Функции информационных систем в государственном управлении охраной труда

5771
Функции информационных систем в государственном управлении охраной труда
Минтруд России выстраивает многоуровневую электронную систему по управлению профессиональными рисками для обобщения и анализа информации об условиях труда и уровне индивидуального профессионального риска каждого работника в течение всей его трудовой деятельности. Генеральный директор Клинского института охраны и условий труда О. А. Косырев подробно разбирает электронные информационные системы, развиваемые Минтрудом

Минтруд России выстраивает многоуровневую электронную систему по управлению профессиональными рисками для обобщения и анализа информации об условиях труда и уровне индивидуального профессионального риска каждого работника в течение всей его трудовой деятельности. Генеральный директор Клинского института охраны и условий труда О. А. Косырев подробно разбирает электронные информационные системы, развиваемые Минтрудом.

Для реализации государственной политики в сфере охраны труда Минтруд России развивает ряд электронных информационных систем, а именно:

  • сайт Минтруда России;
  • Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда (далее – ЕИСОТ);
  • Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр);
  • автоматизированная система “Профессиональные риски” (далее – АС “Профриски”) (не предназначена для открытого доступа и адреса в Интернете пока не имеет);
  • Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (далее – САКОТ);
  • портал пилотного проекта аттестации рабочих мест по условиям труда ФСС России (далее – Пилотный проект).

Остановимся на указанных ресурсах немного подробнее.

1. Сайт Минтруда России – это не просто “визитная карточка” ведомства с указанием его структуры, планов и программ работ. Это полноценный информационный ресурс, на котором размещены:

  • новостные ленты;
  • банк действующих документов в сфере охраны труда;
  • проекты разрабатываемых нормативных актов;
  • форум, на котором обсуждаются проекты нормативных актов и другие актуальные проблемы в сфере охраны труда. При этом любое обращение в Минтруд России через его сайт является официальным, даже в том случае, если оно подано в электронном виде в рамках форума;
  • полезные ссылки на различные официальные федеральные электронные информационные ресурсы, в т. ч.:
  1. Твиттер Минтруда России;
  2. Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  3. Атлас профессий;
  4. Федеральный портал управленческих кадров;
  5. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей субсидий из федерального бюджета;
  6. информационный портал для инвалидов “Доступная среда”.

2. ЕИСОТ призвана консолидировать все информационные потоки в области охраны труда. Целью данной системы является информационная поддержка работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда, а также работников в выполнении обязанностей в сфере охраны труда.

В настоящее время ЕИСОТ находится на начальном этапе развития – сделан интерфейс, определены основные разделы сайта, а именно:

  • “Актуальная информация”;
  • “Государственное управление охраной труда”;
  • “Нормативные документы в области охраны труда”;
  • “Государственный надзор и контроль”;
  • “Расследование несчастного случая на производстве”;
  • “Общественный контроль”;
  • “Социальное страхование”;
  • “Информация для малого бизнеса”;
  • “Оценка и управление профессиональными рисками”;
  • “Организация службы охраны труда на предприятии”;
  • “Обучение руководителей и специалистов”;
  • “Аттестация рабочих мест по условиям труда”;
  • “Обеспечение средствами индивидуальной защиты”;
  • “Медицинские осмотры”;
  • “Региональная информация”;
  • “Мониторинг условий и охраны труда”;
  • “Аккредитация организаций оказывающих услуги в области охраны труда”;
  • “Саморегулируемые некоммерческие организации в области охраны труда”;
  • “Конференции, выставки, семинары”.

Предполагается, что ЕИСОТ будет развиваться за счет наполнения информацией из регионов – органы по труду каждого субъекта РФ будут размещать в ней свои материалы.

3. Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, – это информационно-контролирующая система, основными функциями которой являются:

  • предоставление информации о компаниях, предоставляющих услуги в сфере охраны труда, на основании которой работодатель может определиться с выбором конкретной организации;
  • контроль за деятельностью аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, со стороны органов власти.

То, что находится в открытом доступе на сайте Реестра, – лишь внешняя часть системы, многое остается “за кадром”. Имеющийся на портале Реестра поисковик позволяет оперативно найти информацию об интересующей компании среди организаций, аккредитованных:

  • на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ);
  • проведение обучения по охране труда;
  • предоставление аутсорсинговых услуг в сфере охраны труда.

При этом область поиска может быть ограничена конкретным регионом или видом деятельности организации.

В Реестре представлена следующая информация об организациях:

  • регистрационный номер в Реестре;
  • дата внесения в Реестр;
  • полное и сокращенное наименование;
  • почтовый адрес и местонахождение;
  • вид оказываемых услуг в сфере охраны труда (область аккредитации);
  • ИНН, дата постановки на учет в налоговый орган;
  • государственный регистрационный номер;
  • основание и дата внесения изменений в Реестр.

Последний пункт особенно важен для работодателей, т. к. в Реестре числятся также и те организации, чья аккредитация приостановлена или изъята. Кроме того, в соответствующей графе Реестра может быть отражена смена названия организации, ее адреса и т. д.

Пользователям необходимо обращать внимание на информационные значки рядом с регистрационным номером организации в Реестре, предупреждающие о наличии изменений:

  • красный “кирпич” и перечеркнутый регистрационный номер организации в Реестре означают, что компания из него исключена;
  • красный восьмиугольник сигнализирует, что аккредитация организации приостановлена;
  • восклицательный знак на желтом треугольнике информирует о том, что в выходные данные организации внесены изменения.

Контрольные функции, выполняемые Реестром, увязаны с АС АКОТ. Предусмотрен алгоритм (программа) их взаимодействия.

4. В 2012 г. ФСС России запустил портал Пилотного проекта по аттестации рабочих мест по условиям труда. Доступ к порталу Пилотного проекта осуществляется с сайта ФСС России (fss.ru).

Пилотный проект предназначен для:

  • сбора, обобщения и анализа результатов АРМ;
  • контроля за выполнением работ по аттестации рабочих мест работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования и культуры, а также медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации.

К настоящему времени Пилотный проект располагает данными по семи субъектам РФ в отношении более 330 тыс. аттестационных карт, около 220 тыс. протоколов, результатов 8678 государственных экспертиз условий труда (далее – ГЭУТ).

Однако доступ к порталу ограничен, поскольку он предназначен для служебного пользования.

Как известно, с 1 января 2012 г. ФСС России учитывает результаты АРМ при установлении скидок и надбавок. Пилотный проект предусматривает алгоритм анализа итогов АРМ, что позволяет:

  • выявлять отставания от графиков проведения АРМ;
  • выявлять отставания от графиков проведения ГЭУТ;
  • оценивать графики проведения АРМ;
  • контролировать качество проведения АРМ на основании результатов ГЭУТ;
  • оценивать эффективность мер, принятых для ускорения процесса проведения АРМ;
  • оценивать качество полученных результатов АРМ.

5. АС АКОТ и АС “Профриски” являются основными составляющими интегрированной национальной системы по управлению профессиональными рисками, о планах по созданию которой говорилось в статье “Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска”, опубликованной в одном из предыдущих номеров журнала*. АС АКОТ и АС “Профриски”, расположенные на ресурсах Минтруда России, имеют разное предназначение и ориентированы на разные категории пользователей.

АС “Профриски” представляет собой совокупность средств автоматизации, баз и банков данных, технологий их ведения и использования. Система рассчитана на то, что в ней будут аккумулироваться данные об индивидуальном профессиональном риске каждого конкретного работника в Российской Федерации, а также об условиях труда на тех или иных рабочих местах.

АС “Профриски” способна обрабатывать информацию о 70 млн работников и 40 млн. рабочих мест. Ежегодно по итогам АРМ в систему будут вводиться новые данные о 7 млн. рабочих мест, сведения о производственном травматизме (не более 200 тыс. случаев) и вновь выявленных профессиональных заболеваниях (не более 50 тыс. случаев).

Основным источником информации для АС “Профриски” будут служить хозяйствующие субъекты (предприятия), в которых в ходе АРМ с привлечением аттестующей организации формируются данные о результатах оценки условий труда и профессиональных рисках работников.

Сведения по итогам АРМ в систему будут заносить аттестующие организации, аккредитованные в установленном порядке и имеющие к ней соответствующий доступ. Одновременно в базу данных АС “Профриски” будут поступать сведения от автоматизированных информационных систем Роструда, Росстата, Роспотребнадзора, ФСС России.

В соответствии с заложенным алгоритмом АС “Профриски” будет систематизировать и обобщать все получаемые данные (в т. ч. аналитические):

  • об условиях труда по результатам АРМ и оценки профессиональных рисков;
  • о компенсациях за работу во вредных условиях труда;
  • о результатах обязательных медицинских осмотров;
  • о профессиональных заболеваниях;
  • о несчастных случаях (на основе информации, содержащейся в Акте о несчастном случае на производстве по форме Н-1).

Также в АС “Профриски” в отношении каждого конкретного рабочего места будут заноситься измеренные и оцененные показатели факторов производственной среды (по шуму, инфразвуку, ультразвуку, общей и локальной вибрации, неионизирующим электромагнитным полям и электромагнитным излучениям, ионизирующим излучениям, освещенности, микроклимату, аэрозолям преимущественно фиброгенного действия, химическим и биологическим факторам, тяжести и напряженности труда), рисков травмирования, класс условий труда.

В 2013 г. ожидается утверждение нормативных документов по методике оценки рисков. Отсутствие официального классификатора опасностей является одной из главных причин, по которой АС “Профриски” пока не запущена. Ориентируясь на подготовленные проекты нормативных документов по методике оценки рисков, можно сделать вывод о том, что система будет аккумулировать данные по следующим опасностям и рискам:

  • механические опасности;
  • электрические опасности;
  • термические опасности;
  • опасность от воздействия животных;
  • опасность от воздействия насекомых;
  • опасность от воздействия растений;
  • опасность утонуть;
  • опасность расположения рабочего места;
  • опасность, связанная с организационными недостатками;
  • опасность пожара;
  • опасность обрушения;
  • опасность транспорта;
  • опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов;
  • опасность от переохлажденной среды;
  • опасность насилия.

Ведение учета в АС “Профриски” будет привязано к конкретному работнику, которому будет присвоен его уникальный личный номер. Вся необходимая информация будет поступать на этот номер без использования Ф.И.О. и других личных данных человека. При смене работы система по номеру сможет отследить, в каких условиях труда он работал на том или ином предприятии. Таким образом, удастся сформировать так называемую карту трудового маршрута, которая позволит узнать, где и в каких условиях работал конкретный россиянин.

Возможно, с помощью данной карты также будет обобщаться информация о наколенных работником дозах вредных веществ. Со временем АС “Профриски” можно будет использовать и при расследовании случаев профессиональных заболеваний, которому могут помочь занесенные в нее данные о результатах оценки условий труда и проведенных медосмотрах.

Правда, пока предполагается, что круг медицинских сведений будет весьма ограниченным: в настоящее время для оценки индивидуального профессионального риска планируется заносить в систему лишь информацию о диспансерной группе здоровья, характеризующей общий показатель здоровья без раскрытия диагноза. Никакой информации медицинского характера и персональной информации хранить в системе не предполагается. Возможно, в дальнейшем АС “Профриски” будет интегрирована с информационными ресурсами Минздрава России в части данных медицинского характера, накапливаемых на амбулаторных картах и т. д.

АС “Профриски” будет работать в режиме “для служебного пользования”. Ее пользователями будут все федеральные органы исполнительной власти, в т. ч. Роструд – инспекторы смогут посмотреть данные по любому предприятию и любому работнику.

На основе полученной информации АС “Профриски” будет выявлять позиции, требующие внимания (повышенные уровни рисков на каком-то предприятии, в регионе, несоответствие отчетов и т. д.), и формировать отчеты для принятия управленческих решений.

АС АКОТ предназначена для контроля за деятельностью аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В настоящее время ее действие распространяется только на аттестующие организации, но в будущем системой планируется охватить также обучающие организации и организации, выполняющие функции службы охраны труда.

Структурно АС АКОТ состоит из нескольких блоков:

  • портал технической поддержки;
  • точки ввода, хранения и валидации информации;
  • аналитический блок (работает на условиях ограниченного доступа, открытого только для органов исполнительной власти).

АС АКОТ работает по следующему принципу. У аккредитованной аттестующей организации устанавливается клиентское оборудование – компьютерная программа, являющаяся частью АС АКОТ. В системе имеется интерфейс, предназначенный для удаленного ввода данных о проведенных аттестующей организацией АРМ. В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок № 342н), каждая аттестующая организация должна заносить в АС АКОТ:

  • сводную ведомость результатов АРМ;
  • сведения об аттестующей организации.

Практика показывает, что пока не все аттестующие организации выполняют данное требование после проведения АРМ. Но у органов власти есть все нормативные основания и полномочия для укрепления исполнительной дисциплины. Одновременно Порядок № 342н обязывает работодателя предоставлять те же сведения на бумажном и электронном носителях в территориальную государственную инспекцию труда. С ее помощью эти сведения попадут в информационную систему Роструда и при необходимости могут быть сверены с данными, занесенными аттестующей организацией в АС АКОТ.

АС АКОТ в автоматическом режиме осуществляет контроль:

  • наличия аттестующей организации в Реестре;
  • наличия испытательной лаборатории в списке аккредитованных лабораторий;
  • лиц, проводивших измерения в определенные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
  • использования средств измерений в различные даты на географически удаленных друг от друга объектах;
  • объемов проведения измерений на одну дату и т. п.

Следует отметить, что АС АКОТ уже выявила несколько фактов предоставления недостоверной информации, в соответствии с которой один и тот же сотрудник или прибор были одновременно задействованы в проведении АРМ в различных регионах. Установлены также случаи нехарактерно большого количества измерений, проведенных в течение одного дня.

Интересно:

АС АКОТ является самообучаемой. Например, когда будет накоплено достаточно информации по классам условий труда на предприятиях различных сфер экономической деятельности, система сможет рассчитать средние показатели и будет реагировать, если условия труда в какой-то организации по результатам АРМ слишком сильно отличаются от среднестатистических (как в лучшую, так и в худшую сторону).

Для развития контрольных функций АС “Профриски” и АС АКОТ в 2013 г. предполагается осуществить модернизацию нормативной базы.

Если заложенный в АС АКОТ алгоритм идентифицирует информацию как неправильное событие, то система подает об этом сигнал: формирует информационное сообщение и направляет его соответствующим органам власти.

Так, Порядок № 342н планируется дополнить обязанностью аттестующей организации подавать в режиме онлайн на ресурсах АС АКОТ информацию о работниках, непосредственно занятых в проведении АРМ (Ф.И.О., страховой номер индивидуального лицевого счета, квалификация, условия занятости), и используемых средствах измерений (заводской номер, номер в государственном реестре средств измерений, сведения о поверке, балансовая принадлежность). Также предполагается установить ответственность за непредоставление данных в АС АКОТ.

Намечается разработка регламента государственной инспекции труда, определяющеего порядок передачи ею данных о результатах АРМ, полученных от работодателя, в АС “Профриски”. Ожидается, что в нее в обязательном порядке будут направляться следующие данные:

  • наименование, общие сведения, коды работодателя;
  • наименование, общие сведения, коды аттестующей организации;
  • сведения о результатах АРМ (количество аттестованных рабочих мест, количество работников, распределение по классам условий труда).

Кроме того, планируется подготовить регламент взаимодействия Минтруда России с Росстандартом, устанавливающий порядок межведомственного обмена сведениями о средствах измерения (наличие в государственном реестре средств измерений, результаты их поверок).

О.А. Косырев,
ген. директор Клинского института охраны и условий труда



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме
    Вопросы по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль