text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511 98 64 Звонок бесплатный!
Справочник специалиста по охране труда

Как платить за НВОС?

  • 12 марта 2018
  • 1682

Вопрос

На основании каких законодательных документов (ФЗ, приказов, Постановлений, методических инструкций и т.д.) производят плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Ответ

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913.

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Иностранные организации, которые ведут бизнес в России, тоже должны перечислять плату за загрязнение окружающей среды. Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Плату за загрязнение окружающей среды также обязаны перечислять региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Региональные операторы пока есть не во всех субъектах РФ. До тех пор, пока их не назначат, плату должны вносить организации и предприниматели, которые ведут специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Они соответствуют статусу оператора (ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, ст. 1 и 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 г. № АС-06-02-36/3591).

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды

Организации и предприниматели не перечисляют плату за загрязнение окружающей среды, если ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Категории опасности присваивают специалисты Росприроднадзора при регистрации объектов в государственном реестре. Новый объект нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Чтобы узнать категорию опасности по старым объектам, обратитесь в Росприроднадзор.

Это указано в пункте 1 статьи 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255, пункте 6 Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 и письмах Росприроднадзора от 21 февраля 2017 г. № АС-06-02-36/3591, от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354.

Внимание: если, кроме объектов IV категории опасности, у организации есть объекты других категорий, платить надо за все объекты, в том числе и за объекты IV категории.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование и т.п.

Росприроднадзор контролирует, насколько правильно рассчитывают плату и как своевременно ее вносят. Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255.

Как встать на учет в органах Росприроднадзора для перечисления платы за НВОС

Организация, которая эксплуатирует объекты негативного воздействия на окружающую среду с категорией опасности I–IV, обязана зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Для этого она должна подать туда заявку по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554. Заявку составляют отдельно по каждому «негативному» объекту (п. 17-19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572). Сформировать заявки можно на бумаге или в электронном виде на сайте Росприроднадзора. Методические рекомендации по заполнению заявок есть в приложении к Приказу Росприроднадзора от 24 ноября 2016 г. № 756.

Объекты негативного воздействия, которые не относятся к I–IV категории опасности, на учет в Росприроднадзоре не ставят. Например, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но нет других видов загрязнений, то такой объект регистрировать не нужно (письмо Росприроднадзора от 21 февраля 2017 г. № АС-06-02-36/3591).

Срок подачи заявок – шесть месяцев с начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). За нарушение этого срока Росприроднадзор выпишет штраф по статье 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Размер штрафа:

  • от 30 000 до 100 000 руб. – для организаций;
  • от 5000 до 20 000 руб. – для руководителя.

Подать заявку можно через личный кабинет на сайте Росприроднадзора.

Росприроднадзор зарегистрирует объект негативного воздействия в течение 10 рабочих дней (п. 2 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Свидетельство о постановке на учет вышлют на бумаге или в электронном виде. Форма свидетельства установлена письмом Росприроднадзора от 1 сентября 2016 г. № АС-03-00-36/17836. Такой порядок следует из пункта 1.7 уведомления Росприроднадзора от 25 ноября 2016 г. и писем Минприроды России от 28 октября 2016 г. № 12-50/8692-ОГ, Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354.

Виды негативного воздействия

Плату взимают за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

Это указано в статье 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913. Плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (письма Минприроды России от 23 июля 2015 г. № 02-12-44/17039, от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Все организации, у которых на балансе есть автомобили или другие транспортные средства, освобождены от платы за НВОС.

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за выбросы в атмосферный воздух возникает у организаций независимо от вида деятельности. Определяющий фактор – негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Это следует из статей 16, 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Правила регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572.

Внимание: начиная с отчетности за 2016 год в территориальные отделения Росприроднадзора нужно сдавать декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Это указано в пункте 5 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Загрязнение водных объектов

Если у организации есть сточные воды, она обязана вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Сточные воды сбрасывают в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913).

С 1 июля 2015 года порядок расчетов изменился. Теперь организации, которые сбрасывают загрязняющие вещества в централизованные системы канализации, должны вносить плату за загрязнение. Раньше плата за загрязнение входила в стоимость услуг водопроводно-канализационных служб, которые сбрасывали стоки непосредственно в водные объекты.

Абоненты канализационных систем должны самостоятельно вносить плату за загрязнение водных объектов. К таким абонентам относятся организации, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

  • организация ведет деятельность, связанную с производством или переработкой продукции;
  • организация заключила или обязана заключить договор водоотведения в соответствии с частью 8 статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ;
  • организации принадлежат на праве собственности или на другом законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения;
  • организации установили нормативы допустимых сбросов вредных веществ.

Для остальных организаций сохраняется прежний порядок. Плату за загрязнение они должны перечислять коммунальным службам в составе платежей за услуги. Такой порядок следует из части 1 статьи 28 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 и письма Росприроднадзора от 20 февраля 2015 г. № ОД-06-01-31/2606.

Внимание: в настоящее время на платежи за негативное воздействие на окружающую среду через централизованные системы водоотведения наложен временный запрет. Он будет действовать до 1 января 2019 года (Закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ).

Если организации сбрасывают сточные воды, которые не соответствуют требованиям, они обязаны компенсировать водоканалам расходы на нейтрализацию негативного воздействия сбросов на централизованные системы канализации. Об этом сказано в разделе VII Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

Размещение отходов

Если в процессе деятельности организации появляются вещества или предметы, которые нужно удалять, она обязана вносить плату за размещение отходов. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении или захоронении.

К отходам производства и потребления относят вещества или предметы, которые образовались в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и которые необходимо удалить. Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Право собственности на отходы определяют в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, ст. 136 ГК РФ).

При оплате по договору на вывоз мусора организация оплачивает только затраты, связанные с вывозом мусора, но не платит за загрязнение окружающей среды. Поэтому договор со специализированной организацией на вывоз мусора не освобождает собственника отходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Организация может передать право собственности на свои отходы специализированной организации, например полигону. Но это не обязывает специализированную организацию рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. Плательщиком сбора все равно будет организация, в результате деятельности которой образовались отходы (п. 1 ст. 16.1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Аналогичные выводы содержит письмо Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099.

Экологические платежи в строительстве

Экологические платежи перечисляют организации, которые ведут на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием (абз. 7 ст. 3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255). Если организация своевременно не перечислит плату за загрязнение окружающей среды, ей грозит административный штраф.

Плательщики экологических сборов – это природопользователи, хозяйственная деятельность которых наносит вред окружающей среде. В строительстве к таким природопользователям относят подрядчиков или застройщиков, которые выполняют работы своими силами (ч. 4 ст. 4 Закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, ст. 751 ГК РФ). При этом не имеет значения, кто является инициатором строительства – собственником объекта.

Объект, который построили, включают в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, только после того, как его введут в эксплуатацию. Для этого в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию в Росприроднадзор нужно подать заявку.

Экологический сбор

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж, который установлен статьей 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (письмо Минфина России от 13 апреля 2015 г. № 03-02-07/1/20823). К плате за загрязнение окружающей среды экологический сбор отношения не имеет.

Экологический сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты потребительских свойств нужно утилизировать. От уплаты сбора освобождены производители и импортеры, которые самостоятельно утилизируют отходы. Это следует из положений пункта 7 статьи 24.2 и пункта 2 статьи 24.5 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Правила взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073.

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

Сумма экологического сбора = Ставка экологического сбора × Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России,
либо масса упаковки, использованной для производства такого товара
× Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

Переплаченный экологический сбор можно вернуть или зачесть. Заявления о зачете и возврате утверждены приказом Росприроднадзора от 22 августа 2016 г. № 489. Организации вправе провести сверку расчетов по экологическому сбору. Для этого подайте заявление в территориальное отделение Росприроднадзора.

Ставки экологического сбора для каждой группы товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284. Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р.

Расчет составьте по форме, которая утверждена Приказом Росприроднадзора от 22 августа 2016 г. № 488, и сдайте в территориальное отделение Росприроднадзора в срок, установленный для уплаты экологического сбора. К расчету приложите копии платежек по сбору. Это следует из положений пунктов 6, 7 и 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073.

Читайте также:

Рекомендации по теме
Школа охраны труда
Проверь свои знания и получите удостоверение по охране труда
Запишитесь прямо сейчас
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать
Извините, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по охране труда и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей.
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Статья станет доступна после регистрации
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению материала прямо сейчас..

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Контент станет доступен после регистрации
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.