Разработка ПНООЛР

733
В данной статье мы расскажем вам как сформировать комплект документов для получения Нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществами и разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, ведущими хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, исходя из следующих документов:

  • полное название предприятия, сведения о юридическом и фактическом адресе, о количестве филиалов и площадок;
  • реквизиты предприятия, в том числе: ИНН, КПП и кодов: ОГРН, ОКВЭД, ОКПО, ОКАТО;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок, здания, помещения, сооружения, размещенные на территориально обособленной площадке;
  • ситуационная карта-схема расположения предприятия, генплан площадки с нанесением существующих мест временного хранения отходов;
  • краткая информация о видах деятельности, штатной численности и режиме работы; структура основной и вспомогательной деятельности, назначение и характеристики всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.);
  • перечень, объемы и количество контейнеров, площади открытых площадок и подсобных помещений, предназначенных для временного хранения отходов;
  • справки по перечню и расходу материалов и сырья за последний год, заверенные ответственной службой предприятия;
  • способы освещения предприятия (помещений и территории) с указанием количества и вида установленных ртутьсодержащих ламп, часов их работы;
  • наличие автотранспорта, дорожной, строительной и погрузо-разгрузочной техники на балансе предприятия (либо договоры на их аренду), количество единиц, вид, условия хранения (закрытое, открытое), расход топлива, пробег по каждому автомобилю, перечень и периодичность ремонтных работ, договоры на проведение технического обслуживания и ремонта;
  • копии договоров с лицензированными предприятиями по оказанию услуг на вывоз отходов к местам их переработки, обезвреживания, захоронения;
  • копии договоров с лицензированными предприятиями по оказанию услуг на переработку, обезвреживание, захоронение отходов;
  • копия договора с лицензированным предприятием на демеркуризацию ртутных ламп;
  • приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды на предприятии;
  • информация о наличии арендаторов и их отходах;
  • природоохранная документация предприятия, имеющаяся на момент разработки проекта (ПНООЛР, Лицензии по обращению с отходами, Сертификаты на вид деятельности и на продукцию, Паспорта опасных отходов, Свидетельства о классе опасности отходов);
  • перечень инструкций по обращению с отходами.

Обращаем Ваше внимание, что для разработки ПНООЛР организация должны иметь действующие паспорта опасных отходов

Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется:

  • ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха);
  • Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183) (далее - Положение о нормативах выбросов);
  • Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650).

Обратите внимание!

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ поэтапно вводится новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Отнесение объекта к соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет (п. 4 ст. 1 указанного Закона). С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

Для получения разрешения на выброс хозяйствующий субъект должен составить и представить в территориальный орган Росприроднадзора заявление (п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). Официально утвержденной формы заявления нет, поэтому следует составить его самостоятельно, указав в нем приведенные ниже сведения. На практике территориальный орган Росприроднадзора может разработать собственную форму заявления, которая размещается на его сайте или информационном стенде. В таком случае рекомендуем воспользоваться данной формой.

В заявлении должны быть указаны (п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ):

- наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя.

Заявителям - юридическим лицам следует привести наименование организации, которое согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ должно содержать указание на организационно-правовую форму. Индивидуальным предпринимателям рекомендуем указать паспортные данные;

- юридический и почтовый адрес.

Организациям следует указать адрес юридического лица в соответствии с данными ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Индивидуальным предпринимателям рекомендуем указать адрес места жительства;

  • контактный телефон;
  • государственный регистрационный номер записи, подтверждающей факт внесения сведений о заявителе в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (т.е. ОГРН или ОГРНИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины;
  • опись представляемых материалов;
  • сведения о местонахождении отдельных производственных площадок.

Заявление следует подписать руководителю организации (если оно подается от имени юридического лица) или индивидуальному предпринимателю, указав Ф.И.О. (для руководителя организации - также должность).

К заявлению о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны прилагаться следующие документы (п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ):

1) утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (абз. 3 п. 10 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абзаца 1 п. 9 Положения о нормативах выбросов). ПДВ - это норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха).

В случае невозможности соблюдения ПДВ организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, территориальные органы Росприроднадзора по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (абз. 1 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абз. 1 п. 7 Положения о нормативах выбросов).

Временно согласованный выброс (ВСВ) - это временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного ПДВ (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). ВСВ устанавливаются на период поэтапного достижения ПДВ при условии соблюдения технических нормативов выбросов и при наличии плана уменьшения выбросов (абз. 2 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абз. 5 п. 7 Положения о нормативах выбросов).

Разработка ПДВ и ВСВ обеспечивается самим юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов, либо сторонней организацией по договору (п. 8 Положения о нормативах выбросов). Разработка нормативов осуществляется на основе (п. 8 Положения о нормативах выбросов):

  • проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности);
  • данных инвентаризации выбросов (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Необходимым условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 6 Положения о нормативах выбросов).

Процедура выдачи санитарно-эпидемиологических заключений регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775. Порядок их выдачи также приведен в Приложении № 2 к Приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (применяется в части, не противоречащей указанному Административному регламенту, - письмо Роспотребнадзора от 02.07.2013 № 01/7446-13-31). Формы бланков санитарно-эпидемиологических заключений утверждены Приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 381.

Содержание нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению приведены в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

Согласно п. 3.8.4 Методических рекомендаций нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применения новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. Порядок установления ПДВ и ВСВ установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2015 № 414;

2) утвержденный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (утверждаются данным органом по представлению соответствующих территориальных органов Росприроднадзора - абз. 3 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха), а также информация о завершении этапов указанного плана (абз. 4 п. 10 Регламента).

Перечисленные документы требуется представлять в случае, если при установлении нормативов ПДВ выявлено, что их достижение заявителем не обеспечивается (абз. 4 п. 10 Регламента).

Форма плана снижения выбросов приведена в Приложении № 3 к Регламенту регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ.

План уменьшения выбросов разрабатывается и осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются ВСВ, с учетом степени опасности вредных (загрязняющих) веществ для здоровья человека и окружающей среды (абз. 4 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

За выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должна уплачиваться госпошлина (п. 4 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Ее размер равен 3500 руб. (пп. 116 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. 13 Регламента).

Госпошлина уплачивается до представления заявления о выдаче разрешения на выбросы (п. 13 Регламента регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

Следует обратить внимание, что для получения разрешения на выброс заявитель обязан уплатить госпошлину, однако прилагать к заявлению подтверждающий документ не требуется - данный документ не перечислен в п. 10 Регламента, требовать же от заявителя иные документы орган, выдающий разрешение, не вправе (п. 10.2 Регламента). Реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины, должны быть указаны в заявлении о выдаче разрешения (абз. 2 п. 10 Регламента).

Уплата госпошлины может подтверждаться также с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

При наличии в системе информации об уплате госпошлины дополнительное подтверждение ее уплаты не требуется (абз. абз. 4 и 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Таким образом, заявитель вправе, но не обязан представлять в территориальный орган Росприроднадзора наряду с другими документами документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Согласно абз. 3 п. 21.1 Регламента при регистрации заявления и прилагаемых документов заявителю возвращается один экземпляр заявления и подготовленной им описи.

Рекомендация: целесообразно составить и включить в пакет представляемых материалов также опись документов.

Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от заявителя иные документы, не предусмотренные Регламентом (п. 10.2 Регламента).

Заявление о выдаче разрешения на выбросы и прилагаемые к нему документы должны быть представлены заявителем в территориальный орган Росприроднадзора (п. 10 Регламента). Способы подачи документов в Регламенте не уточняются, однако представляется, что сделать это можно как непосредственно, так и направив комплект документов по почте. Предпочтительный вариант рекомендуем уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

При непосредственной подаче материалов представителем организации или индивидуального предпринимателя рекомендуем ему иметь доверенность, поскольку в абз. 2 п. 2 Регламента указано, что полномочия представителей, выступающих от имени хозяйствующих субъектов, должны подтверждаться доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.

Поступившие в территориальный орган Росприроднадзора документы регистрируются в течение одного рабочего дня (п. 15, абз. 2 п. 21.1 Регламента). Заявителю направляется (вручается, возвращается) один экземпляр заявления и описи документов с отметкой о дате их приема (абз. 3 п. 21.1 Регламента).

В приеме документов может быть отказано в случае, если заявление направлено лицом, которое не является организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. п. 2 и 11 Регламента).

Если представленные документы не соответствуют перечню, установленному в п. 10 Регламента (в который входит заявление и прилагаемые к нему документы), заявителю будет выслано письмо о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности (абз. 5 п. 21.1 Регламента). В таком случае рекомендуем подготовить недостающие документы и представить комплект материалов вновь.

Заявление о выдаче разрешения и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем в электронном виде в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В этом случае все уведомления о ходе рассмотрения заявления, а также итоговые документы направляются заявителю в электронной форме, если иное не указано в заявлении (п. 18.1 Регламента).

Заявление может быть подано посредством заполнения формы заявления, размещенной на сайтах территориальных органов Росприроднадзора в разделе "Оказание государственных услуг в электронном виде", либо с использованием Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru) (п. 18.2 Регламента). О возможности представить заявление в электронной форме рекомендуем предварительно узнать в территориальном органе Росприроднадзора.

В электронном заявлении отмечается способ получения разрешения: в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, либо в виде электронного образа документа, который направляется ему по электронной почте (п. 18.4 Регламента).

Рассмотрение заявлений, полученных в электронной форме, происходит в том же порядке, что и заявлений, полученных лично от заявителей (п. 18.3 Регламента).



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией



    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль