text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511 98 64 Звонок бесплатный!
Справочник специалиста по охране труда

При какой численности работников создается служба охраны труда

  • 15 июня 2018
  • 87053

При какой численности работников создается служба охраны труда? Чтобы ответить на этот вопрос, наши эксперты подготовили для вас подробную статью и онлайн-калькулятор численности СОТ.

При каких условиях создается служба охраны труда в организации

Основное правило для принятия решения о создании СОТ – наличие в штате более 50 работников. Не возбраняется создание этого подразделения и в меньших организациях, в таком случае это остается на усмотрение работодателя (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Решение будет приниматься, исходя из конкретных условий деятельности предприятия. В любом случае, работодатель несет полную ответственность за организацию ОТ.

Основным нормативным документом по данному вопросу являются Рекомендации по организации работы службы ОТ в организации, утвержденные Постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14. Однако мы сталкиваемся с определенным противоречием: в упомянутых рекомендациях предлагается создать службу охраны труда при количестве 100 человек и более. Полагаем, что приоритетен именно Трудовой кодекс. В любом случае, закон не запрещает нанимать сотрудников на полставки, если в этом есть необходимость.

Когда создается служба, отдел охраны труда или департамент

Выбор типа структурного подразделения, будет ли это именно служба, отдел или бюро, регламентирован Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда от 22 января 2001 г. № 10 (далее в статье – Межотраслевые нормативы). Согласно им, если размер штата и существующие условия труда, которые в значительной степени определяют объем работы, требуют наличия в СОТ 3-5 ставок специалистов, то создается бюро. Отдел, соответственно, имеет в своем штате от 6 человек.

Понятие департамента как вида структурного подразделения, четко не определено, но в практике обычно такой термин употребляется при штате в 15 человек и более. Понятно, что департамент может существовать только на крупном предприятии.

Руководитель компании не обязан создавать отдельное подразделение по ОТ для каждого филиала, так как они не являются самостоятельными юридическими лицами. Однако наличие и расположение филиалов в должны учитываться при разработке структуры СОТ и, в частности, определении численности ее сотрудников.

Если начальник СОТ считает, что имеющегося в его распоряжении персонала недостаточно для полноценного функционирования, он должен письменно обратиться к работодателю с предложением увеличить штат, и обосновать свои расчеты. Подскажем: для эффективности стоит использовать примеры расчетов штрафов за несоблюдение требований ОТ (а при нехватке штата ОТ именно это и произойдет!).

Кому подчиняется служба охраны труда в организации

Узнайте, как создать службу охраны труда на предприятии>>>

Непосредственное руководство подразделением ОТ осуществляет сам руководитель организации либо один из заместителей, если на то есть соответствующее распоряжение. Внутри подразделения также существует иерархия: сотрудники подчинены непосредственному начальнику.

При проверке ГИТ норм трудового права по приобретению, выдаче и применению СИЗ вам понадобятся документы:

  

Личная карточка учета выдачи СИЗ.DOC

Положение о выдаче СИЗ на предприятии.DOC

Кто осуществляет контроль за деятельностью службы охраны труда

Огромная ответственность, возложенная на службу охраны труда, требует постоянного надзора со стороны самого работодателя и уполномоченных органов. Общее руководство ведет руководитель организации, либо он назначает ответственного заместителя.

Контроль за работой ведет служба ОТ вышестоящей организации (если таковая существует), орган исполнительной власти данного субъекта РФ в области ОТ и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований законодательства.

Структура службы охраны труда

При составлении структуры необходимо принять в расчет следующие параметры:

Эти факторы определяют численность подразделения. Базовый нормативный документ для работы над структурой – уже упомянутые требования Межотраслевых нормативов.

Сколько специалистов по ОТ должно быть в организации

Для облегчения подсчетов численности службы охраны труда наши эксперты подготовили удобную и простую программу-расчетчик, воспользовавшись которой, вы можете без труда определить количество сотрудников СОТ.

