Государство и управление охраной труда работников

2988
Необходимость укрепления законодательной базы по охране труда посредством конкретизации законодательных актов и перевод всей системы управления охраной труда на регулирование законами прямого действия.

Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, которое провозглашает высшей цен­ностью человека и создает условия для обес­печения ему достойной жизни, свободного развития и самореализации трудового потен­циала. К числу важнейших конституционных гарантий относятся:

  • обязанность государства защищать пра­ва и свободы человека (ст. 45), в т. ч. га­рантия их судебной защиты (п. 1 ст. 46); право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещен­ными законом (п. 2 ст. 45);
  • право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже уста­новленного федеральным законом мини­мального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37);
  • право на индивидуальные и коллектив­ные трудовые споры с использованием установленных законом способов их раз­решения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
  • право на отдых (п. 5 ст. 37);
  • право на социальное обеспечение по воз­расту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (п. 1 ст. 39);
  • право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
  • принцип презумпции невиновности (ст. 49);
  • право каждого на возмещение государ­ством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов го­сударственной власти или их должност­ных лиц (ст. 53);
  • гарантии в области правосудия.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

В силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т. ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в ст. 210 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) А государство определило свыше 20 основных направлений политики в области охраны труда, которые условно можно объединить в следующие группы. 1. Принципы организации охраны труда.
К этой группе относятся:

  • обеспечение приоритета жизни и здоро­вья работников по отношению к резуль­татам производственной деятельности; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и соци­альной деятельности;
  • установление единых нормативных требо­ваний по охране труда для всех производств страны, принятие и реализация законодательства по охране труда, а также федераль­ных целевых, региональных, отраслевых целевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление деятельно­стью по охране труда, включая государ­ственный надзор и контроль за соблюде­нием требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • взаимодействие и сотрудничество орга­нов государственного управления, над­зора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государствен­ной политики в области охраны труда;
  • профилактика, расследование и учет не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • организация государственной статисти­ческой отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • установление порядка обеспечения ра­ботников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
  • установление порядка проведения атте­стации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда госу­дарственным нормативным требованиям охраны труда.

2. Принципы экономической государ­ственной политики по охране труда.
К данной группе относятся следующие направления:

  • проведение эффективной налоговой по­литики, стимулирующей создание здоро­вых и безопасных условий труда, разра­ботка и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств ин­дивидуальной и коллективной защиты работников;
  • применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и ра­ботниками норм по охране труда;
  • установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне произ­водства и организации труда;
  • государственное социальное страхование работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.

3. Организационные принципы по охране труда.
К указанной группе относятся следующие направления:

  • подготовка специалистов в области охра­ны труда, в т. ч. в вузах и средних учреж­дениях профтехобразования;
  • информирование работников о состоя­нии условий и охраны труда на производ­стве, обеспечение единой информацион­ной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в обла­сти охраны труда;
  • распространение передового отечествен­ного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности труда каждо­го работника является задачей экономиче­ского и социально-политического значения и должно находиться в центре внимания спе­циалистов всех структурных подразделений и служб организаций всех без исключения видов экономической деятельности.

Важную роль в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда играет Минздрав-соцразвития России. Являясь федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по выработке государ­ственной политики в области охраны труда, Минздравсоцразвития России:

обеспечивает ее реализацию, исходя из предоставленных ему полномочий, в т. ч. путем внесения в Правительство РФ про­ектов постановлений, распоряжений и принятия ведомственных нормативных правовых актов; проводит общероссийский мониторинг условий и охраны труда; готовит и ежегодно представляет Прави­тельству РФ доклад о реализации госу­дарственной политики по указанным проблемам. Все органы исполнительной власти прини­мают участие в реализации государственной политики в области охраны труда в соответ­ствии с их полномочиями.

Определение направлений государст­венной политики осуществляется при учас­тии профессиональных союзов. Профсо­юзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами го­сударственной власти законов и иных нор­мативных правовых актов, касающихся со­циально-трудовой сферы, и обеспечивать об­щественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

К основным задачам Комиссии помимо ведения коллективных переговоров и под­готовки проекта генерального соглашения между сторонами социального партнерства относится проведение консультаций по во­просам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-тру­довых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения.

В формировании государственной политики в области охраны принимает участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию со­циально-трудовых отношений, которая состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правитель­ства РФ, образующих соответствующие стороны указанной Комиссии.

На территориальном уровне создаются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятель­ность которых осуществляется в соответ­ствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемых представи­тельными органами местного самоуправле­ния. На отраслевом (межотраслевом) уровне также организуются комиссии по регулирова­нию социально-трудовых отношений. ЗАДАЧИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Основу обеспечения социальной защи­ты работников составляет обязательное социальное страхование, которое позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечить дальнейшее разгосударствле­ние собственности страховых фондов и на этой основе лишить государство воз­можности использовать финансовые ресурсы внебюджетных страховых фон­дов не на страховые цели;
  • четко определить цели социального стра­хования, ориентировав его на обеспече­ние воспроизводства работника (инди­вида) при наступлении страхового случая на социально приемлемом (воспроизвод­ственном) уровне;
  • охватить социальным страхованием все виды массовых социальных рисков, угро­жающих населению страны. Объектом обязательного социального страхования должно стать страхование безработицы. Социальным страхованием должны быть охвачены такие категории работников, как самозанятое население (лица, само­стоятельно обеспечивающие себя рабо­той, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, незанятое население). В настоящий мо­мент их участие в обязательном социаль­ном страховании носит номинальный характер, и их вклад в формирование финансовой базы несопоставим с вкла­дом наемных работников; обеспечить непосредственное участие работника в формировании финансовой базы социального страхования путем уплаты им страховых взносов из личных заработков;
  • обеспечить страхование специфических рисков, в т. ч. досрочных пенсий, или специфических групп населения, осуще­ствляемое через негосударственные ор­ганизации по обязательному социально­му страхованию;
  • повысить внимание к страхованию рис­ков предпринимательской деятельности; создать механизм организации управле­ния системой социального страхования, который включает в себя: - автономность внебюджетных соци­альных фондов; паритетное участие социальных парт­неров в управлении страховыми сред­ствами;
  • обеспечить на этой основе максимальную прозрачность и целевое использование финансовых ресурсов, гармонизацию интересов застрахованных, страховате­лей и страховщиков;
  • сформировать системы обязательного социального страхования, учитывающие особенности трудовой деятельности отдельных групп населения, в частности работников малых и средних предприя­тий, а также самозанятых работников. Объектом социального страхования должны стать все виды социальных рис­ков;
  • законодательно закрепить нормативы обеспечения по социальному страхова­нию на уровне не ниже международных минимальных стандартов, установлен­ных конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (да­лее - МОТ).

Следует отметить, что управление ох­раной труда в Российской Федерации в настоящее время переживает нелегкий пе­риод. К сожалению, абсолютные показатели травматизма и гибели работников вслед­ствие несчастных случаев на производстве остаются достаточно высокими. По данным Роструда, в течение 2010 г. в целом по стране в результате несчастных случаев на произ­водстве погибли свыше 3000 работников. Это означает, что на производстве гибнет порядка 9 работников ежедневно. По при­чине неудовлетворительной организации производства работ происходит каждый четвертый несчастный случай. Среди видов экономической деятельности лидируют строительный комплекс, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транс­порт и связь.

Одним из факторов, сдерживающих развитие экономики, снижающих трудовой потенциал и производительность труда, является значитель­ное количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, что свидетельствует о недостаточном внимании работодателей к со­стоянию охраны труда при осуществлении своей деятельности, а также об отсутствии их заинтере­сованности в соблюдении законодательства об охране труда и проведении мероприя­тий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

Анализ причин заболеваемости показы­вает, что до 40% случаев заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворитель­ными условиями труда. Число занятых в усло­виях, не отвечающих санитарно-гигиениче­ским требованиям, ежегодно увеличивается и составляет сегодня порядка 30%.

Много нерешенных проблем, связанных с условиями труда и обеспечением его безопас­ности, накопилось в сфере малого бизнеса. Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом на малых предприя­тиях в 2010 г. более чем в 2 раза превысил средний общероссийский показатель. Для решения проблем в области охраны труда не­обходимо расширение сети аккредитованных организаций, которые бы оказывали малым предприятиям соответствующие услуги на правах аутсорсинга.

По оценке экспертов МОТ, ежегодные экономические потери, обусловленные не­благоприятными условиями труда и трав­матизмом в результате несчастных случаев на производстве, достигают 4% ВВП страны. Таким образом, указанные потери в расчете

на одного работника с учетом объема ВВП Российской Федерации в 2010 г. составили порядка 25 тыс. руб. Эту цифру, по-видимому, должны принимать во внимание социальные партнеры организаций всех видов эконо­мической деятельности при формировании мероприятий коллективных договоров и целевых программ.

Наряду с экономическими потерями из-за неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профес­сиональных заболеваний страна несет и большие социальные издержки.

Реализация основных направлений поли­тики государства в области условий и охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, работода­телей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками предста­вительных органов по вопросам охраны труда.

В экономические потери входят затраты на предотвращение смертельного трав­матизма при несчастных случаях, расходы из федерального бюджета и внебюджетных источников вследствие роста инвалидности по причине трудовых увечий и профессиональных за­болеваний, временной нетрудоспособности из-за производственных травм, затраты работодателей на компенсации за работу во вредных и (или) опас­ных условиях труда, на средства индивидуальной и коллективной защиты и др. Дополнительные расходы, вызванные неблаго­приятными условиями труда на производстве, приводят к ежегодной потере средств, связанных с назначением досрочных пенсий, оплатой боль­ничных листов в случае временной нетрудоспо­собности, расходами ФСС России на реабилитацию больных, а также с расходованием средств обяза­тельного медицинского страхования вследствие высокой заболеваемости работников и др. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ ТРУДА

Приоритетными следует считать следую­щие направления:

  • развитие системы непрерывного образо­вания по охране труда, повышение квали­фикации специалистов всех уровней по вопросам охраны труда, психолого-педа­гогическая подготовка по охране труда;
  • разработка адекватной рыночным отно­шениям модели управления охраной труда на производстве;
  • укрепление законодательной базы по­средством конкретизации законодатель­ных актов и перевод всей системы управ­ления охраной труда на регулирование законами прямого действия;
  • активизация деятельности объединений работодателей и профсоюзов как главных социальных партнеров и перенос основ­ной тяжести решения вопросов в области охраны труда на этот уровень;
  • развитие единой информационной систе­мы по охране труда;
  • разработка и реализация государствен­ной инвестиционной программы по са­нации производства с недопустимыми (экстремальными) уровнями профессио­нальных рисков, восприятие охраны труда как серьезного резерва эффектив­ности производства;
  • усиление роли аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях в деле улучшения условий труда и регулирования предоставления компенсаций всех видов;
  • совершенствование механизма экономи­ческой заинтересованности работодате­лей в обеспечении безопасных условий труда работников.

Решение многих проблем в области охра­ны труда сдерживается недостаточным разви­тием механизмов реализации соответствую­щей законодательной и нормативной базы.

Основные задачи на современном этапе заключаются в том, чтобы:

  • выявить и использовать основные фак­торы, оказывающие влияние на экономи­ческую эффективность управления охра­ной труда;
  • проанализировать направления форми­рования экономических механизмов управления охраной труда;
  • провести исследования динамики и при­чин производственного травматизма и профессиональных заболеваний по ос­новным видам экономической деятель­ности;
  • обосновать распределение функций уп­равления охраной труда среди субъектов управления;
  • определить приоритетные направления программы действий по совершенство­ванию охраны труда в организациях и основные мероприятия по их реализации. В 2011 г. начался второй этап реализации демографической программы, который пред усматривает осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации.

В 2012 г. будет дан старт комплексу мероприя­тий, направленных на сохранение здоровья на производстве, в т. ч. касающихся профилактики и своевременного выявления профессиональ­ных заболеваний, поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

Минздравсоцразвития России поставлена задача к 2016 г.:

  • стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн чел.;
  • увеличить показатель ожидаемой про­должительности жизни до 70 лет;
  • снизить смертность населения по срав­нению с 2006 г. на треть.

При разработке плана соответствующих мероприятий планируется учитывать не­благоприятные демографические факторы предстоящего пятилетия, прежде всего зна­чительное (на 2 млн чел.) сокращение числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) и рост численности населения пенсионного возраста (особенно в возрасте 80 лет и старше).

Безусловным приоритетом модерниза­ции здравоохранения является снижение показателей по причинам, которые лидируют в структуре смертности и заболеваемости и от которых напрямую зависит улучшение демографической ситуации, рост показателя ожидаемой продолжительности жизни. Важ­ным направлением второго этапа реализации Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. (утв. указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351) А должно стать соз­дание системы оздоровления, медицинской реабилитации и санаторно-курортной по­мощи, основанной на принципах этапности, непрерывности и преемственности.

Совершенствование системы охраны тру­да работников на производстве должно вес­тись по нескольким направлениям, включая:

  • создание системы стандартов безопасно­сти труда и аттестации рабочих мест в целях выявления и ликвидации рабочих мест с вредными условиями труда,
  • разработку новых подходов к подготовке работников путем внедрения современ­ных обучающих технологий, ориентиро­ванных на отработку практических навы­ков безопасной работы,
  • реализацию комплекса обучающих и ин­формационно-консультационных меро­приятий, в первую очередь для организа­ций малого и среднего бизнеса.

Важно завершить разработку механизмов экономического стимулирования работода­телей к внедрению новых безопасных техно­логий, сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда, в т. ч. путем совершенство­вания системы социального страхования.

Намечается также проведение работы по составлению и утверждению списка про­фессиональных заболеваний с учетом новых технологических процессов, профессий и производственных факторов, разработке критериев выделения групп с повышенным риском развития профессиональных и произ­водственно обусловленных заболеваний в хо­де проведения периодических медицинских осмотров, дополнительной диспансеризации с целью профилактики развития профессио­нальных заболеваний.

Финансирование мероприятий второго этапа реализации указанной Концепции (2011-2015 гг.) будет осуществляться в пре­делах средств федерального бюджета, бюд­жетов субъектов РФ и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, которые определяются при формировании бюджетов на соответствующие годы.

Результаты анализа статистических све­дений и практика работы государственных инспекций труда свидетельствуют о том, что увеличение относительной численности работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда, является след­ствием сложившейся практики замены в ор­ганизациях системной работы по улучшению условий и охраны труда предоставлением тех или иных компенсаций - чаще всего в виде дополнительных дней к отпуску.

Одним из главных направлений на пути к снижению травматизма и сокращению нера­циональных затрат на охрану труда является повышение эффективности управления охра­ной труда, в т. ч. его экономической составляющей. Задача этого направления - разработка экономи­ческих основ охраны труда, оценка проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда с применением современных методов ис­следований, а также обоснование достаточности и целесообразности расходов на эти цели, с одной стороны, и анализ причиненного ущерба - с другой.

По мнению специалистов МОТ, сложив­шийся в России механизм компенсаций явля­ется одним из серьезнейших препятствий на пути к улучшению ситуации с безопасностью труда. То что работники не всегда стремятся к улучшению условий труда, которое приведет к потере льгот, подтверждают и многие рабо­тодатели, и результаты научных исследований.

Прежде всего важно любыми имею­щимися у нас и заимствованными у наших иностранных партнеров средствами и мето­дами добиться признания работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ. В условиях рыночной экономики эта цель может быть достигнута не путем установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению суще­ствующих, а прежде всего формированием у работодателя четкого понимания, что при­знание приоритета сохранения жизни и здо­ровья работников выгодно для его бизнеса.

В последние годы особое внимание уделя­ется механизму экономического обеспечения целевых программ по улучшению условий и охраны труда, который может быть применен как на корпоративном, муниципальном, так и на федеральном уровне.

При решении задачи обеспечения безопасности работника в процессе трудовой деятельности находят применение различные методы, позво­ляющие создать необходимый уровень безопас­ности. Внедрение дистанционного управления, автоматизации, роботизации и другие мероприя­тия позволяют освободить персонал от работ в опасных зонах. Нормализация условий в рабочей зоне достигается путем исключения опасностей и приведения вредных факторов среды к норма­тивным значениям. Приспособлению работника к соответствующей производственной среде спо­собствуют его обучение и индивидуальная защита. Органам исполнительной власти по труду субъ­ектов РФ целесообразно еще раз внимательно проанализировать свои региональные программы, откорректировать и допол­нить их, с тем чтобы обеспечить решение поставленных задач.

Важнейшими индикаторами и целевыми показателями указанных программ являются:

  • численность пострадавших на производ­стве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих (особое внимание уделяется снижению травматизма среди женщин и молодежи);
  • удельный вес работников, занятых в усло­виях, не отвечающих санитарно-гигиени­ческим нормам;
  • количество работников, занятых на ра­ботах с тяжелым физическим трудом;
  • удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных наруше­ний в области охраны труда;
  • уровень профессиональных заболеваний и др.

Ресурсное обеспечение целевых программ осуществляется за счет финансовых средств, привлекаемых из различных источников. Вопросы обеспечения работ по охране труда трудовыми и материальными ресурсами реша­ются исполнителями мероприятий самостоя­тельно. Собственные средства организаций-участников реализации программ направля­ются главным образом на финансирование работ по созданию средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вред­ных и опасных производственных факторов.

Важным и своевременным является ши­рокое применение в организациях норм меж­дународного стандарта SA8000 (social acco­untability - социальная ответственность). Данный стандарт базируется на принципах 11 Конвенций МОТ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка.

Управление охраной труда, как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в социаль­ном государстве не может рассматриваться изолированно, т. к. она тесно связана с со­стоянием экономики и основных фондов, охраной окружающей среды и техническим уровнем производства, лечебно-профи­лактического обслуживания и обеспечения коллективной и индивидуальной защиты ра­ботающих, а также с уровнем их образования и информационного обеспечения.

О.П. Фролов, 

канд. экон. наук, засл. экономист РФ, 

эксперт журнала "Справочник специалиста по охране труда"

Статья из журнала "Справочник специалиста по охране труда" №6, 2011



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка


    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль