Модернизация законодательства в сфере охраны труда

10836
Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работников в России по-прежнему существенно выше, чем в ведущих странах Европы. При этом не может не беспокоить тот факт, что в стране растет число работников, занятых в условиях, не отвечающих техническим нормам. В настоящее время в базовых отраслях в таких условиях трудятся до 30% работников, т. е. почти каждый третий. Причиной этому служит как естественное старение основных фондов в базовых (в основном в обрабатывающих) отраслях промышленности, так и проводимая с 2008 г. уже по новым критериям аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), позволяющая выявлять больше рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям. Каковы же причины сложившейся ситуации и что предстоит сделать для ее исправления в 2013 г.?

Модернизация законодательства в сфере охраны трудаПо данным Росстата, в течение последних 10 лет в Российской Федерации отмечается ежегодное сокращение производственного травматизма, особенно со смертельным исходом. Однако очевидно, что эта позитивная тенденция связана со снижением роста численности занятых в основных отраслях экономики.

Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работников в России по-прежнему существенно выше, чем в ведущих странах Европы. При этом не может не беспокоить тот факт, что в стране растет число работников, занятых в условиях, не отвечающих техническим нормам. В настоящее время в базовых отраслях в таких условиях трудятся до 30% работников, т. е. почти каждый третий.

Причиной этому служит как естественное старение основных фондов в базовых (в основном в обрабатывающих) отраслях промышленности, так и проводимая с 2008 г. уже по новым критериям аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), позволяющая выявлять больше рабочих мест, не соответствующих нормативным требованиям. Каковы же причины сложившейся ситуации и что предстоит сделать для ее исправления в 2013 г.?

Главная проблема заключается в том, что действующее российское законодательство в сфере охраны труда не соответствует современной экономической модели. Оно формировалось в переходный период и унаследовало ряд норм, которые были актуальны в условиях дорыночной, планово-централизованной экономики. Эти нормы привязаны к конкретным техническим характеристикам технологических процессов конца ХХ века, а все мероприятия по охране труда направлены на компенсацию негативных последствий, а не на предупреждение. Ни собственники, ни предприятия экономически не мотивированы на улучшение условий труда работников и сохранение их здоровья в процессе трудовой деятельности.

Все процедуры по охране труда носят обязательный характер и закреплены в основополагающем документе – Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также в постановлениях Правительства РФ и профильных министерств, других подзаконных актах. Существующая нормативная база играет важную роль в сфере обеспечения безопасности работников, но при внимательном рассмотрении и схематизации соответствующих процедур можно сделать вывод о том, что ни законодательно, ни нормативно они не нацелены на решение главной задачи – сохранение здоровья работника. Другая важная проблема – низкое качество обучения работников по безопасному производству работ, а также дефицит грамотных специалистов по охране труда, что также связано с наличием пробелов в профессиональной подготовке.

Совершенствование системы управления охраной труда заключается в отказе от компенсационной модели и переходе на превентивные подходы, к оценке профессиональных рисков, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда работников. Это очевидно предполагает повышение компетенции специалистов по охране труда.

Реформирование трудового законодательства уже началось и, как ожидается, в обозримой перспективе – через три-четыре года – в России будет выстроена современная рыночная система управления охраной труда на всех уровнях.

В ТК РФ уже введены понятия профессионального риска и управления профессиональными рисками. В государствах Евросоюза и других развитых странах мира уже давно применяется управление профессиональными рисками, и такой подход дает заметные результаты в части снижения уровня травматизма и улучшения условий труда.

Однако при этом следует отметить, что прямое копирование моделей управления рисками, используемых в иных сферах деятельности в России, или международных стандартов по профессиональным рискам представляется не совсем верным. Ведь речь идет об отрасли, формировавшейся в нашей стране десятилетиями и выработавшей определенные подходы для специалистов по охране труда, работодателей, всех тех, кто вовлечен в сферу охраны труда. Поэтому необходимо внимательно проанализировать и творчески переработать отечественный и зарубежный опыт. Предстоит подготовить простые, понятные, нормативно закрепленные решения для всех работодателей и уровней управления.

Представляется, что новые нормативные акты не должны содержать детальные правовые предписания для каждого вида экономической деятельности и каждой отрасли.

Следует выработать ключевые нормы, определяющие алгоритм действий и процедур, которые должны выполнять работодатель и органы власти всех уровней. Необходимо предоставить работодателям возможность, опираясь на стандартизованные процедуры, реализовывать и развивать превентивные подходы в части улучшения условий труда с учетом конкретных условий производства. Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон № 243-ФЗ) в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее – Закон № 167-ФЗ) введена ст. 33.2 “Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года”.

С 2013 г. работодатели обязаны выплачивать дополнительные страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц, которые заняты во вредных и опасных условиях труда и на этом основании имеют право на досрочную трудовую пенсию в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Таким образом, если раньше досрочные трудовые пенсии финансировались за счет общих средств ПФР, то теперь бремя финансовой ответственности перекладывается на работодателей, создающих вредные и опасные условия труда.

Законом № 243-ФЗ установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица:

  • подземные работы, работы с вредными условиями труда, работа в горячих цехах – 4% в 2013 г., 6% в 2014, 9% с 2015 г.;
  • работы с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии, – 2% в 2013 г., 4% в 2014, 6% с 2015 г.

В ходе обсуждения проекта Закона № 243-ФЗ работодатели резонно указывали на то, что если есть “вход” в систему повышенных страховых пенсионных взносов, то должен быть и “выход”. В этой связи в ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ предусмотрен п. 4, согласно которому страхователи (т. е. работодатели) освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

К осени 2013 г. во взаимодействии с представителями работодателей и профсоюзов планируется подготовить федеральный закон о специальной оценке условий труда (далее – Законопроект), который придет на смену ныне действующему порядку проведения АРМ.

В дополнение к существующим нормам, которые будут детализированы и усовершенствованы, предполагается внедрить новые подходы. Минтруд России уже вынес на обсуждение социальных партнеров дорожную карту концепции Законопроекта, впоследствии их вниманию будут представлены его конкретные положения.

Результаты специальной оценки условий труда будут использоваться как для пенсионного регулирования, так и для решения вопросов предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также для реализации прочих процедур, увязанных с конкретными условиями труда на рабочем месте.

В Законопроекте будут затронуты и вопросы государственной экспертизы условий труда, а также требования к организациям, проводящим оценку условий труда. Минтруд России является единственным органом, уполномоченным проводить аккредитацию организаций, оказывающих услуги на рынке оценки условий труда. В настоящее время создан единый общефедеральный реестр аккредитованных организаций. Вместе с социальными партнерами и профессиональным сообществом Минтруд России будет вырабатывать взаимоприемлемые подходы в этой сфере, которые позволят обеспечить качество и достоверность оценки условий труда на рабочих местах.

Социальные партнеры едины в понимании того, что основой управления рисками является оценка условий труда, ключевым моментом которой, в свою очередь, является гигиеническая оценка – блок измеряемых объективно факторов. Это устоявшиеся узаконенные процедуры, методики, которые можно и нужно совершенствовать. При этом, конечно, нельзя умалять значения и забывать о необходимости других процедур, таких как выявление опасностей, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и их эффективности и т. д., которые сегодня являются частью АРМ.

Очевидно, что применять одни и те же процедуры оценки рабочих мест на крупном промышленном предприятии или, например, шахте и в небольшом офисном помещении не совсем правильно. Поэтому предполагается предусмотреть упрощенные процедуры для непроизводственной сферы деятельности и прописать порядок специальной оценки условий труда с различной степенью детализации и финансовой нагрузки для разных отраслей экономики. Это будет ответом государства на запрос бизнес-сообщества.

У социальных партнеров отсутствуют разногласия по вопросу о необходимости поиска обоснованной альтернативы статусно-списочной системы компенсаций, выплачиваемых за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. И хотя нельзя исключать случаи предоставления недостоверных данных, включенных в указанный выше анализ, в целом факт наличия различных условий труда представителей одной и той же профессии на разных предприятиях не вызывает сомнений. Все понимают, что в один момент перейти к новым формам компенсаций и реализации защитных мероприятий на основании оценки реальных условий труда на конкретных рабочих местах не получится, – статусно-списочный подход прочно укоренился в сознании как работодателей, так и работников.

Однако мы рассчитываем полностью отказаться от компенсаций, предоставляемых по спискам, к 2015–2016 гг. Данный процесс будет происходить поэтапно после принятия Законопроекта.


Следует также сказать несколько слов и о других законодательных новациях 2013 г.

Так, сейчас на рассмотрении Правительства РФ находится законопроект о замене сертификации работ по охране труда декларированием. К весне 2013 г. он будет внесен в Госдуму Российской Федерации.

Планируется продолжить работу по ратификации конвенций МОТ, гармонизации российского законодательства с международным. В частности, в ближайшее время в Правительство РФ, а затем и в Госдуму будет внесен законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах (Женева, 6 июня 1995 г.).

Детально изучается вопрос о возможной ратификации Конвенции МОТ № 161 о службе гигиены труда (Женева, 7 июня 1985 г.).

Подготовлен новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Кроме того, Минтруд России направил в Минобразования России проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки по специальности “охрана труда и управление профрисками” (бакалавриат со сроком обучения четыре года). Надеемся, что Минобразования России оперативно проведет необходимые процедуры по его согласованию и утверждению и уже с 1 сентября 2013 г. вузы смогут начать набор студентов.

Переход на современные системы управления охраной труда и процедуры оценки профессиональных рисков будет способствовать увеличению потребности предприятий в квалифицированных специалистах по охране труда, а мы сможем в сжатые сроки их подготовить.

В настоящее время заканчивается разработка широкомасштабной программы подготовки профессиональных стандартов, в рамках которой планируется принять свыше 600 стандартов. В профессиональные компетенции инженеров различных профилей введены требования, предусматривающие наличие знаний по охране труда.

В конце 2011 г. Минздравсоцразвития России разработало и направило в регионы Типовую программу улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации на период 2012–2015 гг. В ней были предложены целевые индикаторы – измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации региональной программы по годам, а также методика оценки ее эффективности. В 2013 г. Минтруд России планирует направить в субъекты Российской Федерации поручение представить свои региональные программы, которые они должны были принять на базе указанной Типовой программы, и будет мониторить ситуацию, связанную с наличием таких программ и выполнением предусмотренных в них мероприятий по улучшению условий труда. Без четко выстроенной вертикали управления охраной труда нам не удастся решить задачи перехода к превентивному подходу в сфере улучшения условий труда и минимизации профессиональных рисков.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В. А. Корж

Материал из Электронной Системы "Охрана труда"

подпишитесь сейчас

Журнал "Справочник специалиста по охране труда" - экспертные материалы и практические руководства!

Модернизация законодательства в сфере охраны труда



Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль