Как осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ по Охране Труда?

5258

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Как осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ по Охране Труда?

Ответ

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права регламентируется главой 57 Трудового кодекса РФ.

По вопросу, касающемуся защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, см. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Статья 353 ТК РФ. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1. Статья в общем виде устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В частности, в соответствии с действующими федеральными и иными нормативными правовыми актами, включая положения комментируемой и других статей гл. 57 ТК РФ, полномочия по осуществлению от лица государства надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены как на органы надзора и контроля общей компетенции (органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), так и на специализированные федеральные органы исполнительной власти, создаваемые исключительно для осуществления надзора и контроля в установленной сфере деятельности.

2. В структуре федеральной исполнительной власти специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на осуществление функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является Федеральная служба по труду и занятости (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, а также постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно через свои специализированные территориальные органы по надзору и контролю в установленной сфере деятельности (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации), образуя вместе с ними единую централизованную систему государственных органов, осуществляющую государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – федеральную инспекцию труда.

3. Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций надзора и контроля в установленной сфере деятельности. К этим органам, в частности, относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

От лица государства контроль за соблюдением трудового законодательства указанными органами ведется по отношению к состоящим в их ведении организациям. Осуществление данной функции является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, наделенных специальными полномочиями по предъявлению работодателям обязательных для исполнения требований и привлечению должностных лиц, виновных в допущенных правонарушениях, к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Порядок организации и осуществления указанными органами контрольной деятельности определяется решениями соответствующих органов исполнительной власти, уставами муниципальных образований.

5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении надзорной деятельности должностные лица органов прокуратуры вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном нарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).

В случае установления факта нарушения трудовых прав граждан прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий указанные права граждан, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо вносит в орган или должностному лицу, полномочным устранять допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Статья 355 ТК РФ. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда.

1. В статье сформулированы и регулируются основные принципы деятельности (ч. 1) и задачи (ч. 2) федеральной инспекции труда.

2. Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека – один из общепризнанных принципов международного права, закрепленный в разработанных в рамках ООН в таких важнейших международных соглашениях о защите прав и свобод человека, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, в конвенциях МОТ, а также в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, ратифицированной Федеральным законом от 04.11.95 № 163-ФЗ «О ратификации Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека», и ряде других международных соглашениях и договоров.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основывается также на положениях ст. 18 Конституции РФ о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл и содержание законов, а также деятельность всех органов законодательной и исполнительной власти включая федеральную инспекцию труда.

3. В соответствии с общеправовым принципом законности федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами. Неукоснительное соблюдение должностными лицами федеральной инспекции труда законов и иных нормативных правовых актов, в т. ч. определяющих их правовой статус, является необходимым условием при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности в сфере труда. Исполняя возложенные функции и полномочия, должностные лица федеральной инспекции труда не вправе выходить за пределы предоставленной им компетенции.

Оценка действий должностных лиц федеральной инспекции труда осуществляется исключительно с учетом соблюдения ими требований законодательства.

4. Объективность как принцип деятельности федеральной инспекции труда непосредственно связана с принципом законности и призвана исключить предвзятое отношение как к работодателю, так и к работнику. Оценка правомерности действий контролируемых работодателей и работников должна осуществляться должностными лицами федеральной инспекции труда исключительно на основе главного объективного критерия – соответствия их требованиям законодательства с учетом конкретных обстоятельств, в которых данные действия совершены.

Принцип объективности требует от должностных лиц федеральной инспекции труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. При этом недопустимо их поверхностное, формальное, некритичное отношение к полученным материалам. Все собранные материалы должны содержать достаточный набор доказательств по конкретному делу.

Принципы законности и объективности в деятельности федеральной инспекции труда корреспондируются с положениями ряда законодательных актов, которыми обязаны руководствоваться в своей деятельности должностные лица федеральной инспекции труда. В частности, общие правовые нормы КоАП РФ, касающиеся осуществления должностными лицами федеральной инспекции труда полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности, устанавливают, что основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в точном соответствии с законодательством.

5. Независимость федеральной инспекции труда обеспечивается включением ее в структуру федеральных органов исполнительной власти (независимость от работодателей) и созданием таких условий работы должностных лиц федеральной инспекции труда, которые обеспечивали бы стабильность занятия ими соответствующей должности и делали их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния (ст. 6 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда (1947 г.) (далее – Конвенция об инспекции труда), ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» (далее – Конвенция МОТ № 81)). При осуществлении своих полномочий должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, независимы от государственных органов и руководствуются только законом.

Принцип независимости должностных лиц федеральной инспекции труда обеспечивается также тем, что при реализации своих прав и обязанностей они являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Реализация принципа гласности при осуществлении деятельности федеральной инспекции труда предполагает доведение информации о результатах проверок соблюдения законодательства о труде до сведения общественности, распространение данных о наиболее эффективных способах исполнения требований законодательства.

Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда на практике также способствует повышению уровня информированности работников и работодателей о состоянии законности в сфере труда и о результатах работы федеральной инспекции труда по защите трудовых прав работников.

7. В части 2 комментируемой статьи сформулированы основные задачи федеральной инспекции труда, призванные обеспечить соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и защиту трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям охраны труда.

Установленные в статье приоритеты в деятельности федеральной инспекции труда в первую очередь ориентированы на защиту трудовых прав работников. Это обусловлено необходимостью обеспечения конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ) и гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ).

В то же время реализация задач по защите трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб охраняемым законодательством, в т. ч. трудовым, правам и интересам работодателей.

8. Одной из основных задач федеральной инспекции труда является доведение до сведения компетентных органов государственной власти фактов нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными должностными лицами в сфере труда, в т. ч. не подпадающих под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т. ч. в целях восполнения таким образом существующие «пробелы» в трудовом законодательстве.

9. Сформулированные в комментируемой статье ТК РФ основные задачи федеральной инспекции труда в полной мере соответствуют положениям п. 1 ст. 3 Конвенции об инспекции труда, и включают обеспечение применения положений законодательства о труде, реализации трудовых прав и свобод человека и гражданина, распространение информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства и анализ законодательства и практики его применения с целью устранения пробелов в правовом регулировании трудовых отношений.

Поручение инспекторам труда иных функций не должно препятствовать реализации ими указанных основных задач и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с работодателями и работниками.

Статья 366. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности.

1. Статья регламентирует общие принципы организации одного из видов специализированного (технологического) надзора – государственного надзора за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах, проводимого специализированным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), полномочия и основные права которой в указанной сфере деятельности установлены Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (далее – Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору).

2. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ранее действовавший в структуре федеральной исполнительной власти Федеральный горный и промышленный надзор России был преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору.

При этом вновь созданной службе были переданы некоторые функции по контролю и надзору преобразованного Госстроя России и упраздненного Минэнерго России.

Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по технологическому надзору была преобразована в Ростехнадзор с возложением на нее дополнительных функций и полномочий, в т. ч. в сфере осуществления специализированного надзора и контроля.

3. Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство РФ. Ростехнадзор в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ и упомянутым Положением.

4. Должностные лица органов государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ч. 2 ст. 7.3, ст. 7.4, 7.7, 8.7, ч. 2 ст. 8.10, ч. ч. 1 и 3 ст. 8.17, ст. 8.19, 8.39, ст. 9.1, 9.2, 9.10, 10.10, ч. 2, 3 ст. 11.6, ст. 11.14, 11.20, 14.26, 19.2, ч. 11 ст. 19.5, ст. 19.22 КоАП РФ.

Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1. В рамках проводимой административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» был упразднен Минздрав России и образован Минздравсоцразвития России, которому были переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненного Минздрава России, в ведении которого состояла государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.

Этим же Указом Президента РФ был образован специализированный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которой были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Минздрава России.

2. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и находится в ведении Минздравсоцразвития России.

3. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3–6.7, ч. 2 ст. 7.2, ст. 8.2, 8.5, ч. 2 ст. 8.42, ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.



Школа охраны
труда

Проверьте свои знания и получите удостоверение по охране труда. Запишитесь прямо сейчас

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Живое общение с редакцией




Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион-МЦФЭР»

Сайт trudohrana.ru — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009.


  • Мы в соцсетях
Всего один шаг - и документ Ваш!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл, а еще Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Решаете вопросы по охране труда? Присоединяйтесь к сообществу профессионалов!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение статьи, и Вы сможете:

- прочитать 3600 статей по охране труда

- узнать 1200 ответов на вопросы

- посмотреть 24 видеолекции по трудовому законодательству

- скачать любой документ из правовой базы

- найти 2500 готовых образцов документов и инструкции

Подарок дня: NEW! Инструкции по охране труда с учетом новых правил

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль