Ресурсное обеспечение дистанционного обучения по охране труда

3395
Показаны возможности и принципы построения системы дистанционного обучения по охране труда. Сформулированы условия, необходимые для качественного дистанционного преподавания и проверки знаний.

Показаны возможности и принципы построения системы дистанционного обучения по охране труда. Сформулированы условия, необходимые для качественного дистанционного преподавания и проверки знаний. Факт востребованности дистанционной формы обучения сегодня очевиден для всех. Не каждый руководи- тель или специалист по охране труда может на одну-две недели покинуть свое предприятие для очного обучения. Особенно актуальной эта проблема становится в тех случаях, когда предприятие находится в небольшом сибирском поселке, на Камчатке или в Якутии и до ближайшей аккредитованной обучающей организации, как поется в известной песне, “только самолетом можно долететь”.

У дистанционного обучения по охране труда есть как сторонники, так и ярые противники. Вся критика этой формы обучения строится на сомнениях в достоверности идентификации обучающегося.

Вопрос качества дистанционного обучения действительно актуален, поскольку его эффективность в решающей степени зависит от наличия у обучающей организации необходимых кадровых, организационных и технических ресурсов.

Дистанционное обучение существует уже много десятилетий, и технические возможности для организации общения педагога с обучаемыми постоянно расширяются. В советский период весьма распространенным было заочное обучение: в начале учебного полугодия преподаватель читал студентам несколько установочных лекций, в течение семестра общался с ними по переписке, а проверка знаний осуществлялась на основе оценки выполненных контрольных работ и в ходе очного экзамена. Впоследствии возникли так называемые теле- и радиоуниверситеты с односторонней трансляцией лекций. Позже появилось обучение через Интернет и мобильную связь. Как видно из таблицы, для каждой традиционной формы обучения существует несколько альтернатив современному дистанционному обучению.

Критики дистанционного обучения также сомневаются в возможности качественного проведения итоговых контролирующих мероприятий. На самом деле никаких технических проблем нет – использование формата видеоконференции позволяет преподавателю беседовать с обучаемым точно так же, как и при проведении экзамена в классической очной форме.

В рамках дистанционного образования можно формировать различные комплекты модулей, выстраивая соответствующие траектории обучения с учетом категории слушателей: одну – для членов комитета по охране труда, другую – для руководителей предприятий, третью – для специалистов служб охраны труда и т. д. Модули по охране труда можно интегрировать в любые другие электронные системы обучения. Электронная обучающая среда позволяет оперативно реагировать на новации в сфере охраны труда, обновлять содержание модулей, вводить новые.

Соответствие между формами очного и современного дистанционного обучения

Традиционные формы обучения 

Модифицированные формы дистанционного обучения

Лекция

Предоставление электронных материалов, включающих:

  • внутреннюю навигацию по разделам курса, в т. ч. развернутые гиперссылки;
  • внешнюю навигацию по интернет-источникам, содержащим информацию по курсу; 
  • глоссарий;
  • анимационные модели

Видеолекция

Семинар

Вебинар (в режиме видеоконференции) 

Дистанционный семинар (обсуждение на форуме в режиме offl ine)

Практическое занятие

Электронные практикумы, тренажеры, атласы и др.

Самостоятельная работа

Обмен работами в электронной системе управления обучением, позволяющий организовать оперативную проверку и отправку присланной работы слушателю на доработку

Текущий и итоговый контроль

Удаленное тестирование

Опрос по видеоконференцсвязи

Консультации

Консультации в режимах offl ine и online

На эффективность дистанционного обучения серьезно влияет умение преподавателя использовать современные информационнокомму ни ка ционные технологии (далее – ИКТ). Однако следует признать, что далеко не каждая обучающая организация располагает квалифицированными преподавателями, способными не только создать необходимое методическое обеспечение, но и удерживать его на должном уровне. Если содержательное наполнение курса не обновляется, то он перестает быть актуальным.

Постоянное совершенствование электронных учебных материалов – одна из основных задач преподавателей центра дистанционного обучения.

Некоторые коллеги думают, что стоит им закупить технику, программное обеспечение, готовые электронные учебные материалы, и они могут оказывать услуги по дистанционному обучению. Однако пройдет полгода, и учебные материалы уже не будут в полной мере соответствовать требованиям времени.

Необходимо учитывать постоянно появляющиеся нормативные документы и соответственно изменяющиеся требования по охране труда, новые подходы, а вносить изменения в чужую (приобретенную) программу нельзя, поскольку по закону об авторском праве это может делать только автор. Поэтому учебные программы должны быть авторскими, т. е. написанными самими преподавателями. Понятно, что авторский электронный учебник базируется на утвержденных образовательных стандартах (программах), но все мы знаем, что один и тот же курс может быть подан по-разному в зависимости от квалификации преподавателя, его методических подходов.

О требованиях к электронному учебно-методическому комплексу для обучения читайте в журнале «Справочник специалиста по охране труда» №3, 2012.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией




Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль