text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511 98 64 Звонок бесплатный!
Справочник специалиста по охране труда

Как пользоваться тахографом с картой водителя пошагово

  • 9 ноября 2018
  • 154

Водитель несет ответственность не только за сохранность грузов, но и за свою жизнь, здоровье, а также благополучие пассажиров и других участников дорожного движения. Контроль за соблюдением режима труда при управлении автомобилем требует применения тахографа. В статье мы расскажем, что это такое, когда и как его применять.

Что такое тахограф и для чего нужен

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предприятия, использующие транспортные средства, обязаны с 1 апреля 2013 года оборудовать их устройствами для регистрации режима труда и отдыха водителей – тахографами. Автомобильный тахограф – это электронное контрольно-измерительное устройство, предназначенное для записи режимов и позволяющее получить информацию о времени движения ТС, а также труда и перерывов лиц, управляющих автотранспортными средствами.

Тахограф записывает путевую информацию от начала и до полного окончания рейса, фиксирует превышение скоростного режима, сверяя данные глобальной спутниковой навигации, а также все случаи отклонения от маршрута следования автомобиля.

Технические требования к данным приборам установлены в приказе Минтранса от 13.02.2013 № 36. В этом приказе указано, что тахографами должны быть оснащены транспортные средства, используемые для пассажирских перевозок (имеющие, кроме места водителя, более 8 мест для сидения, с категорией М2 до 5 т, М3 свыше 5 т, а также грузовые автомашины с категориями N2 – перевозка грузов свыше 3,5 т, N3 – перевозка грузов свыше 12 т. Нарушение этих требований будет основанием для привлечения к ответственности по статье 11.23 КоАП и/или по статье 19.19 КоАП (если не провели поверку прибора или тахограф не сертифицирован, к примеру).

Обучаем водителя охране труда: пошаговый алгоритм и готовые документы

Один из эффективных способов снизить травматизм водителей — грамотно организовать обучение и стажировку по охране труда. Эксперты журнала «Справочник специалиста по охране труда» подготовили для вас пошаговый алгоритм и образцы необходимых документов.

Не нужно ставить тахографы на следующие ТС:

  • осуществляющие международные перевозки по ЕСТР (Женевское соглашение);
  • полицейские и военные автомобили;
  • кареты скорой помощи;
  • спецавтотранспорт – автокраны, миксеры, поливочные машины, грузопассажирские троллейбусы;
  • похоронные катафалки;
  • ТС для перевозки сельскохозяйственной продукции и другие, приведенные в приложении к приказу № 36.

Показания прибора не подлежат вмешательству извне для корректировки. Сделано это для того, чтобы не допустить фальсификации данных со стороны работодателя (незаконные сверхурочные работы) или работника (отклонение от заданного маршрута, чтобы сделать «лишний» рейс в личных целях или для дополнительного заработка).

Запись информации осуществляется в блоке СКЗИ. Этот блок является хранилищем для энергонезависимой памяти RAM, в нем производится шифровка информации. Номер лицензии СКЗИ входит в условия договора на поставку устройства. Вносить изменения в блок могут только лицензированные ФСБ организации.

Главный редактор

Татьяна Чиркина - Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Как правильно пользоваться тахографом с картой водителя (инструкция)

Порядок применения тахографа установлен в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213. В нем перечислены требования к этим приборам, порядку их применения, технического обслуживания, а также к контрольным мероприятиям. В Приложении 3 к данному документу указано, что использование тахографов осуществляют:

Каждый прибор, устанавливаемый в транспортное средство, должен иметь руководство по эксплуатации, в котором указана последовательность действий по его применению. Эксплуатирующий и обслуживающий персонал должны быть обучены по этим документам. Как правило, работника обучают применению тахографа еще во время стажировки.

Исправность устройства должна быть проверена до выезда на дороги общего пользования. Крышку принтера можно открывать только в том случае, если нужно заменить сменный блок бумаги, обеспечив при этом безопасность в отношении своего автомобиля и не создавая помех для других участников движения. Во время управления ТС отвлекаться от дороги запрещено.

Идентификация каждого пользователя в системе регистрации осуществляется при помощи карточки водителя. Карточка является необходимым внешним компонентом тахографа. Каждый управляющий ТС перед началом движения (в начале смены, рабочего дня) должен вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код. При этом сменный сотрудник вставляет свою карточку только тогда, когда фактически заступает на смену, а не когда находится в автомобиле в качестве пассажира (в режиме ожидания смены).

В слот тахографа нельзя вставлять кредитные карты и другие, не приспособленные для этого, предметы, это может привести к повреждению прибора. Сами карты должны быть сухими и чистыми, без следов масел и жиров. Нельзя подвергать их воздействию прямого солнечного света и электромагнитных полей. Это может размагнитить карту. Поэтому нужно запретить водителю класть карту на приборную панель или хранить ее в кармане вместе с ключами и рукавицами.

Карту вставляют в слот, когда автомобиль неподвижен. Во время движения вставлять карту не рекомендуется, это действие будет зарегистрировано как отдельное записываемое событие. Если после запуска ТС в слот карта не вставлена, нужно ее вставить до начала движения.

После ввода пин-кода устройство на дисплее приветствует управляющего ТС, с указанием имени, на индикаторе в этот момент отражается информация до последнего изъятия карты из слота. Затем система выясняет, нужно ли вручную ввести данные о деятельности с момента последнего извлечения карты, работник выбирает нужное действие. Интерфейс системы не содержит излишней информации, заставляющей работника надолго задумываться и отвлекаться от трассы.

Система будет запрашивать у водителя ввод периодов и вида режима: рабочий, отдых, доступный. При помощи курсоров работник выбирает необходимый режим и подтверждает каждое действие нажатием кнопки «ОК». Если нужно вернуться и поправить ошибку, следует нажать «С».

Применение приборов на дорогах могут проверить как ГИБДД, так и УГАДН (Ространснадзор). Проверяющим органам при проверках нет разницы – регулярные поездки совершаются или разовые. Главное, чтобы транспорт стоял на балансе юридического лица или ИП, имеющего в штате наемный персонал. Если прибор будет неисправен или будет отсутствовать в автомашине, или в нем нет карты, должностные лица предприятия (ответственный за обеспечение БДД, контролер технического состояния ТС, диспетчер, а также начальник транспортного цеха и сам руководитель организации) могут быть привлечены к административной ответственности по статье 11.23 КоАП.

Узнайте,  как проводить инструктажи для водителей транспортных средств

Рекомендации по теме
Школа охраны труда
Проверь свои знания и получите удостоверение по охране труда
Запишитесь прямо сейчас
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Мы в соцсетях
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению материала прямо сейчас..

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Контент станет доступен после регистрации
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.