Расчетчик представляет собой онлайн-калькулятор, в поля которого вносится информация: общая численность работников, количество занятых во вредных условиях, количество структурных подразделений и расстояние между ними, статистика несчастных случаев за последний год и т.д. Основой для разработки расчетчика стали Межотраслевые нормативы.

Функции и задачи

Цель, которая ставится перед СОТ, – это обеспечение контроля за безопасностью труда. Под этим подразумевается большая работа, требующая скрупулезного, системного подхода.

Перечислим лишь несколько основных функций. Это помощь работодателю в разработке инструкций, контроль за наличием средств индивидуальной защиты, прямое участие в СОУТ, расследование произошедших несчастных случаев и аварий и, разумеется, учет и планирование различных мероприятий в сфере безопасности труда.

Полный список задач прописан в Рекомендациях по организации работы СОТ в организации. Разумеется, такой объем работы требует и достаточно обширных прав. Специалисты по ОТ имеют возможность свободного прохода в производственные помещения, выдают обязательные к исполнению предписания, могут требовать отстранения работников, нарушающих требования норм и правил и т.д.

Не пропустите!

В справочной Системе "Охрана труда"

Скачайте разработанный экспертами образец Порядка проведения работы с персоналом>>>

Кто несет ответственность за деятельность СОТ

Основную ответственность за эффективность и возможные ошибки службы несет работодатель. Но и сами сотрудники этого подразделения, включая начальника, обязаны помнить об ответственности за свои действия. Все будет зависеть от тяжести нарушения и его последствий, также от того, как составлены должностные инструкции. Практически возможны все варианты: от дисциплинарных взысканий до уголовной ответственности.

С какими организациями взаимодействует служба охраны труда

СОТ не может работать изолированно, основа ее деятельности – сотрудничество как со всеми подразделениями организации и профсоюзом, так и с внешними инстанциями. Итак, перечислим их.

Внутри компании:

  • руководитель предприятия;
  • все структурные подразделения;
  • профсоюз либо иной выборный орган, обычно для этого выделяется отдельное уполномоченное лицо;
  • комитет или комиссия по ОТ.

Внешние связи:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ в области ОТ;
  • органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований ОТ.

Не пропустите!

В журнале "Справочник специалиста по охране труда"

Скачайте книгу «Охрана труда в схемах и таблицах»>>>

Распечатайте нужные для работы пособия!

Создание службы охраны труда на предприятии

Итак, задачи и обязанности работодателя в отношении ОТ – рассчитать численность и структуру и выпустить соответствующее распоряжение. Далее составляется Положение о службе.

Далее составляются должностные инструкции на основе ЕКС, раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области ОТ», утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. No 559н.

Особенное внимание уделяется инструкции руководителя службы охраны труда, так как именно он будет организовывать и координировать всю деятельность.

Нанимаются в службу ОТ только квалифицированные специалисты, прошедшие необходимое обучение. Конкретные требования собраны в профстандарте «Специалист в области охраны труда», утвержденном приказом Минтруда от 4 августа 2014 г. No 524н.

Как разработать Положение о службе охраны труда – читайте >>>

Приказ о создании СОТ

Скачайте документы из статьи
Акт проверки
Проверочные листы

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!


После принятия окончательного решения о создании подразделения по ОТ руководитель издает соответствующий приказ. Как основание указывается ст. 217 Трудового кодекса. Документ оформляется по всем правилам делопроизводства и фиксирует указание на то, что на предприятии создается СОТ, а также ее численность и необходимость ввода новых штатных единиц. Обязательно указывается ответственный за исполнение. Как правило, визу, подтверждающую ознакомление, на приказе ставит кадровый специалист.

Также в приказе отмечается необходимость разработки Положения о СОТ и должностных инструкций, регламентирующих работу специалистов по ОТ.

Рекомендации по теме
Школа охраны труда
Проверь свои знания и получите удостоверение по охране труда
Запишитесь прямо сейчас
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.