text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511 98 64 Звонок бесплатный!
Справочник специалиста по охране труда

Авиаперевозка опасных грузов: правила и требования к персоналу

  • 12 ноября 2018
  • 51

Подготовка персонала – это один из элементов авиационной безопасности. В статье мы расскажем, как обеспечить авиаперевозку опасных грузов, и с какой периодичностью повышать квалификацию работников.

Что устанавливают Правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом

Авиаперевозка опасных грузов (ОГ) имеет свою специфику – процесс осуществляется в замкнутом пространстве воздушного судна. Груз нельзя удалить при транспортировке, а средства нейтрализации пожара или утечки ограничены площадью ТС. Опасность усугубляется риском разрушения судна и гибели экипажа и пассажиров в случае разгерметизации или взрыва.

Являясь участником авиационных перевозок, Российская Федерация обязана соблюдать международные правила перемещения ОГ на борту воздушного судна. Российские ФАП опасных грузоперевозок гражданской авиацией были утверждены приказом № 141 Министерства транспорта в 2008 году. Правила содержат общие требования к перевозке опасных грузов, при этом постоянно делаются ссылки на технические инструкции ИКАО, поскольку эти документы международного права имеют приоритет перед российским законодательством.

Требования к персоналу при перевозке опасных грузов воздушным транспортом

К перевозке ОГ допускается персонал, достигший возраста 18 лет, не имеющий судимостей, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, обучение по охране труда, пожарной безопасности и отвечающий квалификационным требованиям. Согласно ФАП № 141, персонал должен пройти специальную подготовку. Перевозка опасных грузов авиатранспортом требует от грузоотправителей, упаковщиков, грузовых экспедиторов получить категорию ИКАО на право работы с ОГ. Всего категорий 12:

1 – грузоотправители;
2 – упаковщики;
3 – грузовые экспедиторы;
4 и 5 – грузовые экспедиторы по обработке груза, почты, бортприпасов (кроме ОГ); 6 – службы по наземной приемке и обработке ОГ;
7и 8 – приемка и обработка грузов, почты, бортприпасов кроме ОГ;
9 – перевозка опасных грузов для работников по обслуживанию пассажиров;
10 – перевозка ОГ для членов летного экипажа;
11 – перевозка ОГ для членов экипажа (кроме летного);
12 – подготовка службы безопасности (досмотр груза, пассажиров и их багажа, а также почты и бортприпасов).

Работники должны проходить обучение в объеме, соответствующем их должностным обязанностям, с периодичностью не реже одного раза в двадцать четыре месяца. Подготовка должна включать программы: общую ознакомительную, специализированную и в области безопасности. Также следует иметь в виду, что данному обучению подлежат не все сотрудники аэропорта, а лишь перечисленные в подп. 4.2.6 Инструкций (Приказ Федеральной авиационной службы России от 16.10.1998 N 310 "О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации").

Как организовать работы повышенной опасности

Работы повышенной опасности требуют дополнительных организационных и технических мероприятий для безопасности работников. Читайте в журнале «Справочник специалиста по охране труда», как распределить обязанности между ответственными лицами и после каких мероприятий можно допустить бригаду к работе.

Если работники не имеют профильного образования (по гражданской авиации), то для них должна быть проведена профессиональная переподготовка в соответствии с Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, изданными международной организацией гражданской авиации ИКАО и статьями 52 и 53 Воздушного кодекса РФ. Наличие у персонала профильного образования или профпереподготовки не освобождает от обязательного периодического повышения квалификации.

Опасные грузы: их классификация в авиации

1 класс – взрывчатые вещества. Опасность взрыва и высокой температуры как в кислородной среде, так и без доступа воздуха. Взрывчатка характеризуется неустойчивой структурой молекул, очень чувствительна к различным воздействиям извне: удар, нагрев, искрообразование. Может быть изготовлена по принципу вступления в реакцию горючего вещества с кислородом в атмосфере, бывает в монолитной, порошковой и гранулированной твердой форме. У этого класса есть 6 подклассов. Классифицируются эти подклассы по характеристике поражающей силы вещества.

Главный редактор

Татьяна Чиркина - Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Подкласс 1.1 самый опасный, так как взрыв распространяется сразу на всю массу перевозимого груза. Это высокочувствительные поражающие вещества, реагирующие на изменение температуры, давления, толчки. К подклассу 1.2 относится ОГ со свойством разбрасывания. 1.3 – вещества с незначительной опасность взрыва всей массы и разбрасывания. Подкласс 1.4 также представляют незначительную опасность, взрыв происходит внутри упаковки при внешнем благополучии. Подкласс 1.5 – низкочувствительные вещества, неспособные к переходу от горения к детонации. Подкласс 1.6 характеризуется взрывом и разрушением только одного изделия в партии.

2 класс – газы. Газы могут быть как в чистом виде, так и в виде смесей. Виды газообразных опасных грузов:

А – удушающие,
О – окисляющие,
F – легковоспламеняющиеся,
Т – токсичные.

К комбинированным смесям относятся, например, ТО – комбинация токсичного и окисляющегох газов, ТF – смесь токсичного и легковоспламеняющегося. Примером такого вещества является сернистый ангидрид. Газы бывают сжатыми – критическая температура ниже 20 °С. Сжиженные газы имеют критическую температуру выше 20 °С.

3 класс – легковоспламеняющиеся жидкости, 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества, 5 – окисляющие вещества. Класс 6 – это инфекционные вещества, которые относятся к биологическому оружию массового поражения.

В 7 класс входят радиоактивные вещества (цезий, радий, плутоний и т.п.), в 8 – едкие вещества. В 9 класс включают прочие вещества, не перечисленные выше. Например, литий-ионные батареи.

Техническая инструкция ИКАО по перевозке опасных грузов

ИКАО – это международная организация в области гражданской авиации, которая была создана в 1944 году с целью обеспечения безопасности полетов самолетов, ее штаб-квартира находится в Монреале. ИКАО разрабатывает инструктивный материал по организации безопасной перевозки опасных грузов авиатранспортом. Существует много правил и инструкций ИКАО, но все они содержат два главных принципа:

1. Никто не может принять к перевозке грузы, если они не идентифицированы, не классифицированы, не имеют сопроводительной документации и маркировки, знаков опасности, не соответствуют требованиям авиационной безопасности и технических инструкций. В этом случае по воздуху их перевозить запрещено.

2. Применение правил и инструкций ИКАО возможно только в том случае, если персонал осознал всю степень опасности перевозки ОГ и досконально понял эти правила.

ИКАО устанавливает требования к инструкторам, а также к программам обучения и их периодичности. По сути, инструкции – это порядок обучения и проверки знаний персонала по обращению с опасными грузами. В них приведен обязательный минимум содержания программы обучения. Все эксплуатирующие организации обязаны разрабатывать свои программы в соответствии с рекомендациями ИКАО. В каждую учебную программу включаются следующие темы:

  • общие принципы и запреты по перевозке ОГ;
  • требования к грузоперевозчикам и грузоотправителям;
  • классификация и перечень ОГ;
  • требования безопасности при упаковке и маркировке;
  • составление сопроводительных документов на перевозку;
  • приемка опасных грузов;
  • распознавание ОГ, незадекларированных к перевозке;
  • правила хранения и погрузки;
  • действия персонала в аварийной обстановке в случае инцидентов на земле и в воздухе.

Правила перевозки опасных грузов ИАТА

ИАТА – это не структура ИКАО. Это международная ассоциация воздушного транспорта, которая осуществляет эксплуатационный аудит безопасности полетов и устанавливает правила безопасности для своих членов. Штаб квартира расположена в Женеве. Ассоциация была создана в 1919 году.

Всего членами ИАТА являются 266 участников, включая и российские авиакомпании. Эта организация разработала правила перевозки опасных грузов, каждое новое издание которых выходит 1 января. В 2019 году вступает в силу шестидесятое издание Правил.

Каждое издание включает в себя правила в связи с вступлением в ассоциацию нового члена. В 2018 году, например, было указано, что невостребованные грузы, имеющие повреждения или утечку, должны быть возвращены эксплуатантом в страну отправления. Правила публикуются ежегодно на официальном сайте ИАТА на 7 языках, в т.ч. и на русском.

Узнайте, как оформить  разрешение на перевозку опасных грузов>>>

Рекомендации по теме
Школа охраны труда
Проверь свои знания и получите удостоверение по охране труда
Запишитесь прямо сейчас
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Мы в соцсетях
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению материала прямо сейчас..

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Контент станет доступен после регистрации
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.