Финальные зимние скидки на подписку журнала. УЗНАТЬ>>>
Справочник специалиста по охране труда

Режим труда и отдыха водителей

  • 21 января 2019
  • 1111

Правильная организация труда и отдыха водителя входит в обязанности работодателя и позволяет обеспечивать безопасность жизнь и здоровье пассажиров, а также перевозимых грузов. В статье расскажем, какие изменения, произошедшие в 2018 году, следует учитывать.

Режим труда и отдыха водителей с 2018 года: изменения

В июне 2018 года приказом Минтранса № 170 были утверждены изменения в организацию труда водителей, которые конкретизировали Положение № 15. В п.10 данного документа указано, что продолжительность рабочей смены дальнобойщика может составлять до 12 часов на дальних рейсах. Но в этом случае работнику нужно предоставить возможность полноценного отдыха, причем не в кабине автомобиля, а в жилом помещении. Ключевое слово здесь – жилое. Работодатель должен позаботиться о том, чтобы по окончании рабочего дня водитель отдыхал и набирался сил для дальнейшего управления ТС.

Также до 12 часов могут работать водители городских и пригородных маршрутов общественного транспорта. Если же продолжительность рейса составит более 12 часов, нужно выдать путевой лист двум работникам. В этом случае они работают в смену. Пока один управляет машиной, другой – отдыхает, и наоборот.

Приказ № 170 запретил превышение времени управления ТС более 56 часов в неделю. Раньше можно было работать не более 90 часов 2 недели подряд. При этом под «неделей» подразумевается период времени с 00 часов понедельника и до 24.00 часов воскресенья. 

Приказы Минтранса № 15 и № 170 

В этих нормативных актах содержатся указания, регламентирующие организацию труда и отдыха лиц, управляющих ТС. Они являются обязательными для исполнения. Их нарушение может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, а если в ходе аварии или катастрофы работник или пассажиры получат тяжкие или смертельные повреждения здоровья, то и к уголовной ответственности. При этом в первую очередь к уголовной ответственности будет привлечен руководитель предприятия.

Режим работы водителей по Трудовому кодексу

Общие указания по учету рабочего времени имеются в 91 статье ТК РФ. В 329 статье ТК РФ указано, что особенности организации труда лиц, управляющих ТС, должны быть установлены Министерством транспорта РФ, при этом должно быть учтено мнение профсоюзов России и ассоциации работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положения работников. 

Режим труда и отдыха водителей ЕСТР по тахографу 

1 июля 1970 года в Женеве было подписано Европейское соглашение для экипажей, осуществляющих международные перевозки по территории Европейского сообщества. Запрещено управление ТС свыше 9 часов. Только 2 раза в неделю допускается продлить работу до 10 часов.

Если шофер был за рулем 4 с половиной часа, он должен не менее 45 минут отдыхать. Этот перерыв можно заменить тремя пятнадцатиминутными паузами для отдыха, которые можно распределить на весь рабочий день. Запрещается во время перерыва заниматься любой другой работой, например, ремонтом ТС, подкачкой шин, заполнением путевого листа. Водитель должен или спать, или просто отдыхать. При этом он может ехать в качестве пассажира, пока машиной управляет его сменщик, или ожидать окончания перерыва. Такой перерыв оплачивается работодателем. 

3 способа организовать предрейсовый медосмотр водителей. Выберите идеальный для вашей компании

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан проводить для них предрейсовые медосмотры. Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно их организовать в зависимости от численности водителей.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей и водителей автобусов 

Работодатель обязан составлять графики работы водителей ежемесячно и знакомить с ними работников. В графиках указывают начало и окончание смены, время перерывов, еженедельные выходные дни. Продолжительность междусменного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. 

График работы водителя дальнобойщика по тахографу 

Некоторые специалисты по охране труда считают, что тахограф служит для учета времени управления ТС. При этом тахограф является всего лишь одним из методов фиксации затрат рабочего времени. Поэтому, если в пути он сломается, водитель будет обязан продолжать свой путь, а отметки о перерывах проставлять вручную, используя для этого оборотную сторону ленты.

Тахографы или карты к ним часто выходят из строя. Инспектора ГИБДД или УГАДН не имеют право штрафовать водителя или арестовать транспортное средство, если время труда и отдыха фиксируется вручную после поломки. Другое дело, если тахограф был неисправен до рейса. В этом случае у инспекторов претензии будут уже к лицу, подписавшему путевой лист – к контролеру ТС и ответственному за обеспечение БДД

Учет рабочего времени водителя: ежедневный и суммированный 

Есть два метода учета рабочего времени за рулем: ежедневный и суммированный. Если работник трудится в режиме сорокачасового рабочего дня, например, с 9 до 18 часов пять дней в неделю, то применяется ежедневный учет. Если же продолжительность смены нельзя ограничить 8 часами в день, применяется суммированный учет. Но при этом запрещается превышать норму часов в месяц. Такая норма указана в производственном календаре на каждый день. Продление смены необходимо согласовать с представительным органом работников.

В рабочее время, помимо периодов непосредственного управления ТС, включают перерывы на отдых и обед в пути и на конечных пунктах, подготовку к выезду и завершающие работы после приезда, предрейсовый и послерейсовый медосмотр, погрузку и разгрузку либо посадку и высадку пассажиров, устранение неисправностей автомобиля, присутствие на рабочем месте в период, когда автомобилем управляет сменщик, время простоев не по вине водителя, другие ситуации, предусмотренные законодательством. 

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Штраф за несоблюдение режима труда и отдыха водителей по тахографу 

Если транспорт работодателя не будет оборудован тахографом, штраф будет установлен по статье 11.23 КоАП РФ для граждан и должностных лиц (руководитель организации, а также аттестованный в УГАДН ответственный за обеспечение БДД).

Оснащать ТС данными средствами фиксации рабочего времени должны все владельцы ТС, независимо от того, в аренде или в собственности находится автомобиль.

Узнайте, как пользоваться тахографом с картой водителя>>>

Рекомендации по теме
Школа охраны труда
Проверь свои знания и получите удостоверение по охране труда
Запишитесь прямо сейчас
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению материала прямо сейчас..

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Контент станет доступен после регистрации
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.