Подписка 8 (800) 511 9864Подпишитесь по акции на журнал

Справочник специалиста по охране труда

Режим труда и отдыха водителей

23 октября 2019
8018
Средний балл: 0 из 5
Эксперт по охране труда, кадровому делу, экологии и пожарной безопасности

В статье - как правильно установить режим труда и отдыха для водителей с 1 ноября 2019 года, как учитывать рабочее время и какие новые штрафы грозят работодателям.

Режим труда и отдыха водителей - изменения 2018 года

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей было утверждено приказом Минтранса № 15 от 20 августа 2004 года. Требования этого нормативного документа в обязательном порядке следует учитывать при составлении графиков работы и перевозок.

В июне 2018 года приказом Минтранса № 170 были утверждены изменения в Положение № 15. В п.10 данного документа указано, что продолжительность рабочей смены дальнобойщика может составлять до 12 часов на дальних рейсах. Но в этом случае работнику нужно предоставить возможность полноценного отдыха, причем не в кабине автомобиля, а в жилом помещении. Ключевое слово здесь – жилое. Работодатель должен позаботиться о том, чтобы по окончании рабочего дня водитель отдыхал и набирался сил для дальнейшего управления ТС.

Также до 12 часов могут работать водители городских и пригородных маршрутов общественного транспорта. Если же продолжительность рейса составит более 12 часов, нужно выдать путевой лист двум работникам. В этом случае они работают в смену. Пока один управляет машиной, другой – отдыхает, и наоборот.

Приказ № 170 запретил превышение времени управления ТС более 56 часов в неделю. Раньше можно было работать не более 90 часов 2 недели подряд. При этом под «неделей» подразумевается период времени с 00 часов понедельника и до 24.00 часов воскресенья. 

Памятка для водителя. Как использовать тахограф

В приказах 15 и 170 содержатся указания, регламентирующие организацию труда и отдыха лиц, управляющих ТС. Их нарушение может повлечь за собой привлечение к административной ответственности, а если в ходе аварии или катастрофы работник или пассажиры получат тяжкие или смертельные повреждения здоровья, то и к уголовной ответственности. При этом в первую очередь к уголовной ответственности будет привлечен руководитель предприятия.

Режим работы по Трудовому кодексу

Общие указания по учету рабочего времени имеются в 91 статье ТК РФ. В 329 статье ТК РФ указано, что особенности организации труда лиц, управляющих ТС, должны быть установлены Министерством транспорта РФ, при этом должно быть учтено мнение профсоюзов России и ассоциации работодателей. Устанавливаемые особенности не могут ухудшать положения работников. 

Режим по ЕСТР

1 июля 1970 года в Женеве было подписано Европейское соглашение для экипажей, осуществляющих международные перевозки по территории Европейского сообщества. Запрещено управление ТС свыше 9 часов. Только 2 раза в неделю допускается продлить работу до 10 часов.

Если шофер был за рулем 4 с половиной часа, он должен не менее 45 минут отдыхать. Этот перерыв можно заменить тремя пятнадцатиминутными паузами для отдыха, которые можно распределить на весь рабочий день. Запрещается во время перерыва заниматься любой другой работой, например, ремонтом ТС, подкачкой шин, заполнением путевого листа. Водитель должен или спать, или просто отдыхать. При этом он может ехать в качестве пассажира, пока машиной управляет его сменщик, или ожидать окончания перерыва. Такой перерыв оплачивает работодатель. 

График работы водителя по тахографу 

Работодатель обязан составлять графики работы водителей ежемесячно и знакомить с ними работников. В графиках указывают начало и окончание смены, время перерывов, еженедельные выходные дни. Продолжительность междусменного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. 

Проверить соблюдает ли водитель режим труда и отдыха, можно с помощью специальных приборов, которые регистрируют время управления автомобилем, например тахограф, трекеры ГЛОНАСС/GPS и т. д.

Транспортные средства, которые указаны в Приложении № 2 к приказу Минтранса от 13.02.2013 № 36 оснащать тахографами обязательно. 

Прибор необходимо установить на пассажирском автомобиле, в котором, помимо места водителя, более восьми посадочных мест, на грузовых автомобилях с максимальной допустимой массой свыше 3,5 т, предназначенных для перевозки грузов, и т. д.

Тахографы или карты к ним часто выходят из строя. Инспектора ГИБДД или УГАДН не имеют право штрафовать водителя или арестовать транспортное средство, если время труда и отдыха фиксируется вручную после поломки. Другое дело, если тахограф был неисправен до рейса. В этом случае у инспекторов претензии будут уже к лицу, подписавшему путевой лист – к контролеру ТС и ответственному за обеспечение БДД.

Чтобы избежать претензий добавьте в трудовой договор водителя пункт об обязанности использовать прибор и незамедлительно сообщать работодателю о его поломке.

  • Информационная поддержка, актуализация и анализ данных
  • Оптимизация документооборота по охране труда
  • Организация проведения инструктажей, медосмотров и обучения
  • Составление норм выдачи средств индивидуальной защиты

Учет рабочего времени водителя: ежедневный и суммированный 

Есть два метода учета рабочего времени за рулем: ежедневный и суммированный. Если работник трудится в режиме сорокачасовой рабочей недели, например, с 9 до 18 пять дней в неделю, то применяется ежедневный учет. Если же продолжительность смены нельзя ограничить 8 часами в день, применяется суммированный учет. Но при этом запрещается превышать норму часов в месяц. Такая норма указана в производственном календаре на каждый день. Продление смены необходимо согласовать с представительным органом работников.

В рабочее время, помимо периодов непосредственного управления ТС, включают перерывы на отдых и обед в пути и на конечных пунктах, подготовку к выезду и завершающие работы после приезда, предрейсовый и послерейсовый медосмотр, погрузку и разгрузку, либо посадку и высадку пассажиров, устранение неисправностей автомобиля, присутствие на рабочем месте в период, когда автомобилем управляет сменщик, время простоев не по вине водителя, другие ситуации, предусмотренные законодательством. 

Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителей - изменения с 1 ноября 2019 года

С 1 ноября организацию, которая обязана установить тахограф, но не оснастила ТС приборами и выпустила на линию, оштрафуют на 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11.23 ТК). Также, штраф можно получить и за то, что тахограф не работает, если не докажете, что он сломался после того, как автомобиль вышел на линию, или водитель не соблюдает правила его использования.

Узнайте, как пользоваться тахографом с картой водителя>>>

logo
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.