О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

4940
В последние годы одним из ключевых направлений работы федеральной инспекции труда является решение задачи, определенной Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2008 года № 1351, связанной с реализацией комплекса мер, направленных на сокращение уровня смертности народонаселения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний...

В последние годы одним из ключевых направлений работы федеральной инспекции труда является решение задачи, определенной Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2008 года № 1351, связанной с реализацией комплекса мер, направленных на сокращение уровня смертности народонаселения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2010 году федеральной инспекцией труда продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, основными формами которого продолжало оставаться проведение контрольных проверок хозяйствующих субъектов в целях выявления и пресечения нарушений государственных нормативных требований охраны труда и привлечение виновных в их допущении лиц к ответственности в соответствии с действующим зконодательством.

Общие результаты работы государственных инспекций труда в 2010 году характеризуются следующими показателями.

В течение 2010 года государственными инспекциями труда было организовано и проведено около 182,7 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых более 89 тыс. проверок было проведено по вопросам охраны труда работников.

Количество

проведенных государственными инспекторами труда проверок

соблюдения трудового законодательства

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации В ходе проведенных в 2010 году всех видов проверок и расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда было выявлено более 992,4 тыс. нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая более 665,7 тыс. нарушений законодательства об охране труда.

Общее

количество выявленных госинспекторами труда нарушений

трудового законодательства

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

Относительное

количество нарушений трудового законодательства, выявленных в среднем одним госинспектором труда

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

В целях устранения выявленных в ходе надзорно-контрольной деятельности нарушений трудового законодательства и предупреждения типичных правонарушений в данной сфере в 2010 году государственными инспекторами труда было выдано работодателям около 144 тыс. обязательных для исполнения предписаний, из которых в установленные сроки было полностью исполнено свыше 123,9 тыс. предписаний. При этом удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составил около 95 %.

В порядке реализации полномочий по привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, в 2010 году государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве в установленном порядке были приняты решения о наложении административных наказаний на 110 тыс. виновных лиц, включая 69,3 тыс. должностных лиц, 30 тыс. индивидуальных предпринимателей и 9,1 тыс. юридических лиц. Из общего числа лиц, привлеченных к административной ответственности на 108,6 тыс. виновных лиц были наложены денежные штрафы на общую сумму 538,6 млн. рублей, из которых 60,5 тыс. лиц были оштрафованы за допущенные нарушения законодательства об охране труда.

Общая сумма взысканных в 2010 году штрафов, наложенных государственными инспекторами труда, составила более 483,7 млн. рублей.

Как было указано выше, в 2010 году в целях обеспечения защиты прав граждан на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, государственными инспекциями труда было организовано и проведено более 89 тыс. проверок соблюдения законодательства об охране труда, в ходе которых выявлено более 665,7 тыс. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда (в среднем 7,5 нарушений, выявленных в ходе одной проверки).

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

При осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда основное внимание государственных инспекторов труда было направлено на реализацию профилактических мер, ориентированных на предупреждение и локализацию правонарушений, являющихся основными причинами несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В частности, в 2010 году государственными инспекторами труда было организовано и проведено 7,6 тыс. тематических проверок соблюдения требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации в части соблюдения установленного порядка обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, в ходе которых выявлено 51,1 тыс. нарушений (в среднем 6,7 нарушений, выявленных в ходе одной проверки).

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

В последние годы вопросы соблюдения установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в настоящее время являются одним из важных направлений в практической деятельности государственных инспекций труда. При этом следует отметить, что интенсивность проведения госинспекторами труда надзорно-контрольных мероприятий по этим вопросам достаточно высока. Основанием для этого являются следующие объективные обстоятельства.

Анализ производственного травматизма с тяжелыми последствиями свидетельствует, что нарушения установленных требований, связанных с обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, в общей структуре причин организационного характера ежегодно занимают заметное место.

Справочно:

В 2010 году по причинам нарушения установленного порядка обеспечения работников СИЗ произошло 370 несчастных случаев на производстве, в результате которых работниками были получены тяжелые или смертельные повреждения здоровья, или почти 4 % от общего числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями. При этом в ряде субъектов Российской Федерации относительное количество таких случаев значительно превышает средние показатели по Российской Федерации и составляет, например, в хозяйствующих субъектах Краснодарского края – 10 %, Сахалинской области – 9 %, г. Москвы – 7 %, Белгородской области 6,6 %, Нижегородской области 5,8 %, Кемеровской области – 5,4 % и т.д.

В 2010 году в строительных организациях из общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями по причинам нарушений установленного порядка обеспечения работников СИЗ произошло 6,5 % несчастных случаев, в организациях предоставления коммунальных услуг и сельского хозяйства – по 4,2 %, в организациях осуществляющих добычу полезных ископаемых – 2,8 %.

Наряду с этим, практика надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда последних лет свидетельствует, что в связи изменившимися условиями в финансовом и реальном секторах экономики в настоящее время не приходится рассчитывать на серьезные инвестиции работодателей в мероприятия, направленные на коренное улучшение условий труда работников. В этих условиях надлежащее обеспечение работников качественными современными средствами индивидуальной защиты зачастую является единственной реальной мерой по обеспечению их здоровья и безопасности.

Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда свидетельствует, что, в нарушение требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации, во многих хозяйствующих субъектах работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, предусмотренными Типовыми отраслевыми нормами.

Наряду с этим, в 2010 наиболее типичными нарушениями требований законодательства по обеспечению работников СИЗ, допускаемых во многих организациях, являлись следующие:

не организован надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам СИЗ и установленный порядок их хранения;

не проводится инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;

не производится своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.

Результаты проводимых проверок также свидетельствуют, что в последнее время в связи со сложным экономическим положением многих хозяйствующих субъектов из-за изменившихся условий в финансовом и реальном секторах экономики, ряд недобросовестных производителей средств индивидуальной защиты начали поставлять на рынок более дешевые и низкого качества средства индивидуальной защиты, не соответствующие требованиям охраны труда, не имеющие сертификатов соответствия, которые фактически не обеспечивают надлежащую защиту работников, но предпочтительнее приобретаются работодателями вследствие указанных обстоятельств.

В этой связи, фактически не имея возможности влияния на вопросы производства и реализации средств индивидуальной защиты, государственные инспекторы труда сосредотачивают свои усилия на реализации мер, исключающих возможность эксплуатации контрафактных СИЗ непосредственно в хозяйствующих субъектах, используя для этого предоставленные полномочия, включая право запрещать эксплуатацию таких средств защиты.

В частности, только по указанным причинам по результатам проведенных в 2010 году проверок госинспекторы труда были вынуждены запретить использование более 126,9 тыс. единиц приобретённых работодателями средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов соответствия и не отвечавших требованиям охраны труда.

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации В качестве примеров можно привести результаты работы отдельных государственных инспекций труда в этом направлении.

Кировская область

В ходе проведенных в 2010 году проверок хозяйствующих субъектов государственными инспекторами труда было запрещено использование не имеющих сертификатов и не отвечающих требованиям охраны труда 6546 единиц 150 видов средств индивидуальной защиты, в том числе:

в МУЗ «Кировская городская больница № 5» города Кирова 4 видов и 70 единиц СИЗ (курток на утепленной прокладке, костюмов хлопчатобумажных, халатов и перчаток трикотажных);

в ООО «Эдельвейс-2» Слободского района 5 видов и 113 единиц СИЗ (курток на утепленной прокладке, костюмов хлопчатобумажных, сапог резиновых, рукавиц комбинированных и перчаток трикотажных);

у индивидуального предпринимателя Свечинского района Юдинцева Р.В. 4 видов и 112 единиц СИЗ (костюмов на утепленной прокладке, костюмов хлопчатобумажных, рукавиц комбинированных и перчаток трикотажных).

в ООО «Цех ЖБИ ВМП «Авитек» города Кирова 6 видов и 75 единиц СИЗ (курток хлопчатобумажных, ботинок кожаных, валенок, сапог резиновых, перчаток трикотажных и др.);

в ООО «Уржумгазсервис» Уржумского района 5 видов и 42 единиц СИЗ (костюмов на утепленной прокладке, костюмов хлопчатобумажных, костюмов сварщика, халатов хлопчатобумажных и сапог кирзовых);

в ООО «Мир дверей» Яранского района 5 видов и 125 единиц СИЗ (костюмов хлопчатобумажных, сапог резиновых и кирзовых, рукавиц комбинированных, перчаток трикотажных);

в ЗАО «Мураши-Лес» Мурашинского района 12 видов и 200 единиц СИЗ (костюмов на утепленной прокладке, костюмов хлопчатобумажных, костюмов сварщика, комбинезонов хлопчатобумажных, сапог кирзовых, рукавиц комбинированных и др.).

Липецкая область

При проверке госинспекцией труда ООО «Стройтермоизоляция» было установлено, что отдельные виды выданных работникам средств индивидуальной защиты (костюм "Весна"-20 штук, перчатки с двойным латексным покрытием - 200 пар, каска "Лидер" - 30 шт., ботинки "Леди крафт" - 4 пары, пояс предохранительный - 20 штук, ботинки "Дуэт-Зима" - 51 пара, костюм "Новатор" зимний - 15 штук, костюм "Ресурс" - 17 пар) не имели сертификата соответствия. Предписанием госинспекции труда использование всех указанных СИЗ было запрещено, а директор был привлечен к административной ответственности.

Оренбургская область

Государственными инспекторами труда в ходе проведенных в 2010 году тематических проверок по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты было запрещено использование 2639 единиц 106 видов средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификатов соответствия, в том числе:

- в ООО «Орский машиностроительный завод» 321 единица, в том числе халат х/б - 79 шт., рукавицы - 209 пар, костюм брезентовый - 33 шт.

- в ЗАО «Триплекс» г. Оренбурга 22 единицы, в том числе костюмов х/б -1 шт., 20 пар рукавиц рабочих для защиты рук от механических повреждений;

- в ООО «Орский завод металлоконструкций» г.Орска 111 единиц, в том числе: перчатки с нитриловым покрытием -58 пар, перчатки резиновые – 17 пар, куртки ватные – 10 шт., брюки ватные – 26 шт.

Республика Башкортостан

По требованию государственных инспекторов труда прекращено использование не имеющих сертификатов и не отвечающих требованиям охраны труда 75 единиц 7 видов средств индивидуальной защиты работников, в т.ч. запрещена эксплуатация защитных касок на ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод", в ООО "Приютовское управление содержания промысловых дорог", в ООО "Приютовское управление энергообеспечения нефтедобычи";

респираторов для маляров в ООО "ТАУБАШ";

защитных очков (для резчиков по камню) у индивидуального предпринимателя из г. Белебей Шаймухаметова Р.Р.;

костюмов электрогазосварщика в уфимском ООО "Энергоремонт" и др.

Подобные примеры можно было бы приводить достаточно долго, однако вместо этого хотелось бы высказать ряд соображений по вопросу исключения указанных нарушений, связанных с обеспечением работников контрафактными средствами индивидуальной защиты.

По нашему мнению, интенсификация деятельности государственных инспекторов труда по реализации полномочий по запрещению использования хозяйствующими субъектами средств индивидуальной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия, не может являться эффективной преградой для исключения возможности эксплуатации контрафактных СИЗ, тем более, что фактическое исключение из хозяйственного оборота средств индивидуальной защиты, на приобретение которых работодателями были затрачены реальные финансовые средства, которые в свою очередь могли бы быть использованы на реализацию иных мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, не может рассматриваться как эффективное средство борьбы с контрафактом.

Представляется также, что не стоит сильно уповать и на эффективность предполагаемого увеличения размера денежных штрафов, налагаемых на работодателей и иных должностных лиц, виновных в нарушении установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, так как имеющаяся численность государственных инспекторов труда, которым будет вменена реализация этих полномочий (даже без учета проводимого в настоящее время сокращения численности), в настоящее время фактически позволяет в течение года провести проверки не более 2,5 – 3 % хозяйствующих субъектов из общей численности зарегистрированных в Российской Федерации.

По нашему мнению, одним из эффективных средств борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке средств индивидуальной защиты могла бы явиться возможность применения повышенных экономических санкций к производителям такой продукции, в том числе по представлениям государственных инспекций труда, установивших такие факты.

Наряду с проведенными мероприятиям по надзору и контролю за соблюдением установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, в 2010 году государственными инспекторами труда было организовано и проведено около 14,6 тыс. тематических проверок соблюдения работодателями требований статей 212 и 225 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения установленного порядка проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда, в ходе которых было выявлено и устранено свыше 185,5 тыс. нарушений (в среднем 12,7 нарушений, выявленных в ходе одной проверки).

Результаты работы в данном направлении свидетельствуют, что нарушения установленного порядка подготовки работников по охране труда являются самыми распространенными из допускаемых работодателями нарушений требований законодательства об охране труда и их удельный вес в общем количестве выявляемых нарушений снижается незначительно.

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

Наиболее распространёнными нарушениями законодательства по этим вопросам являлись:

  • не прохождение руководителями и специалистами проверки знаний по охране труда;
  • допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.

По результатам проверок в связи с непрохождением в установленном порядке и в установленные сроки обучения, инструктажа, стажировки на рабочих местах и проверки знаний охраны труда по требованию государственных инспекторов труда было отстранено от работы 99,9 тыс. работников организаций.

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации В 2010 году государственными инспекторами труда было организовано и проведено 13,3 тыс. тематических проверок соблюдения работодателями требований статей 212 и 215 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения соответствия осуществляемых в организациях технологических процессов, применяемых инструментов и материалов, эксплуатирующихся зданий, сооружений и оборудования требованиям охраны труда, в ходе которых было выявлено 75,8 тыс. нарушений (в среднем 5,7 нарушений, выявленных в ходе одной проверки).

По результатам проверок из-за выявленных нарушений требований охраны труда, представлявших непосредственную угрозу жизни и здоровья работников, по требованию государственных инспекторов труда были приняты решения о временном запрете деятельности 173 производственных подразделений организаций и эксплуатации 2035 единиц различного производственного оборудования.

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской ФедерацииО результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

Следует отметить, что резкое снижение в 2005 – 2010 годах результативности работы и показателей, связанных с запрещением государственными инспекторами труда работы структурных подразделений хозяйствующих субъектов и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников исключительно обусловлено изменениями законодательства, существенно ограничившими реализацию права органов государственного надзора и контроля самостоятельно принимать указанные меры.

В порядке реализации предоставленных полномочий по контролю за деятельностью работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда работников в 2010 году государственными инспекторами труда было проведено 9,3 тыс. тематических проверок соблюдения работодателями установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в ходе которых было выявлено более 43,3 тыс. нарушений (в среднем 4,7 нарушений, выявленных в ходе одной проверки).

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2010 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда, являлись следующие:

  • не проведение многими работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • не доведение результатов аттестации рабочих мест до сведения работников;
  • игнорирование результатов аттестации рабочих мест при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.

В 2010 году государственными инспекторами труда было проведено около 17,8 тыс. проверок соблюдения установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве, в результате которых выявлено свыше 37 тысяч различных нарушений (в среднем 2,1 нарушений, выявленных в ходе одной проверки).

Сведения

о количестве выявленных госинспекторами труда нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве (тыс.)

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

Анализ типологии выявленных нарушении показывает, что основными нарушениями порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, установленного статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73, в 2010 году являлись:

  • нарушение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве;
  • нарушение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в статье 228 Трудового кодекса Российской Федерации, и, как следствие, расследование указанных несчастных случаев комиссиями ненадлежащего состава;
  • несоответствие причин несчастных случаев на производстве,установленных в ходе расследования, фактическим обстоятельствам происшествия несчастных случаев;
  • необоснованное возложение вины в происшедшем несчастном случае на пострадавшего (в первую очередь – при проведении расследований легких несчастных случаев комиссиями организаций) и, как следствие, необоснованное освобождение от ответственности должностных лиц организаций, ответственных за допущенные нарушения государственных нормативных требований охраны труда, послуживших истинными причинами несчастных случаев;
  • нарушения установленного порядка оформления материалов расследования, в том числе актов о несчастных случаях на производстве формы Н-1;
  • необоснованная квалификация несчастных случаев как не связанных с производством.

В результате осуществления государственными инспекциями труда в 2010 году мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве было выявлено и расследовано в установленном порядке 1686 сокрытых несчастных случаев на производстве, включая 55 групповых несчастных случаев, 1023 тяжелых несчастных случаев и 326 несчастных случаев со смертельным исходом.

Количество

выявленных госинспекторами труда сокрытых несчастных случаях на производстве

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

В результате реализации предоставленных государственным инспекциям труда полномочий по обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и задач, содержащихся в Концепции демографической политики Российской Федерации, в 2010 году в целом удалось сохранить сложившуюся в последние годы позитивную тенденцию снижения абсолютного количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, в том числе со смертельным исходом.

Справочно:

По оперативным сведениям государственных инспекций труда в 2010 году в хозяйствующих субъектах Российской Федерации общее количество несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 4,8 % и составило 10295 несчастных случаев. В результате несчастных случаев на производстве в 2010 году погибло 3120 работников хозяйствующих субъектов Российской Федерации, в том числе 226женщин и 3 работника в возрасте до 18 лет, что меньше количества погибших в 2009 году работников на 2,5 % (в 2009 году на производстве погибло 3200 работников, в том числе 280 женщин и 2 работника в возрасте до 18 лет).

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году, свидетельствует, что основными причинами возникновения нарушений законодательства об охране труда продолжают оставаться:

  • низкий уровень правовых знаний и правовой нигилизм работодателей и работников в вопросах трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  • неудовлетворительное экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа хозяйствующих субъектов;
  • сокращение или полное прекращение финансирования и материально-технического обеспечения мер по безопасности производства и охране труда;
  • отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых (в т.ч. уголовно-правовых) механизмов, стимулирующих деятельность работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда работников;
  • нецелевое либо экономически необоснованное использование работодателями финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • отсутствие сопровождения соответствующими источниками финансирования социальных гарантий и льгот, предусматриваемых при разработке и принятии на федеральном и региональном уровнях законов и иных нормативных правовых актов, отраслевых (тарифных) и региональных соглашений;
  • ненадлежащее осуществление регионального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • недостаточная пропаганда вопросов трудового законодательства, включая вопросы охраны и безопасности труда.

Учитывая общие результаты анализа основных причин допускаемых работодателями нарушений трудового законодательства, наряду с реализацией полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, в целях предупреждения наиболее типичных правонарушений в 2010 году Рострудом и государственными инспекциями труда продолжалась целенаправленная реализация комплекса мероприятий, направленных на оказание правовой помощи работникам в восстановлении нарушенных трудовых прав и гарантий, а также повышение уровня знаний и информирования граждан в сфере трудового законодательства, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В частности, с 2009 года для обеспечения эффективного использования в надзорно-контрольной деятельности информационных сервисов Рострудом был разработан и начал функционировать единый портал Федеральной службы по труду и занятости, включающий официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда. При этом на каждом web-представительстве госинспекций труда функционирует интерактивный сервис «вопрос-ответ», с помощью которого посетители имеют возможность получить консультацию по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, непосредственно на сайте.

В указанных целях в 2010 году по результатам проведенных проверок госинспекторами труда проведено более 77,9 тыс. совещаний и семинаров с работодателями, ответственными должностными лицами и работниками организаций, должностные лица госинспекций труда более 7,3 тыс. раз выступали в средствах массовой информации с сообщениями по вопросам трудового законодательства, в целях консультирования работодателей и работников на личном приеме государственными инспекторами труда было принято более 370 тыс. граждан и дано около 353 тыс. консультаций по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства.

Количество

принятых госинспекторами труда на личном приеме граждан по вопросам трудового законодательства

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации В порядке оказания гражданам правовой помощи по вопросам трудового законодательства в 2010 году государственными инспекторами труда в судебные органы был направлен 131 иск в защиту трудовых прав работников и оказана правовая помощь 7297 гражданам при подготовке и рассмотрении в судебных органах их исков по трудовым делам, из которых судебными органами было удовлетворено 763 иска.

Количество

гражданских исков, направленных государственными инспекциями труда

в суды в целях защиты трудовых прав граждан

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

Сведения

об оказании госинспекторами труда правовой помощи

гражданам по подготовке гражданских исков по трудовым делам

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

В 2010 году большой объем работы, произведенной госинспекциями труда, был связан с рассмотрение жалоб, заявлений и других обращений граждан и организаций в целях разрешения конкретных ситуаций, связанных с нарушением трудовых прав работников. В частности, в течение 2010 года в госинспекции труда поступило и было рассмотрено более 220 тыс. жалоб, заявлений и иных обращений граждан, из которых более 51 % объективно требовало проведения проверки с выездом на место, которые были организованы и проведены. По результатам проведенных проверок более 58,9 % обращений граждан были признаны обоснованными и требования заявителей удовлетворены. Это позволило восстановить нарушенные трудовые права более 129 тыс. граждан.

Количество

заявлений, жалоб и иных обращений граждан, рассмотренных государственными инспекциями труда

О результатах деятельности федеральной инспекции труда в 2010 году по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации

В завершение необходимо подчеркнуть, что существенным обстоятельством, оказывающим значимое влияние на результаты и качество работы государственных инспекций труда продолжает оставаться ограниченная фактическая численность персонала, которая снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2.1 %. Это повлекло увеличение относительной и фактической нагрузки на государственных инспекторов труда, вследствие чего к концу 2010 года, например, относительное количество хозяйствующих субъектов, приходящихся в среднем на 1 госинспектора труда, составило 2,9 тыс. единиц. При этом фактическая нагрузка на государственных инспекторов труда в ряде субъектов Российской Федерации значительно превосходит среднюю нагрузку по системе федеральной инспекции труда: в 2010 году средняя нагрузка на одного государственного инспектора труда в государственных инспекциях труда в Астраханской, Волгоградской, Ярославской областях и Республике Саха (Якутия) колеблется от 3 до 3,1 тыс. хозяйствующих субъектов, в Ульяновской, Ростовской, Томской, Омской и Свердловской областях и в Республике Татарстан – от 3,18 до 3,5 тыс. хозяйствующих субъектов, в Новосибирской области – 3,9 хозяйствующих субъектов, в Краснодарском крае – 4,65 тыс. хозяйствующих субъектов, в г. Санкт-Петербурге 7,8 тыс. хозяйствующих субъектов, а в г. Москве – 8,7 тыс. хозяйствующих субъектов.

В 2010 году государственными инспекторами труда было проверено 165,9 тыс. хозяйствующих субъектов, что составило 2,04 % от общего числа зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации хозяйствующих субъектов. При этом анализ результатов надзорно-контрольной деятельности госинспекций труда в 2010 году свидетельствует, что относительно фактически выполненного в 2010 году объема работы по различным направлениям надзорно-контрольной деятельности средняя по системе федеральной инспекции труда загрузка государственных инспекторов труда составила:

количество проведенных проверок в среднем 1 государственным инспектором труда – 64 проверки (5,4 в месяц);

количество рассмотренных в среднем 1 государственным инспектором труда жалоб, заявлений и иных обращений граждан - 77,3 жалобы (6,44 в месяц);

принято на личном приеме граждан – 129,7 граждан (10,8 в месяц);

количество расследованных в среднем 1 государственным инспектором труда несчастных случаев на производстве – 5,4 расследования (0,8 в месяц).

Начальник Управления надзора и контроля
за соблюдением законодательства о труде,
заместитель главного государственного
инспектора труда Российской Федерации И.А.Воробьев



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль