Какую ответственность несет работодатель в случае нарушения правил безопасности при организации ремонта автотранспортных средств, а также водитель, допустивший подобные нарушения?

3133

Вопрос

Какую ответственность несет работодатель в случае нарушения правил безопасности при организации ремонта автотранспортных средств, а также водитель, допустивший подобные нарушения?

Ответ

Предлагаем рассмотреть конкретный случай.

Водитель И., работавший у индивидуального предпринимателя П., производил ремонт своей автомашины - самосвала КамАЗ на базе хранения и ремонта автотранспортной техники. На ее территории расположен бокс-мастерская по ремонту автомобилей. Ремонтируемый самосвал КамАЗ стоял перед воротами мастерской по ремонту автомобилей.

В процессе ремонта водителю И. необходимо было установить телескопический гидроцилиндр, для чего следовало поднять кузов самосвала. В 14.30 водитель И. попросил экскаваторщика Ш., работавшего на экскаваторе АТЛАС 1404 (производство Германия), на стреле которого был установлен стационарный грузовой крюк, оказать ему помощь в установке гидроцилиндра. Для этого на горизонтальной части кузова автомобиля, защищающего кабину водителя, они сверху приварили изогнутую металлическую скобу длиной 32,5 см, шириной 2,0 см, толщиной 5 мм, за которую зацепили крюк цепного троса, закрепленного на стационарном крюке стрелы экскаватора.

Приподняв кузов стрелой экскаватора на высоту 1,2-1,5 м, водитель самосвала И. подложил подготовленные заранее два бруса, один на другой, ближе к задней части автомобиля и дал команду на опускание кузова. Опустив кузов на брусья, он произвел отстроповку крюка цепного троса от приваренной петли.

С помощью того же цепного стропа водитель самосвала И. зацепил на удавку гидроцилиндр, установил его на нижнее посадочное место и закрепил болтами. После этого он поднялся на крышу кабины самосвала и вновь застропил кузов за приваренную скобу, попросив одного из работников продублировать его команды экскаваторщику.

Приподняв кузов, водитель самосвала И. вытащил страховочные брусья и стал между кузовом и кабиной, направляя гидроцилиндр в верхнее посадочное место. В этот момент приваренная на кузове скоба оборвалась, и кузов рухнул на незакрепленный гидроцилиндр и водителя И., причинив ему смертельную травму.

При расследовании несчастного случая установлено, что водитель самосвала КамАЗ И. допущен частным предпринимателем П. к выполнению ремонтных работ, т. е. в качестве слесаря по ремонту машин, без обучения, проверки знаний требований охраны труда и стажировки на рабочем месте по данному виду работ.

У индивидуального предпринимателя П. отсутствует контроль за соблюдением работниками требований охраны труда.

В нарушение пп. 2.1.1.2 и 2.1.1.17 Правил установка гидроподъемника самосвала КамАЗ производилась не в специально отведенном месте (посту), оснащенном специальным оборудованием и приспособлениями, а на территории базы. При этом вместо подъемно-транспортных механизмов использовался экскаватор.

Водитель самосвала И., не имеющий навыков выполнения работ по установке гидроцилиндра, не установил дополнительный упор, предотвращающий самопроизвольное опускание или падение кузова при обрыве скобы, стропа и т. д.

Использованные в качестве упоров деревянные брусья при установке гидроцилиндра на нижнее посадочное место были убраны, никакие дополнительные упоры больше не применялись. Нарушены требования Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РМ-027-2003, утв. постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28 по следующим позициям:

Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния АТС производятся в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимым оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

При снятии и установке деталей узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг женщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг женщинами (более двух раз в час) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами.

Не допускается:

  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза и установки дополнительного упора...

Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.

На бортах автомобиля-самосвала должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись "Не работать без упора под поднятым кузовом", а автомобиля-самосвала КамАЗ - "Не работать под поднятым кузовом, не установив стопор".

Профессиональная подготовка и обучение по охране труда, проверка знаний работников должны производиться в соответствии с действующими нормативными актами.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.

Каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе.



Ваша персональная подборка

    Школа охраны
    труда

    Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

    Живое общение с редакцией




    Рассылка

    © 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

    Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

    Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Зарегистрируйтесь и продолжите чтение!

    Вы находитесь на первом профессиональном сайте для специалистов по охране труда. Здесь Вы найдете актуальные новости и статьи про трудовое законодательство.

    Ваш подарок при регистрации: набор плакатов по охране труда, которые можно распечатать и повесить в офисе!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль