О восстановлении на законодательном уровне статуса и структуры системы стандартов безопасности труда

4661
Эффективное функционирование национальной системы стандартизации возможно только при наличии нормативной правовой базы для ее деятельности, которой может стать новый Федеральный закон “О стандартизации”.

Эффективное функционирование национальной системы стандартизации возможно только при наличии нормативной правовой базы для ее деятельности, которой может стать новый Федеральный закон “О стандартизации”. Вместе с Законом № 184-ФЗ он составит правовую основу для поддержки и обеспечения развития национальной системы стандартизации.

Как известно, цели и задачи стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” (далее – Закон № 184-ФЗ) , а правила применения – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”, утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 152-ст (далее – ГОСТ Р 1.0-2004).

Данный ГОСТ предусматривает разработку следующих видов стандартов:

  • национальных;
  • межгосударственных;
  • стандартов организаций.

При этом в отличие от ранее действовавшего положения стандарты не являются обязательными, а наличие в системе национальной стандартизации подсистемы стандартов безопасности труда (далее – ССБТ) не предусмотрено.

В то же время стандарты ССБТ продолжают разрабатываться и вводиться в действие.

В качестве примера можно привести межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0-230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования” (утв. приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст; далее – ГОСТ 12.0-230-2007).

Кроме того, довольно активно разрабатываются национальные стандарты ССБТ на средства индивидуальной защиты. Все указанные стандарты относятся к компетенции подкомитета технического комитета по стандартизации “Безопасность труда”, созданного приказом Госстандарта России от 08.12.1999 № 531.

В то же время в системе нормативных актов по охране труда продолжает действовать значительное количество ГОСТов ССБТ, введенных до вступления в силу Закона № 184-ФЗ. В связи с тем что стандарты применяются на добровольной основе, Минздравсоцразвития России были приняты меры по приданию стандартам безопасности труда статуса обязательных нормативных актов. Для этого в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) был внесен ряд изменений.Так, в ст. 209 ТК РФ были введены следующие понятия:

  • требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в т. ч. стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
  • стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

В статье 211 ТК РФ были введены следующие требования охраны труда:

  • государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т. ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда;
  • порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т. ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В развитие данной законодательной нормы постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее – Положение), согласно которому:

  • к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (п. 2 Положения);
  • проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:
    • организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;
    • федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей (п. 3 Положения);
  • проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные в соответствии с абз. 2 п. 3 Положения, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такового – в Минздравсоцразвития России) (п. 4. Положения);
  • акты, содержащие требования охраны труда, издаются Минздравсоцразвития России после рассмотрения указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 6. Положения).

Данный подзаконный акт содержит только общие положения о порядке разработки нормативных правовых актов, и в частности стандартов безопасности труда, которые получили статус обязательных документов. Также в нем ничего не сказано и о том, в какой мере эти стандарты связаны с государственной системой стандартизации, предусмотренной ГОСТ Р 1.0-2004, а также о том, могут ли стандарты безопасности труда разрабатываться в виде стандартов организаций.

Согласно ГОСТ Р 1.4-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения” (утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 154-ст; далее – ГОСТ Р 1.4-2004) к числу организаций относятся не только производственные (строительные) организации, но также и общественные, научные организации, саморегулируемые организации и объединения юридических лиц.

Данное обстоятельство имеет важное значение для строительной отрасли, поскольку согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 148-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 1 января 2009 г. прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий, а действие выданных ранее лицензий истекло 1 января 2010 г.

С этого момента деятельность организаций в указанной сфере должна осуществляться на основе свидетельств о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство о допуске), выдаваемых саморегулируемыми организациями строителей, проектировщиков или инженерных изыскателей (далее – СРО).

В настоящее время соответствующие СРО объединены в рамках Национального объединения строителей (далее – НОСТРОЙ), которое в числе других задач занимается разработкой стандартов организаций (далее – СТО) для своих членов.Согласно ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организации могут разрабатываться:

  • на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги;
  • продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок;
  • работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Поскольку системой стандартизации не предусмотрена разработка стандартов безопасности труда, то они не входят в программу разработки СТО НОСТРОЙ. Между тем это отрицательно влияет на состояние охраны труда в строительстве, где значительная часть нормативных актов по охране и безопасности труда устарели и давно требуют замены. Учитывая, что Минздравсоцразвития России этой работой почти не занимается, необходимость участия в ней НОСТРОЯ очевидна.

ОАО “Центр проектной продукции в строительстве” по своей инициативе подготовил для НОСТРОЙ проект СТО “Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в строительной организации. Руководство по разработке и применению”. Данный документ подготовлен на основе ГОСТ 12.0-230-2007. Его направленность соответствует приведенному выше определению стандартов безопасности труда, данному ТК РФ.

В случае принятия указанного стандарта строительные саморегулируемые организации получат СТО НОСТРОЙ, на основе которого они смогут разработать стандарты саморегулируемых организаций и внедрить систему управления охраной труда (далее – СУОТ). Наличие в организации СУОТ служит основанием для проведения добровольной сертификации организации по безопасности труда. Как уже указывалось, стандартизация в настоящее время регламентируется Законом № 184-ФЗ, основанном на Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле, имеющим достаточно узкую цель содействия международной торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами и ограниченную область применения.

При этом Закон РФ от 10.06.1993 № 5154- 1 “О стандартизации” (далее – Закон № 5154-1), на основе которого строилась государственная система стандартизации, после ввода в действие в 2003 г. Закона № 184-ФЗ был признан утратившим силу, в результате чего полноценного правового регулирования в сфере национальной стандартизации с того момента практически не осуществлялось.

Сейчас, очевидно, пришло время признать ошибочность отмены Закона № 5154-1 и вернуть его к жизни, т. к. взамен системного законодательного акта, регулирующего действие государственной системы стандартизации, был введен другой акт, регламентирующий лишь отдельные положения национальной системы стандартизации.

В то же время необходимо напомнить, что национальная система стандартизации является базой, на которую опирается не только система технического регулирования, но и системы регламентации промышленной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, охраны труда и здоровья, целый ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

То, что система технического регулирования и система национальной стандартизации не тождественные понятия, стало ясно в 2007 г., когда были приняты изменения в Закон № 184-ФЗ, согласно которым вопросы стандартизации в области охраны труда и ряда других социальных сфер оказались вне сферы законодательного регулирования.

Дальнейшие меры по совершенствованию законодательства об охране труда показали, что порядок разработки и статус нормативных актов может быть иным, нежели предусмотренный Законом № 184-ФЗ, о чем уже указывалось выше. Кстати, в ряде ведущих стран мира, являющихся членами ВТО, стандарты, нормы и правила в определенных случаях носят обязательный характер.

Из вышесказанного следует, что существующие проблемы в области национальной системы стандартизации связаны с тем, что область применения стандартизации значительно шире сферы технического регулирования.

Действующие в нашей стране системы и комплексы стандартов обеспечивают техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, согласование и увязку показателей и характеристик продукции, экономию всех видов ресурсов и т. д.

В национальной системе стандартизации представлены 15 систем стандартов, в т. ч. ССБТ, которой согласно Общесоюзному классификатору “Стандарты и технические условия. ОКСТУ 1 80 011” (утв. решением Госстандарта СССР от 13.11.1980 № 38) присвоен номер 12. ССБТ, в свою очередь, включает более 700 стандартов.

Анализ зарубежной практики правового регулирования стандартизации на национальном уровне показывает, что в большинстве стран действуют отдельные законы о стандартизации. При этом законы развитых стран, регулирующие такие социальные сферы, как охрана труда, как правило, используют для конкретизации своих требований национальные стандарты.

Национальная система стандартизации отличается от системы технического регулирования. Целями стандартизации (которые не совпадают с целями технического регулирования) являются:

  • обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (в т. ч. промышленной, радиационной, экологической и т. д.);
  • обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности Российской Федерации;
  • обеспечение качества и безопасности продукции, работ, процессов и услуг;
  • обеспечение унификации продукции, работ, процессов и услуг;
  • обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • содействие повышению конкурентоспособности продукции;
  • обеспечение исполнения государственных заказов;
  • рациональное использование ресурсов;
  • содействие научно-техническому прогрессу;
  • снижение технических барьеров в торговле;
  • обеспечение охраны окружающей среды;
  • обеспечение охраны здоровья;
  • обеспечение охраны труда;
  • обеспечение оценки соответствия продукции (работ, услуг);
  • обеспечение сопоставимости результатов измерений.

Принципы стандартизации значительно отличаются от принципов технического регулирования по существу:

стандарты принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон в рамках согласительного совещания представителей министерств и ведомств, предприятий-изготовителей, научных учреждений. Это единственный апробированный на практике инструмент разработки и принятия стандартов; осуществление работ по стандартизации проходит через технические комитеты по стандартизации; оптимальность требований, включаемых в документы по стандартизации, в отличие от минимально необходимых требований по безопасности продукции, устанавливаемых в технических регламентах; гармонизация документов по стандартизации с международными и региональными.

В системе технического регулирования государство, взяв на себя ответственность за безопасность продукции, участвует путем принятия законов и постановлений правительства (технических регламентов), устанавливающих требования по безопасности продукции. В то же время роль государства применительно к национальной системе стандартизации заключается в следующем:

  • координация работы в области стандартизации федеральных органов государственной власти;
  • участие федеральных органов государственной власти в разработке документов по стандартизации, в технических комитетах по стандартизации, совещательных органах по стандартизации;
  • проведение работ по стандартизации в приоритетных для экономики отраслях;
  • продвижение интересов Российской Федерации в работе по международной и региональной стандартизации при заключении международных договоров;
  • использование документов по стандартизации при размещении государственных заказов;
  • поддержка организаций и общественных объединений в работе по стандартизации.

В отличие от системы технического регулирования, где главным действующим лицом является федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, основными участниками работ по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации, которые:

  • организуют и ведут работу по национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации в закрепленной области деятельности;
  • проводят экспертизу проектов документов по стандартизации, относящихся к области их деятельности;
  • осуществляют экспертизу предложений при формировании программ по стандартизации;
  • участвуют в подготовке перечней национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов.

Продолжение статьи читайте в журнале "Справочник специалиста по охране труда" №4, 2012.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Вопросы по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка


    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль