СОУТ государственных гражданских служащих

155
По данным Росстата в России численность работников, замещающих должности гражданской службы в федеральных государственных органах, на начало 2017 года составила 38 тыс. человек или 77,4% от общей численности работников этих органов. Россия по численности занятых в бюджетном секторе опережает развитые страны в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития – в 2,5 раза. Почему же проведение СОУТ для государственных и муниципальных служащих до сих пор отсутствует, неясно. Попробуем разобраться, почему произошел диспаритет государства и бизнеса по вопросу проведения СОУТ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • почему рабочие места государственных и муниципальных служащих не подлежат спецоценке;
  • как провести СОУТ на рабочих местах работников, заключивших трудовые договора в государственном учреждении.

СОУТ госслужащих

Специальная оценка условий труда государственных гражданских служащих должна регулироваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России и ее субъектов о государственной гражданской службе (ч. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"»). Однако в настоящее время порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении такого рода рабочих мест правовыми актами не определен.

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий на всех рабочих местах, кроме работников, трудящихся вне территории предприятия – дистанционных работников, надомников и физлиц, заключивших договора с физлицами – не предпринимателями.

Если с третьей категорий работников нет ясности, кто же этот персонал, то про дистанционных работников и надомникам все ясно – данные труженики осуществляют свои трудовые функции вне условий производства, обустраивают свои рабочие места дома – для надомников, да еще и с привлечением членов семьи. Дистанционные работники могут работать дома, могут работать в любом другом самостоятельно организованном для самого себя "третьем рабочем месте" – коворкинге.

СОУТ государственных гражданских служащих

Но есть еще одна особенность в данном Законе.

Неясно с юридической точки зрения, почему возник неразрешимый на сегодняшний день вопрос с проведением оценки условий труда огромного пласта работоспособного населения Российской Федерации – государственных гражданских служащих (далее – ГГС) и муниципальных служащих (далее – МС). Возможно, причина кроется в неясности механизма финансирования и возмещения затрат на оплату работы экспертов СОУТ и испытательной лаборатории, ведь в конечном итоге работодателем и плательщиком является государство.

Институт СОУТ, в спешном порядке отказавшийся от АРМ, обнаружил в себе массу недостатков:

1) ГГС и МС не подпадают ни под одну категорию трудящихся, и спецоценка на их рабочих местах не проводится.

2) Так и не решен вопрос относительно СОУТ спортсменов и артистов и т.п.

3) По медикам изменения и особенности проведения спецоценки даются дозированно, в одном году – для реаниматоров, в следующем – для психиатров, поэтому процедура затянется на многие годы.

Но если у спортсменов и артистов балета действительно есть технологические трудности в оценке травмоопасности или психофизиологических нагрузок, то для госслужащих данных трудностей нет. Любая организация, проводящая СОУТ, без проблем может провести спецоценку, причем без каких-то особенностей.

Экономический смысл спецоценки очень прост

Работодатель нанимает за свои деньги независимого оценщика. Оценщик должен быть добросовестным, в противном случае лишится своего бизнеса (проведение СОУТ является бизнесом, т.е. видом услуг, выполняемых на возмездной основе), а эксперт СОУТ, допустивший попустительство или сговор с работодателем, рискует своей репутацией, поскольку после дисквалификации, его не возьмут работать специалистом по охране труда ни в аптеку, ни в ломбард.

Если работодателем является государство, то оценщик уже по своей сути не может быть независимым от своего работодателя. Как можно проводить СОУТ в Минтруде, если реестр аккредитованных организаций составляет тот же Минтруд? Если испытания для экспертов разрабатывает структурное подразделение Минтруда – ВНИИ труда? Нарушается первый принцип существования организации, проводящей СОУТ – принцип независимости. И пока не будет преодолен этот юридический барьер, не будет решен и вопрос об оценке УТ на рабочих местах ГГС и МС.

Не подлежат СОУТ следующие рабочие места:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

В Письме Минтруда России от 24.12.2014 № 15-1/В-1978 и 29.12.14 № 15-1/10/ФС-1148 дан минимум информации по особенному характеру условий труда ГГС и МС, но еще раз подчеркнуто – проведение СОУТ на рабочих местах тех, кто перечислен в Законе "О госслужбе" запрещается. Поэтому специальная оценка условий труда гражданских служащих должна проводиться в государственных учреждениях, но не затрагивать избранные контрактные должности, а также обеспечивающий персонал (бухгалтеры, юристы, эксперты). С теми, кто заключил трудовой договор, СОУТ проводится в полном объеме.

СОУТ муниципальных служащих

Согласно статье 10 ФЗ № 125, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Но с теми работниками, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности муниципальных служащих, оценка условий на рабочих местах должна быть проведена. Поэтому СОУТ подлежат члены избирательных комиссий и другие работники муниципалитетов, которые не замещают должности муниципального служащего. Эти категории тружеников трудятся на основе заключенного трудового договора, а не контракта. С этой категорией лиц спецоценка должна быть проведена. Этой же позиции придерживается и Минтруд России в своем письме за подписью С.Ф. Вельмяйкина от 29.12.14 № 15-1/10/ФС-1148:

"При этом следует отметить, что на работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность по трудовому договору, распространяются требования трудового законодательства, в связи с чем на их рабочих местах должна быть проведена СОУТ".

Ведь, по сути, чем отличаются условия труда бухгалтера в акционерном обществе от бухгалтера "сельсовета"? Ничем. Поэтому рабочее место должно быть оценено, СОУТ бухгалтера следует провести. Нельзя оценивать рабочее место главы муниципалитета, его заместителей, главных, старших и младших специалистов. Все остальные рабочие места должны подлежать СОУТ, как и в любой другой организации.

Пример

Сельская администрация в глубинке состоит из 8 человек – главы администрации, его водителя, заместителя главы, управляющей делами, истопника, бухгалтера и уборщицы. Из них СОУТ подлежат: бухгалтер, уборщица, истопник, водитель.

Директор департамента Минтруда России В.А. Корж завершил интервью Первого канала, отвечая на вопрос журналистки "а была ли проведена СОУТ в самом Минтруде?", фразой "Давайте сперва разберемся с условиями труда работников рабочих профессий". Почему же не подлежит оценке рабочее место главы администрации, до сих пор неясно.

Однозначно, что результат показал бы, как максимум, допустимые УТ по психофизиологическим нагрузкам на работников, которые вершат судьбами села, города или района. Но забот у генерального директора любого предприятия едва ли не больше, чем у начальника налоговой инспекции или заместителя главы администрации района по социальным вопросам. При этом органы муниципальной власти наделены правом проведения государственной экспертизы СОУТ. Странно – на медика не учились, но диагнозы должны проверять.

Обратите внимание

Результаты государственной экспертизы условий труда в соответствии с трудовым законодательством не являются основанием для назначения гарантий и компенсаций за вредные (опасные) условия труда.

Поэтому вовсе не в методике проведения СОУТ проблема, а в том, что государство, требуя от бизнеса вложения денег в развитие социальной сферы, в улучшение условий трудовой деятельности своих работников, сняло с себя ответственность и финансовую нагрузку за оценку УТ своих работников, не найдя никакого другого пути, чем запретить и не предложить ничего взамен.

СОУТ работников рабочих профессий

Рабочие места категорий "Уборщики, дворники, водители, официанты, электрики, механики, повара, сантехники" Госдумы, Администрации Президента и т.п. должны быть оценены на общих основаниях. Кроме того, эти работники имеют право участвовать в СОУТ, а их работодатель обязан исполнить рекомендации по улучшению условий труда.

Несмотря на то, что в профессиональных кругах специалистов и экспертов по ОТ раздаются такие голоса, что "никто не запрещает провести СОУТ на госслужбе", есть ясная позиция Минтруда в этом вопросе – не проводить. Поэтому по меньшей мере смешными выглядят опасения некоторых теоретиков – а что будет, если инспектор Рострудинспекции придет в госучреждение, а там СОУТ не проведено. Во-первых, спецоценка там не проведена в отношении государственных служащих, а работники рабочих профессий подлежат спецоценке на общих основаниях. Во-вторых, инспектор лучше работодателя знает, какие места подлежат СОУТ, а какие нет.

Алгоритм проведения СОУТ в данном случае не отличается от других предприятий, кроме выработки ТЗ на проведение, участия в госзакупках, отдельном порядке финансирования мероприятий по СОУТ.

В соответствии с п.3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, закупка начинается с определения поставщика по договору СОУТ и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Данный вывод подтверждается также в письме Минэкономразвития России от 08.08.2016 г. № Д28и-2184. Соответственно, такие закупки должны быть отражены в плане закупок и плане-графике.

Таким образом, расходы на данные мероприятия на полном основании можно осуществить за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания, при этом обязательным условием в данном случае будет являться тот факт, что планом финансово-хозяйственной деятельности должны быть предусмотрены расходы по оплате договора на выполнение специальной оценки условий труда.

Для проведения спецоценки создается комиссия, которая составляет перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке.

После победы в тендерных торгах, организация, проводящая СОУТ, должна ознакомиться со списком рабочих мест, провести идентификацию, лабораторно-инструментальный контроль, проверить соответствие норм выдачи СИЗ, установить необходимость в проведении специальной оценки, выработать перечень мероприятий по улучшению условий труда с профессиональной точки зрения и предоставить отчет о проведении СОУТ руководителю на утверждение.

Комиссия знакомится с отчетом экспертов, если нет никаких возражений, отчет подписывается всей комиссией, утверждается. С даты утверждения отчета начинает действовать назначение гарантий и компенсаций работникам.

Отмена гарантий начинается с даты спустя 2 месяца после предупреждения работника о том, что условия на его рабочем месте улучшились настолько, что не требуются никакие компенсации. Если работник усомнится в правоте выводов комиссии, то у него есть два варианта дальнейших действий – либо обратиться с жалобой в Рострудинспекцию, либо в районную администрацию для проведения госэкспертизы СОУТ.

Читайте по теме:



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль