Комментарий к статье 209 ТК РФ

8530
Охрана труда − система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия...

РАЗДЕЛ X. ОХРАНА ТРУДА

Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда − система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда − совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор − производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор − производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда − условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место − место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников − технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда − документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность − совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда − государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда − оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Стандарты безопасности труда − правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

КОММЕНТАРИЙ

1. Статья 209 ТК РФ содержит основополагающее понятие “охрана труда”, которое раскрывает главные направления обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Охрана труда понимается как система, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

2. Условия труда классифицируются согласно гигиеническим критериям, определенным в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Руководство Р 2.2.2006-05), утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005. Определение условий труда как совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, ориентирует работодателя на улучшение производственной среды и нормализацию процесса труда.

Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда,при которых неблагоприятные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и от-даленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

• 1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

• 2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

• 3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хро-нической (производственно обусловленной) патологии;

• 4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. тяжелых форм.

3. Понятие “вредный производственный фактор” обосновывается в вышеуказанном Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

• физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

• неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения – электростатическое поле;

• постоянное магнитное поле (в т. ч. гипогеомагнитное);

• электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);

• широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;

• электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;

• широкополосные электромагнитные импульсы;

• электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое);

• ионизирующие излучения;

• производственный шум, ультразвук, инфразвук;

• вибрация (локальная, общая);

• аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

• освещение – отсутствие или недостаточность естественного, недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость искусственного;

• электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы;

• химические факторы – химические вещества, смеси, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа;

• биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

4. Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

5. К безопасным условиям труда, исходя из гигиенических критериев, относят оптимальные и допустимые (условно) условия труда.

6. К средствам индивидуальной защиты (СИЗ) относятся средства, используемые работником для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Указанные средства применяются в техслучаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями и средствами коллективной защиты.

К средствам коллективной защиты относятся средства, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и (или) опасных факторов, конструктивно и (или) функционально связанных с машиной или оборудованием, технологическим процессом, местом эксплуатации (помещением (зданием) или иной территорией).

К СИЗ относятся специальная одежда и специальная обувь, дерматологические средства защиты с заданными защитными свойствами и др.

Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты производится работодателем в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, и Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утв. постановлениями Минтруда России в 1997–2004 гг., приказами Минздравсоцразвития России в 2005–2010 гг.

Указанные Правила определяют порядок применения Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

Типовые отраслевые нормы предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм.

7. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией (работ по охране труда в организации) организации работ по охране труда.

Сертификация соответствия работ по охране труда производится на основании постановления Минтруда России от 24.04.2002 № 28, которым утверждены: Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях; Правила сертификации работ по охране труда в организациях; Положение о знаках соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях. Установлены три категории сертификата соответствия – I, II и III.

Сертификат соответствия I категории выдается, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлены документы об организационно-технических мероприятиях, проведение которых обеспечивает их аттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата.

Сертификат соответствия II категории выдается, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а остальные рабочие места будут аттестованы в течение года.

Сертификат III категории соответственно выдается, если аттестовано не менее 50% рабочих мест с последующей аттестацией остальных в течение двух лет.

8. Понятие “производственная деятельность” дано в широком смысле и включает “оказание различных видов услуг”, т. е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке и др. Такое понимание соответствует классификации видов деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг. Так, например, согласно указанному Общероссийскому классификатору организации нематериального производства оказывают услуги по созданию различных образовательных учреждений, которые являются соответствующим продуктом деятельности в сфере образования. Таким образом, определение понятия “производственная деятельность”, данное в Кодексе, указывает, что правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.

9. В Трудовом кодексе РФ государственной экспертизе условий труда отведена статья 216.1, в которой изложены ее цели, задачи и порядок проведения.

10. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В настоящее время действует приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", которым утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку производственных факторов, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Гигиеническая оценка производственных факторов производится на основе Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

При аттестации рабочих мест оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы.

Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля,

предусмотренные действующими нормативными документами. Инструментальные измерения и оценка параметров производственных факторов оформляются протоколами. По каждому фактору на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации.

Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится на основе сопоставления результатов измерений вредных и (или) опасных производственных факторов с установленными для них гигиеническими нормативами.

На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степени вредности и опасности как для каждого фактора, так и для рабочего места в целом.

При оценке травмобезопасности определяется соответствтвие рабочих мест требованиям безопасности, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными актами по охране труда.

Травмобезопасность обеспечивается исключением повреждений человека, которые могут быть получены в результате воздействия: движущихся предметов механизмов, а также опасных элементов на рабочих местах; падения предметов на человека; нагретых (охлажденных) элементов оборудования на рабочих местах; агрессивных химических веществ; электрического тока.

Объектами оценки травмобезопасности на рабочем месте являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, средства обучения и инструктажа. Перед проведением аттестации проверяется наличие, правильность ведения и соблюдения правил технологической и эксплуатационной документации в области обеспечения безопасности труда.

Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви, смывающих, обезвреживающих и других СИЗ и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения правил обеспечения СИЗ.

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов гигиенической оценки условий труда и оценки травмобезопасности.

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

КОММЕНТАРИЙ

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7 Конституции РФ). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т. ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3. ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье ТК РФ основные направления своей политики в области охраны труда.

В статье устанавливаются принципы, на которых выстраивается нормативная база, регулирующая отношения субъектов в сфере охраны труда, разрабатываются законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, а также организуется работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях организации и управления трудом. Положения данной статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.

2. Приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конвенциям Международной организации труда, Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека, другим международным обязательствам России. Отражение именно этого принципа в ТК РФ выдвигает на первое место в ряду обязанностей организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обязанность обеспечить безопасные и благоприятные условия труда его участникам.

3. Закрепление в Кодексе в качестве одного из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда принятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда следует рассматривать как утверждение метода правового регулирования охраны труда с применением основных присущих этому методу средств: обеспечения интересов субъектов права юридическими способами, придания требованиям охраны труда юридической силы, их государственной поддержки и т. п. Особое значение приобретает закрепленный в данной статье метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Выполнение мероприятий программ позволяет скоординировать работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и усилить таким образом эффективность государственной политики в сфере охраны труда. Разработанные в ходе реализации программ новые виды техники и технологий, средств индивидуальной защиты, приборов контроля вредных и опасных факторов, программ реабилитации пострадавших на производстве и др. представляют интерес для организаций различных форм собственности.

4. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, в настоящее время является Минздравсоцразвития России.

Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321. Минздравсоцразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т. ч. в области охраны труда. Управление охраной труда в отраслях экономики или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Положения о федеральных органах исполнительной власти (министерствах, агентствах, службах), определяющие их задачи и функции в области управления условиями и охраной труда, утверждаются постановлениями Правительства РФ.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда определены ТК РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Во многих субъектах РФ, в которых приняты законы субъектов РФ об охране труда, органам местного самоуправления в установленном порядке переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда), всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль засоблюдением государственных нормативных требований охраны труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

6. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • фактических условий труда работников, в т. ч. в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

7. В настоящее время действует приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Указанный Порядок устанавливает цели, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время действует Система сертификации работ поохране труда в организациях, созданная постановлением Минтруда России от 24.04.2002 № 28. Для введения ее в действие утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда в организациях, Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях и ряд других нормативных правовых актов и методических документов.

8. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные представительные органы работников.

Для осуществления контроля общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

9. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. На основании собранных материалов расследования вырабатываются предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен ст. 227–231 ТК РФ. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 № 653 “О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и обособенностях расследования несчастных случаев на производстве” постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 утверждены формы документов, необходимые для расследования и учета несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 “Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний”.

10. Законодательство РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции РФ и состоит из положений ГК РФ, Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний решаются, в частности, задачи обеспечения социальной защиты застрахованных (и членов их семей) и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в т. ч. оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

11. К числу компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда можно отнести: сокращенную продолжительность рабочего времени; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; оплату труда в повышенном размере; выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания. Указанные компенсации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения РТК.

К числу компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда можно отнести льготное пенсионное обеспечение, которое устанавливается в соответствии с пенсионным законодательством.

12. Государственное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (в случае передачи в установленном порядке полномочий в области охраны труда органам местного самоуправления), внебюджетных

источников в порядке, установленном законами и другими нормативными правовыми актами. Все работники организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения РТК. В настоящее время действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29 от 13.01.2003.

Государство содействует организации обучения по охране труда, в т. ч. обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

13. Государственная статистическая отчетность об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Федеральная служба государственной статистики утверждает статистический инструментарий для организации статистического наблюдения. В частности, в настоящее время формируется отчетность по форме 7-травматизм и 1-Т (условия труда).

В Российской Федерации создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которойосуществляется через Интернет. Пользователями РИСОТ являются органы исполнительной власти, научно-исследовательские институты, центры охраны труда и другие организации и частные лица. РИСОТ содержит законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.

14. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется, в основном, в рамках деятельности Международной организации труда (МОТ), членом которой она является. Одна из самых важных функций МОТ – принятие Международной конференцией труда (с участием представителей правительств, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательства последовательно осуществлять их положения. Рекомендации МОТ служат руководством в области политики, законодательства и практики.

Наряду с участием в деятельности МОТ, Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны труда на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений.

15. Правовой инструментарий, обеспечивающий реализацию на федеральном уровне нормы о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в настоящее время не создан. Вместе с тем в ряде субъектов РФ законодательство предоставляет льготы по налогообложению организациям, осуществляющим отдельные виды деятельности, в т. ч. Выпуск средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

16. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Работодатель за счет своих средств обязан обеспечить своевременное хранение, стирку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами (в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др.) устанавливаются строительными нормами и правилами (см. СНиП 2.09.04-87 “Административные и бытовые здания”).

17. Норма ТК РФ, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства.

Корж В. А.
Заместитель директора Департамента зароботной платы,
охраны труда и социального партнерства
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка


    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль