Внедрение дистанционных технологий обучения персонала в области охраны и безопасности труда

4437
Массовое использование дистанционных технологий позволяет вести обучение работников без отрыва от производства по комплексной программе (профессия + охрана труда + безопасность).

Согласно новым федеральным государственным общеобразовательным стандартам третьего поколения с 1 сентября 2011 г. начальное профессиональное образование включается в структуру среднего профессионального образования. В результате закрывается большая часть ПТУ, и профессиональную подготовку рабочих в России будут вести все меньше и меньше учебных центров. При этом потребность предприятий в рабочих кадрах только увеличивается. Кроме того, современная быстро меняющаяся экономика диктует необходимость постоянного повышения квалификации кадров, непрерывной профессиональной переподготовки, в т. ч. в области охраны труда.

В этих условиях крайне актуальной является разработка и внедрение системы до¬полнительного профессионального образования на основе использования современных информационных технологий. Минздравсоцразвития России предлагается создание сети федеральных обучающих центров в целях комплексной подготовки персонала по охране труда с использованием современных информационных технологий, в частности дистанционного обучения (далее - ДО). Применять ДО возможно для обучения:

  • по программам переподготовки в области охраны труда (свыше 504 часов);
  • по программам повышения квалификации, включая вопросы охраны труда;
  • категорий лиц, указанных в п. 2.3.2 постановления Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций”!

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа слушателя, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем (куратором) по телефону, электронной и обычной почте.

Дистанционное обучение дает возможность предприятиям-заказчикам:

  • снизить затраты на обучение;
  • организовать непрерывное обучение вне зависимости от места нахождения организации;
  • вести обучение специалистов без отрыва от производства;
  • осуществлять комплексное обучение (профессия + охрана труда + безопасность).

В соответствии с лицензией на образовательную деятельность Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минздравсоцразвития России может ежемесячно обучать в сфере охраны труда не более 500 человек. Внедрение дистанционных технологий позволит дополнительно вовлечь в процесс обучения до 2 тыс. человек.

Кроме того, дистанционные образовательные технологии позволяют индивидуализировать учебный процесс профессиональной подготовки специалистов путем составления персональных планов для каждого обучаемого, систематического контроля и корректировки хода обучения.

Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" (далее - ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ) уже заключил комплексные рамочные договоры на обучение в области охраны и безопасности труда с использованием ДО во второй половине 2011 г. с рядом предприятий, которые постоянно пользуются нашими услугами.

В настоящее время ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ разработал и реализует план мероприятий по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс. Разработаны локальные нормативные документы, показатели и критерии для оценки эффективности ДО. Сотрудники филиала подготовили 26 электронных пособий по охране труда, пожарно-техническому минимуму, общетехническому циклу дисциплин по профессиям. 10 электронных пособий внедрены в учебный процесс и используются в компьютерных классах филиала, а также при выезде на предприятия с мобильным классом. Закуплено специальное программное обеспечение и внедрено электронное тестирование по промежуточному и итоговому контролю.

План мероприятий по внедрению дистанционного обучения включает следующие этапы:

  • исследование рынка услуг по направлениям деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий (уральский регион);
  • определение количества часов курса, реализуемых дистанционно;
  • проведение вебинаров (интернет-семинаров в режиме реального времени, в ходе которых один или несколько преподавателей могут проводить презентации, тренинги) с потенциальными поставщиками платформ дистанционного обучения;
  • выбор платформы;
  • переложение наработанных курсов в платформу;
  • расчет стоимости услуг с учетом дистанционного обучения;
  • запуск пилотного проекта с использованием дистанционного обучения в учебном процессе.

В планах ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ - перевести на обучение с использованием дистанционных технологий:

  • 80% от общего времени обучения по общетехническому циклу обучения по профессии;
  • 50% от общего времени обучения по охране труда;
  • 50% от общего времени обучения по пожарно-техническому минимуму;
  • 50% от общего времени обучения на группу I по электробезопасности;
  • 30% от общего времени обучения на группы И-1У по электробезопасности.

Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны экономики труда" уже использует технологии дистанционного обучения - освоение учебного материала строится преимущественно на самостоятельной работе обучающихся с получением учебно-методических пособий и периодически проводимыми преподавателями консультациями.
Южно-Уральский филиал ФГУ "ВНИИ охраны и экономки труда" провел анализ готовности потенциальных заказчиков к дистанционному профессиональному обучению. 90% предприятий готовы использовать дистанционные технологии в обучении (среди них образовательные учреждения, крупные предприятия, имеющие компьютерные классы, а также небольшие предприятия, работники которых имеют компьютеры дома).

Ведется активная подготовка к внедре¬нию интернет-технологий. Такое обучение основывается преимущественно на самостоятельной работе обучающегося с электронными учебными материалами, представленными в сети Интернет, в сочетании с периодически проводимыми консультациями преподавателей. В методическом плане коллективом ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ сейчас рассматриваются различные программные оболочки дистанционного обучения, отвечающие требованиям учебного процесса.

Состав учебно-методического комплекса (далее – УМК) определяется содержанием утвержденной программы по курсу. В состав УМК включаются:

  • требования к минимуму содержания дополнительных образовательных программ;
  • программа;
  • базовый конспект лекций;
  • система средств контроля знаний;
  • методические указания по проведению практических занятий;
  • перечень заданий для самостоятельной внеаудиторной работы;
  • перечень раздаточного материала (дидактического, наглядного, справочно-информационного, мультимедийного). Примерная учебная программа предмета – это документ, определяющий основное содержание обучения по данному курсу, объем знаний, который предполагается дать слушателям, и последовательность изучения материала.

В 2010 г. ЮУрФ ВНИИ ОиЭТ разработал ряд внутренних стандартов по составу, правилам подготовки и оформлению учебно-методического комплекса по курсу (предмету) для систематизации материала по курсу в объеме и содержании, соответствующих требованиям к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и другим нормативным документам. Примерная учебная программа предмета состоит из следующих обязательных элементов (частей):

  • раздел "Введение" - должен содержать сведения о статусе данного курса согласно учебному плану, учебно-тематическому плану и указание на то, для слушателей какого курса разработана учебная программа. При этом определяется основная (глобальная) цель изучения курса, которая детализируется при формулировке отдельных задач. Излагаются и обосновываются особенности программы: новизна содержания, оригинальность авторского подхода к преподаванию курса, повторность составления, внесенные изменения и др.;
  • требования к уровню усвоения содержания курса - должны содержать перечень теоретических знаний и представлений, которые слушатель получит по окончании изучения курса, а также сведения о практических умениях и навыках слушателя. Например: "слушатель должен знать...", "слушатель должен иметь представление...", "слушатель должен уметь...";
  • раздел "Объем предмета и виды учебной работы" - должен содержать количество часов, предусмотренных программой предмета для аудиторных и самостоятельных занятий, общее количество часов, виды занятий;
  • тематический план - включает перечень всех тем курса и количество аудиторных часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, семинары, практические занятия и пр.);
  • содержание программы - должно состоять из разделов, подразделов и отдельных тем. Автор программы определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь их логической связью, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса;
  • список источников и литературы - содержит перечень научной и учебной литературы, отражающей современный уровень изучаемых в курсе лекций проблем, взгляды различных научных школ, существующие подходы к интерпретации фактов и событий. По выбору автора программы список источников и литературы может быть составлен к программе в целом или к каждому ее разделу. Список источников и литературы делится на две части – обязательная и дополнительная (рекомендуемая) литература. При этом в перечень обязательной литературы включаются издания, необходимые для изучения предмета, в перечень дополнительной – издания, позволяющие расширить знания слушателей по темам предмета. В списке обязательной литературы необходимо указать номера страниц для изучения (например: с. 201-286). Если слушатели должны ознакомиться с книгой полностью, то указывается общее количество ее страниц.

В перечне обязательной литературы выделяются "Учебники и учебные пособия", а "Справочно-информационные издания" отнесены к дополнительной литературе. Список источников формируется по отдельным группам изданий. Например, законодательные акты, нормативные акты, государственные стандарты, архивные документы и т. д. Внутри каждой группы источники располагаются по хронологическому принципу.

В случае использования электронных ресурсов сети Интернет указывается ссылка на эти ресурсы. Допускается вместо конспекта лекций представлять развернутый план каждой лекции с указанием страниц и литературных источников для каждого пункта. Описание каждой лекции должно иметь следующую структуру:

  • название;
  • план лекции;
  • текст лекции;
  • список литературы.

Предусмотрено использование четырех видов контроля знаний обучаемых:

  • исходный;
  • текущий;
  • итоговый (рубежный);
  • контроль устойчивости знаний.

Контролирующими элементами при дистанционном обучении по программам охраны труда являются практические задания, задачи, контрольные работы, тестирования, семинары и т. д.

В зависимости от предусмотренных учебным планом форм контроля в УМК включают используемые материалы для текущей проверки знаний слушателей (контрольные задания и вопросы, тесты) и итогового контроля. Вопросы для всех видов контроля оформляются как самостоятельные списки, имеющие заголовочную часть.

Каждый из включаемых в УМК списков (контрольных вопросов и тестов, раздаточного материала для проведения занятий, наглядных пособий по изучению предмета, программных средств и др.) оформляются в виде самостоятельного документа.

Методические указания по проведению практических раб о т оформляются в виде самостоятельного документа, состоящего из пояснительной записки и тематических разделов. В пояснительной записке указывается курс, по которому проводятся практические работы, и отведенное на них в учебном плане количество часов.

Каждый тематический раздел включает название темы практической работы и количество часов на ее изучение в соответствии с тематическим планом курса. В тематических разделах перечисляются практические задания с пояснениями по их выполнению.

В каждый тематический раздел также включаются:

  • перечень контрольных вопросов;
  • список раздаточных материалов, необходимых для выполнения заданий;
  • список источников и литературы для теоретической подготовки.

Все издания, перечисленные в списке источников и литературы к указаниям по выполнению практических работ, обязательно включаются в общий список источников и литературы по курсу.

План самостоятельной работы слушателей оформляется в виде отдельного документа и должен содержать:

  • пояснительную записку, в которой указываются:
    • курс;
    • количество часов, предусмотренных учебным планом на самостоятельную работу слушателей; темы для самостоятельного изучения;

    развернутый план по каждой теме самостоятельной работы слушателей, включающий:

    • название темы;
    • количество часов, отведенное на освоение темы; контролирующие элементы; список рекомендуемой литературы.

На основе УМК разрабатываются электронные пособия.

Структура разрабатываемых электронных учебных пособий включает следующие компоненты:

  • аннотация;
  • руководство пользователя;
  • методическое руководство;
  • теория (курс лекций);
  • практика (задания для самостоятельной работы);
  • словарь;
  • нормативные правовые документы;
  • приложения (видео-, аудиофайлы);
  • список литературы и электронных источ¬ников.

Внедрение образовательных электронных пособий и информационных ресурсов в учебный процесс происходит по двум направлениям:

  • включение их в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов обучения. Электронные учебные пособия выступают в качестве средства интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых;
  • построение целостных курсов, основанных на использовании электронных учебных пособий в отдельных учебных дисциплинах, что приводит к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса.

Сотрудниками института разработаны основные критерии, на которые следует ориентироваться при разработке электронных учебных пособий. На наш взгляд, при их разработке целесообразно предусмотреть:

  • наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
  • наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
  • наличие итоговых обобщающих схем;
  • использование значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) компонентов учебного материала;
  • практические примеры, сопровождающие теоретические описания;
  • описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т. п.);
  • доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
  • простоту навигации по учебному материалу;
  • сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
  • справочный раздел, содержащий определение всех используемых объектов и отношений.

Используемые программы и методики, квалификация преподавательского состава, а также материально-техническое оснащение учебной базы должны обеспечивать формирование у слушателей реальных навыков применения безопасных методов труда, культуры безопасного производства.

По данным статистики, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 60% занимают причины организационного характера, в т. ч. неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации и содержании рабочих мест, нарушения технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины.

Основная цель обучения в области охраны труда - это изменение поведения работника на рабочем месте. Качество обучения и эффективность проверки знаний работников во многом определяют уровень безопасности условий труда.

И.Ю. Налимова,
директор Южно-Уральского филиала ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минздравсоцразвития России

З.Ф. Колупаева,
нач. научно-методического отдела Южно-Уральского филиала ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минздравсоцразвития России



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка


    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль