрешения на выбросы (п. 13 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

Следует обратить внимание, что для получения разрешения на выброс заявитель обязан уплатить госпошлину, однако прилагать к заявлению подтверждающий документ не требуется - данный документ не перечислен в п. 10 Регламента, требовать же от заявителя иные документы орган, выдающий разрешение, не вправе (п. 10.2 Регламента). Реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины, должны быть указаны в заявлении о выдаче разрешения (абз. 2 п. 10 Регламента).

Уплата госпошлины может подтверждаться также с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

При наличии в системе информации об уплате госпошлины дополнительное подтверждение ее уплаты не требуется (абз. абз. 4 и 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Таким образом, заявитель вправе, но не обязан представлять в территориальный орган Росприроднадзора наряду с другими документами документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Согласно абз. 3 п. 21.1 Регламента при регистрации заявления и прилагаемых документов заявителю возвращается один экземпляр заявления и подготовленной им описи.

Рекомендация: целесообразно составить и включить в пакет представляемых материалов также опись документов.

Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от заявителя иные документы, не предусмотренные Регламентом (п. 10.2 Регламента).

Заявление о выдаче разрешения на выбросы и прилагаемые к нему документы должны быть представлены заявителем в территориальный орган Росприроднадзора (п. 10 Регламента). Способы подачи документов в Регламенте не уточняются, однако представляется, что сделать это можно как непосредственно, так и направив комплект документов по почте. Предпочтительный вариант рекомендуем уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

При непосредственной подаче материалов представителем организации или индивидуального предпринимателя рекомендуем ему иметь доверенность, поскольку в абз. 2 п. 2 Регламента указано, что полномочия представителей, выступающих от имени хозяйствующих субъектов, должны подтверждаться доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.

Поступившие в территориальный орган Росприроднадзора документы регистрируются в течение одного рабочего дня (п. 15, абз. 2 п. 21.1 Регламента). Заявителю направляется (вручается, возвращается) один экземпляр заявления и описи документов с отметкой о дате их приема (абз. 3 п. 21.1 Регламента).

В приеме документов может быть отказано в случае, если заявление направлено лицом, которое не является организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. п. 2 и 11 Регламента).

Если представленные документы не соответствуют перечню, установленному в п. 10 Регламента (в который входит заявление и прилагаемые к нему документы), заявителю будет выслано письмо о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности (абз. 5 п. 21.1 Регламента). В таком случае рекомендуем подготовить недостающие документы и представить комплект материалов вновь.

Заявление о выдаче разрешения и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем в электронном виде в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В этом случае все уведомления о ходе рассмотрения заявления, а также итоговые документы направляются заявителю в электронной форме, если иное не указано в заявлении (п. 18.1 Регламента).

Заявление может быть подано посредством заполнения формы заявления, размещенной на сайтах территориальных органов Росприроднадзора в разделе "Оказание государственных услуг в электронном виде", либо с использованием Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru) (п. 18.2 Регламента). О возможности представить заявление в электронной форме рекомендуем предварительно узнать в территориальном органе Росприроднадзора.

В электронном заявлении отмечается способ получения разрешения: в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, либо в виде электронного образа документа, который направляется ему по электронной почте (п. 18.4 Регламента).

Рассмотрение заявлений, полученных в электронной форме, происходит в том же порядке, что и заявлений, полученных лично от заявителей (п. 18.3 Регламента).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией




Рассылка


© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

Ваш подарок при регистрации: номер журнала "Справочник специалиста по охране труда" со всеми образцами и шаблонами документов!

Тема номера: Как подготовиться к проверке по охране труда

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль