Специальная оценка условий труда. Станет ли работодателям легче?

445
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» прошел непростой путь. Его появление было обусловлено несколькими целями, и одной из главных является стремление улучшить ситуацию с охраной труда в российских организациях. Что положительного стоит ждать от закона и с какими трудностями могут столкнуться работодатели?

На вопросы редакции отвечает Виталий ФЕДИН, Президент СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», член общественного совета Роструда России (Москва).

1. Какие плюсы есть у закона о специальной оценке условий труда?

Во-первых, вместо одной статьи в Трудовом кодексе, посвященной оценке условий труда (то есть аттестации рабочих мест) появился целый Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Это плюс, потому что нормативное правовое регулирование этого вопроса выходит на новый уровень. Российский работодатель привык к тому, что в сфере охраны труда законодательство весьма запутанное. Изменения нацелены на то, чтобы все стало яснее и понятнее.

Во-вторых, большая часть рабочих мест будет оцениваться по упрощенной процедуре. В ходе аттестации абсолютно все рабочие места должны были оцениваться по полному набору критериев. Теперь порядок изменится. На первом этапе эксперт по специальной оценке будет проводить так называемую идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов. То есть сопоставит факторы производственной среды и трудового процесса, имеющиеся на рабочем месте, с теми факторами, которые предусмотрены Классификатором вредных и опасных факторов1.

Если при идентификации не будет выявлено вредных и (или) опасных факторов, то для этих рабочих мест работодатель самостоятельно будет проводить процедуру декларирования. Декларация – это несложный документ, который нужно направить в территориальную Государственную инспекцию по труду. Многие работодатели смогут воспользоваться именно таким упрощенным подходом.

Если вредные и (или) опасные факторы будут выявлены, то придется провести их исследование и измерение.

В-третьих, большой плюс закона о специальной оценке – это изменения в уплате дополнительного тарифа по страховым взносам в ПФР. В настоящее время такие взносы уплачиваются по всем «списочным»2 рабочим местам. После введения в действие нового закона у  работодателей появится возможность снизить размеры или полностью исключить выплату взносов по тем рабочим местам, условия труда на которых являются оптимальными или допустимыми.

Списочные рабочие места

Таким термином называют профессии и должности, а также производства и цеха, где наличии вредных условий труда дает право работникам на сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и досрочную пенсию.

Кроме того, добросовестные работодатели, системно улучшающие условия труда, по-прежнему смогут воспользоваться скидками к страховому тарифу на взносы в ФСС России по обязательному социальному страхованию. В дальнейшем предполагается поставить размер тарифа в зависимость от результатов специальной оценки условий труда.

2. Какие риски для работодателей содержит новый порядок оценки рабочих мест?

Риски возникнут, прежде всего, у тех работодателей, которые захотят использовать спецоценку исключительно как инструмент улучшения финансового состояния организации. Есть соблазн получить такие результаты специальной оценки условий труда, которые позволят всех «списочников» вывести из зоны действия дополнительных тарифов в ПФР и получить максимальные преференции по скидкам в ФСС России.

Однако увязка результатов специальной оценки с пенсионными правами работников гарантирует пристальное внимание к этому вопросу самих работников, профсоюзов, Пенсионного фонда РФ и всей контрольно-надзорной системы государства. Поэтому работодателям надо быть внимательными в этом вопросе.

К рискам можно отнести и вероятность низкого качества специальной оценки. Работодатель может заключить договор с компанией, которая не обладает достаточным для этого уровнем квалификации. На сегодняшний день немногие аттестующие компании умеют оказывать высококачественные услуги по той причине, что у них нет достаточно квалифицированных специалистов или необходимого оборудования, хотя они и получили лицензию.

Поэтому мы рекомендуем уделить особое внимание выбору организации, которая проводит спецоценку. Основой для оптимального выбора должны стать детально проработанные тендерные процедуры, включая максимально подробное техническое задание и требования к контрагенту (опыт, кадровый состав, характеристики испытательной лаборатории и др.).

3. Есть ли уже методика оценки рабочих мест? Чем она принципиально отличается от действовавшей?

Методика есть, но пока она находится на стадии законопроекта.  Основу методики составляют нормы известного документа  – Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Ряд требований был смягчен с учетом международного опыта. В частности, это касается требований к уровню шума и освещенности. Будет несколько по-иному определяться напряженность труда. Этот инструмент будет ориентирован в первую очередь на тех, кто занят операторскими функциями. Напряженность труда не будет фактором вредности у руководящего состава, как это было ранее. Он не будет приниматься во внимание при определении класса условий труда. Никаких правовых последствий от наличия напряженности труда у управленцев не будет.

Появятся особенности оценки условий труда у некоторых категорий работников. Но в целом процедура специальной оценки рабочих мест будет во многом схожа с процедурой аттестации.

4. Станет ли работодателям проще, или закон только усложнит их положение?

На мой взгляд, изменения в целом облегчат жизнь работодателям. Нормативная база станет более проработанной. Значительная доля рабочих мест (в основном офисных) уйдет в процедуру декларирования. Проще станет малому бизнесу и частично средним предприятиям.

Работодатели производственного сектора экономики вряд ли испытают облегчение, так как повысятся требования к качеству оценки.  Но с другой стороны, основу специальной оценки составляют процедуры, знакомые по аттестации рабочих мест. Поэтому отчаиваться не стоит.

5. Какие положения закона потребуют дальнейшей доработки?

Сложно вспомнить какой-нибудь идеальный российский закон. Правоприменительная практика в течение первого года действия закона выявит все узкие места. Единственная явная трудность – это неопределенность переходного периода. Работодателю в 2014 году будет непросто выполнять требования нового закона:

  • многие аттестующие не готовы к предоставлению качественной услуги;
  • вряд ли появится утвержденная подзаконная нормативная база в самом начале действия изменений;
  • внутренняя работа в компаниях по оценке условий труда еще не выстроена, как того требует новое законодательство.

Но надеемся, что работодатели смогут работать эффективнее, следуя новым нормам закона. Мы, со своей стороны, постараемся оказать им поддержку в этом вопросе.

Беседу провел шеф-редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно» Алексей СУТЯГИН.


1 Классификатор вредных и опасных факторов должен быть утвержден Минтрудом России.
2 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 и постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Программа мероприятий по охране труда (образец).doc
Доступно только подписчикам
  • ФЗ «О специальной оценке условий труда».doc


Ваша персональная подборка
    Рекомендации по теме

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль