Получите квартиру за подписку! Узнать подробнее >>>
Справочник специалиста по охране труда

Как правильно производить замеры производственного контроля на рабочих местах водителей, чтобы избежать сезонного несоответствия?

  • 28 января 2019
  • 2

Вопрос

Как производить замеры на рабочих местах водителей-экспедиторов в их машинах в рамках программы производственного контроля, чтобы избежать несоответствий? Дело в том, что в холодное время года машины стоят до выезда в рейс на холоде. В жаркое время года машины стоят до выезда в рейс на солнцепеке. Возможность поставить машину в гараж нет. Из-за этого появляются постоянное несоответствие в протоколах замеров. При этом водители-экспедиторы ездят зимой в кроссовках, так как им жарко. Летом они открывают форточку.

Ответ

Измерения температуры воздуха внутри АТС производят непосредственно перед началом движения. Во время движения рекомендуется производить измерение температур через каждые 5 мин. Проводят не менее трех измерений.

Требования к рабочему месту водителя регламентируются следующими документами:

ГОСТ 30593-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны"

ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 33554-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний"

ГОСТ Р 53828-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Система обеспечения микроклимата. Технические требования и методы испытаний

Извлечение:

«6.10.1. Измерения температуры воздуха внутри АТС производят непосредственно перед началом движения. Во время движения рекомендуется производить измерение температур через каждые 5 мин.

6.10.2. Испытания прекращают при достижении установившихся температур воздуха внутри АТС, т.е. когда температура во всех зонах окажется по результатам трех последних измерений практически постоянной, т.е. отклонения не будут превышать 1 K (1 °C), с одновременной фиксацией температур при достижении контрольного времени.

6.10.3. Скорость воздушных потоков внутри АТС измеряют в течение цикла испытаний не менее трех раз.

6.10.4. Относительную влажность воздуха внутри АТС (при испытании систем кондиционирования) измеряют в конце испытаний при достижении установившихся температур воздуха.

6.10.5. Измерение температуры воздуха на выходе из каналов отопления и кондиционирования осуществляют в процессе испытаний не менее трех раз.

6.10.6. Измерение температуры ограждающих поверхностей осуществляют в конце испытаний.

6.10.7. Измерение параметров наружного воздуха (температуры, скорости и относительной влажности) осуществляют на высоте (1500 +/- 50) мм от поверхности дороги вдали от окружающих объектов, в начале и в конце испытаний».

Также, в пункте 1.1 "ПОТ РМ-008-99. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)" (утв. Постановлением Минтруда России от 07.07.1999 № 18) (ред. от 21.04.2011) указано, что «Системы вентиляции, отопления, кондиционирования, средства теплоизоляции должны обеспечивать поддержание в кабине (салоне) транспортного средства параметры микроклимата, не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения транспортного средства с прогретым двигателем».

Подробности в материалах Системы Охрана труда:

ГОСТ 30593-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Извлечение:

4.2.2 Производительность системы отопления и эффективность теплозащитных свойств кузова должны быть достаточными, чтобы обеспечить в зависимости от исполнения ТС тепловые условия в обитаемом помещении в соответствии с приведенными в таблице 1.

Таблица 1

Требования к параметрам тепловой среды в обитаемом помещении
транспортного средства при работе системы отопления

Регламентируемая зона обитаемого помещения Категория транспортного средства
M1, N M3, класс I M2, M3, классы A и II; специализированные пассажирские транспортные средства M2, M3, классы B и III
Исполнения ТС
У УХЛ и ХЛ У УХЛ и ХЛ У УХЛ и ХЛ У УХЛ и ХЛ
Значения температур, °C, не ниже:
Зона ног водителя 18 16 18 16 18 16 18 16
Зона пояса водителя <1> 12 10 12 10 12 10 12 10
Зона головы водителя 12 10 12 10 12 10 12 10
Время достижения температур с начала движения, мин 15 20 20 30 20 30 20 30
Значения установившихся температур, °C, не ниже:
Зона ног пассажира (члена экипажа) 20 18 - 0 - - 22 <5> 20
на переднем ряду сидений
Зона пояса пассажира (члена экипажа) 20 18 15 <2> (сидящий); 12 <3> (стоящий) 10 <3> 20 <4> 18 <4> 22 <5> 20 <5>
для спального места (при наличии)
Зона головы сидящего пассажира (члена экипажа) - - - - 22 20 22 <5> 20 <5>

<1> Требование не распространяется на места, оснащенные электроподогревом или эквивалентным по действию подогревом подушки сиденья.

<2> Допускается снижение температуры до 12 °C на сиденьях, расположенных непосредственно за входной дверью.

<3> Допускается снижение температуры до 10 °C (для ТС в исполнении У) и 8 °C (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) в зоне накопительной площадки ближе 1 м от входной двери.

<4> Допускается снижение температуры до 18 °C (для ТС в исполнении У) и 15 °C (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) на сиденьях, расположенных непосредственно за входной дверью.

<5> Разброс между установившимися температурами воздуха в контрольных зонах (зоны ног, пояса и головы пассажира (члена экипажа)) салона не должен превышать 5 °C. При этом не учитывают повышение температур в локальных зонах, прилегающих к внешним поверхностям отопителей и их воздуховодов, и в зонах, в которые непосредственно направлен поток нагретого воздуха.

4.2.3 Приведенные в таблице 1 тепловые условия должны быть обеспечены при температуре внешней среды минус 25 °C (для ТС в исполнении У) и минус 50 °C (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) и достигаться при скорости (подвижности) воздуха в зоне головы и пояса водителя (экипажа) и пассажиров не более 0,6 м/с. Допускается повышение скоростей (подвижности) воздуха в указанных зонах до 1 м/с в течение первых 10 мин (для ТС в исполнении У) и 15 мин (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) после начала движения.

Главный редактор

Татьяна Чиркина - Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

В установившемся режиме движения температура воздуха в зоне ног водителя должна быть выше температуры воздуха в зоне головы водителя на (3 - 10) °C.

4.2.4 Конструкция системы отопления, а также кузова ТС должна исключать возможность проникновения в обитаемое помещение нерегулируемых потоков наружного воздуха, например через уплотнения кузова (окон, дверей, люков) и технологических отверстий, а также места сопряжения элементов конструкции.

Для ТС категории M3 класса I допускается наличие неплотностей в зонах шарниров и в зонах прилегания верхней и нижней кромок пассажирских дверей соответственно к кузову и полу (ступеньке) при условии, что потоки наружного воздуха, проникающие через указанные неплотности, не достигают зон дыхания пассажиров, располагающихся на сиденьях за соответствующими дверями.

4.2.5 Температура любой части системы отопления, с которой могут соприкоснуться водитель (экипаж) и пассажиры в эксплуатационных условиях движения, не должна превышать 70 °C для металлических поверхностей и 80 °C для поверхностей из других материалов или с неметаллическим покрытием.

4.2.6 Температура нагретого воздуха, подаваемого в обитаемое помещение, измеренная в центре выходного отверстия, не должна превышать 150 °C.

4.2.7 ТС, в отношении которых подтверждено соответствие требованиям [2], а также ТС с системами отопления, использующими тепло охлаждающей жидкости двигателя (или жидкости аналогичного типа, если контур системы отопления не связан с контуром системы охлаждения двигателя), считаются соответствующими 4.2.5 и 4.2.6.

4.2.8 При отключенной системе отопления температура нагрева любого элемента или любого участка поверхности внутри обитаемого помещения из-за остаточного влияния теплоносителя или тепловыделений двигателя и других агрегатов и систем ТС не должна превышать 30 °C.

Читайте также:

Рекомендации по теме
Школа охраны труда
Проверь свои знания и получите удостоверение по охране труда
Запишитесь прямо сейчас
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты

Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по охране труда и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению материала прямо сейчас..

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или зарегистрируйтесь через социальные сети
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.