С 1 января 2019 года вступили в силу масштабные изменения в Закон РФ «Об охране окружающей среды». В статье мы расскажем, кого именно коснулись новые требования, какая ответственность установлена за неисполнение природоохранного законодательства.
Система автоматического контроля выбросов
Закон РФ от 29.07.2018 № 252-ФЗ внес изменения в закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. В этом документе установлена обязанность для владельцев объектов первой категории установить систему автоматического контроля выбросов (АКВ) загрязняющих веществ. Такая мера позволяет осуществлять государственный надзор за соблюдением природоохранного законодательства в режиме «онлайн».
Скачать полезный документ
После установления систем представителям Росприроднадзора или Роспотребнадзора не придется ездить по районам и выяснять, какое предприятие испортило воздух. Расходы на приобретение, монтаж, пусконаладочные работы, эксплуатацию и техническое обслуживание данных программных комплексов возлагается на эксплуатирующую объекты организацию.
Комплекс АКВ предназначен для сбора информации обо всех выбросах в атмосферу, фиксации показателей выбросов и сбросов загрязнений окружающей среды, в том числе при превышении допустимых концентраций, а также для хранения всей накопленной информации и ее оперативной передачи в государственный реестр Росприроднадзора. Система не позволяет удалять зафиксированные в ней данные. Каждый случай несанкционированного выброса подлежит регистрации в реестре.
Комплекс должен монтироваться на все стационарные источники выбросов. В законе 252-ФЗ перечислены места и сроки установки систем наблюдения, а также требования к форме подачи сведений в реестр. Государственная информационная система учёта объектов НВОС заработала с 1 декабря 2018 года.
Кто обязан вести контроль загрязняющих веществ в атмосфере
Контроль НВОС обязаны проводить все природопользователи I, II и III категорий – владельцы стационарных источников загрязнений, таких как дизельные электростанции, теплоэлектроцентрали, весь нефтегазовый комплекс и т.п. Но автоматические комплексы должны устанавливать только объекты I категории.
Периодичность контроля загрязняющих веществ
На сегодняшний день периодичность производственного экологического контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для первой категории составляет 1 раз в квартал. Объекты, относящиеся к II и III категориям, продолжают осуществлять производственный экологический контроль в рамках статьи 67 Закона № 7-ФЗ 2 раза и 1 раз в год соответственно.
В проекте Мипромторга система АКВ будет проводить контроль круглосуточно. При этом в пункте 27 указано, что допускается только 28 календарных, а не рабочих дней в году на то, чтобы проводить профилактику и текущий ремонт комплекса, включая его аварийные остановки.
Это очень жесткое требование, потому что внеплановые остановки из-за поломки фиксирующего оборудования могут происходить нередко, ведь фиксаторы будут закрепляться на трубах и газоходах, используемых в действующем производственном цикле. Вибрация, а также другие факторы могут оказать влияние на работу устройств. Это увеличивает затраты предприятий-природопользователей на подготовку персонала, а также на заключение договоров со специализированными обслуживающими лабораториями.
Отсутствие систем автоматического контроля выбросов и сбросов
Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения (КЭР). Это указано в пункте 9 статьи 67 Закона об охране окружающей среды. Если система не будет установлена в данный срок, возможно наступление административной ответственности по части третьей статьи 8.21 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации аппаратуры контроля выбросов в атмосферный воздух.
Деятельность виновного предприятия могут приостановить на девяносто суток, а должностных лиц – оштрафовать. К должностным лицам относятся, как правило, руководитель организаций, главный инженер, главный технолог, эколог, ответственный за производственный экологический контроль, другие должностные лица, которых инспектор Росприроднадзора посчитает виновными в правонарушении. Ходатайство инспектора будет учтено районным судом. Судебный пристав проследит, действительно ли предприятие прекратило свою деятельность, остановлены ли все цеха. Работодателю придется подать в центр занятости сведения об остановке производства. Эта мера не является крайней. Если будет установлено, что предприятие продолжает несанкционированное загрязнение природы, его вновь привлекут к административной ответственности.
►Узнайте, как поставить на госучет объекты негативного воздействия на окружающую среду>>>