Работа крана вблизи лэп

6295

Вопрос

Производство работ стреловыми кранами в охранной зоне ЛЭП связано с опасностями (рисками) соприкосновения вращающихся частей крана (стрелы, гуська, стропов и т. п.) проводов ЛЭП, находящихся под высоким напряжением и травмированием работающих. Каковы же основные причины группового несчастного случая при работе автомобильного крана вблизи ЛЭП?

Инженер по охране труда, Кемеровская обл.

Ответ

Основные требования безопасности при работе стрелковых кранов изложены в Правилах по промышленной безопасности, СНиП, инструкциях по охране труда, руководствах по эксплуатации кранов и других нормативных и эксплуатационных документах.

Нарушения требований безопасности при работе стреловых кранов руководителями, специалистами, персонально обслуживающими краны, приводят к одиночным и групповым несчастным случаям с тяжелыми последствиями.

Групповой несчастный случай произошел при работе автомобильного крана в ООО "…" на строительстве новой ЛЭП 220 кВ, которая пересекает действующую ВЛ 110 кВ в районе подстанций (ПС) П... - Д... Владелец ВЛ 110кВ, выполненной на деревянных опорах портального типа, - Западные электрические сети. Расстояние от провода ВЛ 110 кВ до земли на месте происшествия (пролет) составляет 8,7 м. ВЛ 220 кВ Е... - СТЗ выполнена на металлических опорах, подвешен провод АС 400/51. Под местом пересечения двух ВЛ проходит полевая автодорога.

В день происшествия утром на прорабский участок в пос. К… поступило сообщение о направлении к ним трала с бульдозером и навесным тракторным оборудованием (отвал). Механик участка выдал путевой лист крановщику. По прибытии трала, после 15 ч, прораб дал распоряжение крановщику разгрузить бульдозер и отвал на площадку к анкерной опоре №65 ВЛ 220 кВ Е... - СТЗ. Прораб, являясь лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, не указал точнее место установки крана, не провел инструктаж на рабочем месте, не выдал крановщику наряд-допуск. Для разгрузки, по данному распоряжению, вместе с крановщиком были направлены машинист бульдозера, бригадир электромонтеров-линейщиков и два электромонтера-линейщика. Для строповки грузов не назначены стропальщики.

Прибыв на место пересечения двух ВЛ, крановщик самовольно выбрал место установки крана в охранной зоне действующей линии ВЛ 110 кВ ПС П… - ПС Д…. Для производства разгрузочных работ он заблокировал приборы безопасности путем механической блокировки отключающего электрозолотника и начал разгрузку отвала без лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Строповку отвала осуществил бригадир электромонтеров-линейщиков. После того, когда груз (отвал) был опущен на землю, крановщик начал разворачивать стрелу крана, чтобы уложить стропы на неповоротную платформу крана, не снимая их с крюковой подвески. При повороте стрелы, из-за слепящего солнца, крановщик потерял из вида крайний провод ВЛ 110 кВ, когда стрела крана приблизилась к нему на расстояние около 1,5 м (безопасное расстояние от частей крана или груза в любом их положении до ближайшего провода ВЛ 110 кВ составляет не менее 4 м). В этот момент произошел пробой воздушного промежутка (электродуга) между крайним проводом ВЛ 110 кВ и грузовым канатом стрелы автокрана. Один из электромонтеров-линейщиков и их бригадир в момент пробоя укладывали стропы 4СК-6,3 на неповоротную платформу, держа их руками. В результате прохождения тока от провода ВЛ по крану, по грузовому канату и стропу рабочие получили электротравмы различной тяжести.

Электромонтер-линейщик получил электротравму с ожогом правой кисти, правого предплечья и правой стопы II-IIIа степени, до 1% площади, относящуюся к категории легких травм, бригадир получил электротравму с ожогоми II-IIIа степени, до 30% площади, относящуюся к категории тяжелых травм.

Основные причины группового несчастного случая:

  • выполнение работ автокраном в охранной зоне ВЛ без наряда-допуска с письменного разрешения владельца ЛЭП;
  • прораб, являясь лицом, ответственным за безопасное производство работ, конкретное место и порядок складирования грузов, не провел инструктаж по охране труда при производстве работ краном, не контролировал выполнение крановщиком и рабочими требований производственных инструкций;
  • самовольная установка крана крановщиком на участке работ вблизи ЛЭП;
  • эксплуатация крана с выведенными из строя приборами безопасности (ограничителя рабочих движений для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи и координатной защиты) путем блокировки отключающего электрозолотника;
  • неудовлетворительная организация производства работ краном в охранной зоне ЛЭП;
  • допуск к строповке груза рабочих необученных в качестве "стропальщиков";
  • на предприятии не организован и не осуществляется производственный контроль за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

Допущены нарушения следующих правовых и нормативных актов, правил безопасности и других нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст. 11: "Организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ". ООО "..." как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, не организовала и не осуществляла производственный контроль за соблюдением требований безопасности при работе автомобильного крана в охранной зоне ЛЭП.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ ст. 212: "Работодатель обязан обеспечить: недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда". В данном случае к работе по обслуживанию крана допущены работники, не обученные в качестве стропальщика, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда на рабочем месте.

3. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98:

"9.5.17. При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи". В организации наряд-допуск на производство работ в охранной зоне ЛЭП крановщику не выдан, разрешение организации, эксплуатирующей ЛЭП, не выдавалось.

4. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования безопасности", утв. постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80: "4.11.2. Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю (прорабу, мастеру, менеджеру и т. п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работ обязан ознакомить работников с мероприятием по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске". Здесь же прораб, руководитель производства работ краном не получил наряд-допуск на работу крана в охранной зоне ЛЭП и перед началом работы не ознакомил работников с мероприятиями по безопасности с отражением инструктажа в наряде-допуске.

5. Типовая инструкция для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами. РД 10-34-93, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 30.05.2001 № 19: "2.3. При работе стреловых кранов вблизи линии электропередачи лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно: указать крановщику место установки крана для выполнения работ; организовать работу в соответствии с проектом, технологической картой и нарядом-допуском; обеспечить выполнение мероприятий по безопасному ведению работ, указанных в наряде-допуске; проинформировать крановщика или оператора и стропальщиков (под расписку в наряде-допуске) о мерах безопасности при работе крана вблизи линии электропередачи; при каждой перестановке крана проверить правильность его установки, выполнение мероприятий, изложенных в наряде-допуске, и выдать разрешение на работу крана с записью в вахтенном журнале; постоянно (не отлучаясь с места ведения работ) контролировать соблюдение крановщиком или оператором и стропальщиками мер безопасности".

В организации лицо, ответственное за безопасное производство работ краном, не указал место установки крана, крановщик выбрал самостоятельно. ППР не разрабатывался, наряд-допуск крановщику не выдавался. Крановщик о мерах безопасности при работе вблизи ЛЭП не информировался. Правильность установки крана не проверялась, разрешение на его работу с записью в вахтенном журнале не выдавалось. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранам, на месте производства работ отсутствовало.

6. Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных). РД 10-74-94, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.12.2001:

«3.17. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами). 3.22. Крановщик не должен приступать к работе, если лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, не обеспечило выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана и не сделало следующую запись в вахтенном журнале: "Установку крана на указанном мною месте проверил. Работу разрешаю" (дата, время, подпись)». В данном случае крановщик без разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, установил кран в охранной зон ЛЭП, принудительно вывел из строя приборы безопасности и производил работы. Крановщик не имел на руках наряд-допуск и письменного разрешения на работу крана, записанного в вахтенном журнале.

Таким образом, групповой несчастный случай на производстве с тяжелым исходом стал возможен в результате нарушений руководителями ООО "…" федеральных законов, правил безопасности и других нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности.

В организации не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации автомобильных кранов. К обслуживанию крана в качестве стропальщиков допускались необученные рабочие, технологические карты на выполнение краном погрузочно-разгрузочных работ не разработаны.

Прораб, лицо, ответственное за безопасное производство работ, не выдал крановщику наряд-допуск, не указал место установки крана, не провел инструктаж (не ознакомил с мерами безопасности рабочих), выдал устное задание крановщику разгрузить оборудование и покинул место производства работ краном.

Крановщик автомобильного крана самовольно установил и работал краном с выведенными из строя приборами безопасности (ограничителя рабочих движений для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи и координатной защиты), путем блокировки отключающего электрозолотника, вблизи линии ВЛ без наряда-допуска и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.



Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией




Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль