Подписка 8 (800) 511 9864Оформите бесплатный доступ к журналу "Справочник специалиста по охране труда"

Справочник специалиста по охране труда

Средства индивидуальной защиты кожи

• 15 мая 2019
  • 2500

Обеспечение работников сертифицированными ДСИЗ является обязанностью работодателя. Но чтобы не попасть на штрафы, нужно знать когда и что именно применять, четко соблюдать установленные нормативными актами правила применения. Всю необходимую информацию вы найдет в нашей статье.

Необходимость применения СИЗ кожи

Кожа – это самый крупный орган человеческого тела, отличающийся исключительными свойствами, выполняющий жизненно-важные функции, в том числе защитные. Она способна выдерживать холод или жару, контакт со слабыми кислотами и щелочами, предохранять внутренние органы от физических воздействий, ультрафиолетового излучения. Кроме того, это барьер для бактерий и микробов.

Однако возможности кожи не безграничны. Экстремальная температура, агрессивные, токсические вещества, другие опасные и вредные факторы могут стать причиной травм, болезней или даже смерти. Болезни кожи, ставшие следствием постоянного и продолжительного влияния на организм производственных факторов, считаются профессиональными. Заболевания, появившиеся не под влиянием причин, связанных с профессией, но усугубившиеся из-за различных производственных факторов, профессиональными не считаются.

Причиной большинства профессиональных дерматологических заболеваний становится воздействие химических веществ, порядка 6% – заражение инфекциями и паразитами, лишь 2% возникают под влиянием физических факторов, таких как низкие или высокие температуры, радиоактивные вещества, угольная пыль и т.п.

За какие нарушения по охране труда закроют предприятие

Средства индивидуальной защиты кожи
Андрей КриницынГлавный государственный инспектор по правовым вопросам в Республике Бурятия
Читайте в журнале "Справочник специалиста по охране труда", в каком случае ГИТ вправе потребовать ликвидировать предприятие, узнайте, как отвести эту угрозу.

Кожные болезни, появившиеся под воздействием химических веществ, могут быть аллергическими и неаллергическими. К аллергическим относится, например, профессиональная экзема. Это хроническое заболевание, локализующееся в основном на открытых участках кожи и возникающее вследствие частого контакта с некоторыми красителями, солями никеля или хрома, скипидаром, эпоксидными смолами, рядом других веществ.

Неаллергические заболевания начинаются в результате действия различных раздражителей:

• эпидермиты – органических растворителей;
  • контактные дерматиты – кислот, щелочей, лаков, красок и т.п.;
  • масляные фолликулиты – минеральных масел;
  • токсические меланодермии – углеводородов.

Изъязвления появляются при попадании на поврежденные участки (царапины, порезы и т.п.)  химических растворов или порошкообразных субстанций, более тяжелые язвы вызывает хром. Длительное воздействие продуктов перегонки каменного угля, нефти может способствовать появлению бородавчатых разрастаний, способных со временем перерождаться в рак кожи.

Инфекционные кожные болезни считаются профессиональными, если заражение произошло при контакте с источником инфекции в ходе выполнения профессиональных обязанностей. Например, свиной рожей могут заразиться работники мясокомбинатов или консервных заводов. Возбудитель болезни проникает в организм при непосредственном контакте через поврежденную кожу. К примеру, это может быть порез ножом для разделки или острой костью. От грибковых заболеваний могут пострадать врачи-дерматологи или ветеринары, контактирующие с больными животными.

Средства индивидуальной защиты кожи предотвращают или ослабляют влияние опасных факторов внешней среды, а также спасают от загрязнений. Их назначение – защита здоровья людей, работающих в сложных и опасных условиях.

Главный редактор

Татьяна Чиркина - Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Виды средств индивидуальной защиты кожи

Средства индивидуальной защиты кожи делятся на спецодежду и обувь, средства для защиты рук, головы, глаз и лица, а также дерматологические СИЗ.

Спецодежда должна служить надежной защитой, не нарушая при этом термобаланс организма и не стесняя свободу движений, быть удобной, ноской, легко очищаться от загрязнений, не меняя при этом своих свойств.

Типы спецодежды:
  • изолирующая (воздухонепроницаемая) – из прорезиненных тканей и полимерных пленочных материалов;
  • фильтрующая (воздухопроницаемая) – из тканей, пропитанных специальными химическими веществами, которые препятствуют проникновению ядовитых паров за счет химических реакций.

Это могут быть комбинезоны или костюмы, обеспечивающие защиту всего тела человека, либо плащи, накидки или фартуки. Нательное белье предохраняет кожу от потертостей, раздражения, которое может вызвать контакт с прорезиненной или пропитанной специальными веществами тканью. Материалы, используемые для пошива изолирующей спецодежды и обуви, должны иметь ряд важных свойств, в числе которых влагонепроницаемость, термо- или морозостойкость, устойчивость к агрессивным средам.

К спецобуви относятся сапоги, ботинки, тапочки, галоши, бахилы и др. Обувь должна быть прочной, удобной, надежно защищать ноги от механических, химических или биологических поражений.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Для снижения риска получения травмы головы на опасных производствах применяются каски различных видов. При выборе каски следует исходить из принятых стандартов и требований, учитывать условия, а также степень воздействия, характер присутствующих на производстве рисков.

Средства защиты лица и глаз предохраняют от брызг, жидкостей, пыли, твердых частиц, газов, разнообразных видов излучений. Для этих целей используют маски, щитки, очки с бесцветными стеклами или со светофильтрами. Все они должны соответствовать нормативным требованиям, применяться по назначению.

Защитные маски и щитки для лица являются непременным атрибутом на многих производствах, например, при сварочных работах, при работе в запыленных помещениях, в случае опасности получения механических повреждений от осколков или летящих мелких предметов, таких как щепки или мелкие камни. Медицинские маски предохраняют от попадания на кожу лица биологических материалов (крови, слюны и т.п.), являющихся носителями инфекций.

Травматизм рук – наиболее часто встречающийся вид травматизма у рабочих. Для предохранения кожи рук от поражения применяют защитные перчатки.

Виды поражений кожи рук на производстве:

• обморожения;
  • термические ожоги;
  • химические ожоги;
  • аллергические рекции;
  • механические повреждения (порезы, царапины и т.п.)

Перчатки используются, когда работникам требуется защита рук от агрессивных химических веществ, от низких или высоких температур, огня, искр, механических повреждений, загрязнений. Изготавливают перчатки как из натуральных (хлопок), так и из искусственных материалов (резина, латекс и др.).

Дерматологические средства индивидуальной защиты

В некоторых ситуациях на производстве, когда требуется выполнение тонких и ответственных операций, применение защитных перчаток невозможно. Такие условия встречаются, в частности, в автомобиле- и машиностроении, в текстильной промышленности, в типографском деле, многих других отраслях. В этих случаях, если здоровью работника могут угрожать агрессивные или вредные производственные факторы, необходимо пользоваться дерматологическими СИЗ, которые предохраняют кожу, восстанавливают ее защитные функции.

К числу рисков, от которых могут защитить дерматологические средства, относятся низкие или высокие температуры, ветра, агрессивные химические среды, ультрафиолетовое излучение, а также биологические факторы – насекомые и микроорганизмы.

ДСИЗ бывают защитными, очищающими и восстанавливающими. Защитные средства, образуя тонкую пленку на кожных покровах, не допускают проникновения вредных веществ к поверхности кожи или прямого влияния опасных факторов окружающей среды. Тип защитного средства подбирается, исходя из вида негативного воздействия на рабочем месте.

Дерматологические средства защиты кожи деляются по своему принципу действия на:

• гидрофильные – защищают, увлажняют кожу при контакте с органическими растворителями, нерастворимыми в воде техническими маслами, смазочными веществами, нефтепродуктами, лаками, красками и т.п.;
  • гидрофобные – изолируют от влаги, требуются работающим с водными растворами, в том числе СОЖ на водной основе, растворами кислот или щелочей, извести, цемента,  щелочно-масляными эмульсиями;
  • комбинированные (кремы, эмульсии, гели, спреи и др.).

Очищающие кремы, гели и пасты используются практически в любой производственной деятельности как на заводах, так и в офисах. Незначительные загрязнения легко удаляются с помощью воды и обычного мыла – твердого или жидкого. Для очистки от таких серьезных загрязнителей, как жир, краска, масла, сажа и т.п., необходимо использовать специальные средства, нередко имеющие в своем составе абразивы, которые удаляют въевшуюся грязь. При этом очищающее средство не должно травмировать кожу.

Восстанавливающие средства способствуют регенерации кожного покрова, пострадавшего из-за окружающей среды или производственных факторов. Эти средства обладают заживляющим действием, восстанавливают водный баланс и упругость кожи.

Комбинации ДСИЗ при воздействии различных производственных факторов

Факторы производственной среды

Защита кожи

Очистка кожи

Питание кожи

Контакт с легкосмываемыми загрязнениями

Моющее средство

Не требуется

Контакт с устойчивыми загрязнениями (масляными и водонерастворимыми загрязнениями)

Защитный крем гидрофильного действия

Очищающая паста

Регенерирующий крем

Контакт с растворами кислот, щелочей и других водорастворимых веществ

Защитный крем гидрофобного действия

Моющее средство

крем

Попеременный контакт с водорастворимыми (щелочи, кислоты) и водонерастворимыми (масло, мазут, нефтепродукты) рабочими материалами

Защитный крем комбинированного действия

Моющее средство или

очищающая паста

крем

Низкие температуры (защита рук и лица от холода и ветра)

Защитный крем от пониженных температур

крем

УФ-излучение (сварка, солнечные лучи, вещества фотосенсибилизирующего действия)

Защитный крем с УФ-фильтрами

крем

Наружные работы в период активности кровососущих и жалящих насекомых и паукообразных

Защитный крем,

спрей, аэрозоль

Не требуется

Ношение закрытой спецобуви (резиновых или кожаных сапог и т.  д.)

Средство профилактики грибковых инфекций кожи ног

Не требуется

Работы с бактериально опасными средами, нахождение рабочего места удаленно от санитарно-бытовых узлов

Дезинфицирующее средство для рук

Не требуется

Каждый работодатель должен разработать в своей организации внутренний перечень должностей и профессий, согласно которому, а также в соответствии с типовыми нормами выдаются СИЗ кожи. В случае, если работодатель не обеспечил своих работников положенными им средствами индивидуальной защиты, он подвергается административному наказанию в виде штрафа (КоАП РФ, Статья 5.27.1).

Согласно ГОСТ 12.4.068-79, используемые средства не должны каким-либо образом оказывать токсическое или аллергическое действие на организм работника, содержать среду, благоприятную для размножения микробов, создавать неудобства при выполнении трудовых обязанностей, пачкать готовые изделия, спецодежду или оборудование.

Применение дерматологических СИЗ

Все защитные средства должны обладать направленной эффективностью, то есть выраженной активностью по отношению к конкретным вредным факторам. Их наносят на открытые участки кожи перед началом работы для того, чтобы обеспечить барьер между вредными производственными факторами и кожей.

Смывающие или обезвреживающие средства могут использоваться как индивидуально, так и коллективно. Коллективными средствами оснащаются раздаточные диспенсеры в производственных помещениях. Они применяются для того, чтобы предотвратить или существенно сократить непосредственный контакт кожи с опасными веществами, и должны быть в обязательном порядке сертифицированы.

В случае, если на производстве приходится иметь дело с трудносмываемыми загрязнениями, например, при контакте с маслами, смазками, сажей, нефтепродуктами, лаками, красками, в т. ч. полиграфическими, смолами, клеями, битумом, силиконом, графитом, различными видами производственной пыли, помимо твердого или жидкого мыла, применяют очищающие крема, гели и пасты.

Приказ о ДСИЗ

Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами защиты кожи регламентирует Стандарт безопасности труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н. Этот Стандарт устанавливает правила приобретения, выдачи, эксплуатации, хранения. Он обязателен для всех работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности.

При необходимости работы с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми и комбинированными веществами, а также при выполнении наружных, других работ, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения, повышенных или пониженных температур, ветра следует использовать регенерирующие (восстанавливающие) средства – кремы, эмульсии и др. Применять их нужно, нанося на открытые чистые участки кожи после работы. Не допускается использование дерматологических средств защиты кожи не по назначению или замена установленных типовыми нормами на другие, не аналогичного действия.

Обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами работающих вахтовым методом регламентируется следующими нормативными актами:

• Пункт 6 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих или обезвреживающих средств".
  • Стандарт безопасности труда от 17 декабря 2010 г. № 1122н, в соответствии с которым все смывающие или обезвреживающие средства, оставшиеся неиспользованными по истечению отчетного периода (один месяц), могут быть использованы в следующем месяце при условии соблюдения их срока годности.

Данные о выдаче защитных средств подлежат обязательному фиксированию в допсоглашении к трудовому договору, либо в трудовом договоре (на усмотрение работодателя), а также в журнале учета, в личной карточке учета.

Образец карточки выдачи

Согласно статье 57 ТК РФ в трудовом договоре должно быть указано следующее:

• абзац шестой – гарантии и компенсации за работу в условиях воздействия вредных или опасных факторов, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
  • абзац восьмой – условия труда на данном рабочем месте;
  • абзац десятый – "другие условия" в случаях, предусмотренных трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К "другим условиям" относится требование пункта 9 Стандарта безопасности труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122.

Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени в условиях, подразумевающих выдачу смывающих средств, смывающие средства выдаются пропорционально отработанному времени. То есть при норме 200 г туалетного мыла в месяц, работающему на пол ставки полагается в два раза меньше. Выдавать работнику смывающие средства, указанные в Типовых нормах, можно один раз в два месяца (письмо Минтруда России от 29 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3452).

Узнайте, как оформляют сертификаты на СИЗ>>>

logo
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Зарегистрироваться