Финальные зимние скидки на подписку журнала. УЗНАТЬ>>>
Справочник специалиста по охране труда

Контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

  • 7 февраля 2019
  • 175

С 1 января 2019 года вступили в силу масштабные изменения в Закон РФ «Об охране окружающей среды». В статье мы расскажем, кого именно коснулись новые требования, какая ответственность установлена за неисполнение природоохранного законодательства.

Система автоматического контроля выбросов

Закон РФ от 29.07.2018 № 252-ФЗ внес изменения в закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. В этом документе установлена обязанность для владельцев объектов первой категории установить систему автоматического контроля выбросов (АКВ) загрязняющих веществ. Такая мера позволяет осуществлять государственный надзор за соблюдением природоохранного законодательства в режиме «онлайн».

После установления систем представителям Росприроднадзора или Роспотребнадзора не придется ездить по районам и выяснять, какое предприятие испортило воздух. Расходы на приобретение, монтаж, пусконаладочные работы, эксплуатацию и техническое обслуживание данных программных комплексов возлагается на эксплуатирующую объекты организацию.

Комплекс АКВ предназначен для сбора информации обо всех выбросах в атмосферу, фиксации показателей выбросов и сбросов загрязнений окружающей среды, в том числе при превышении допустимых концентраций, а также для хранения всей накопленной информации и ее оперативной передачи в государственный реестр Росприроднадзора. Система не позволяет удалять зафиксированные в ней данные. Каждый случай несанкционированного выброса подлежит регистрации в реестре.

Как платить за негативное воздействие на окружающую среду

Предприятию нужно платить за НВОС, если его деятельность причиняет вред окружающей среде. Читайте в Справочной Системе «Охрана труда», как рассчитать плату и как уменьшить её размер.

Комплекс должен монтироваться на все стационарные источники выбросов. В законе 252-ФЗ перечислены места и сроки установки систем наблюдения, а также требования к форме подачи сведений в реестр. Государственная информационная система учёта объектов НВОС заработала с 1 декабря 2018 года.

Разработка Правил создания и эксплуатации комплексов АКВ – это задача, закрепленная за Правительством РФ. Правительство поручило разработку соответствующему ведомству. Проект постановления № 01/01/08-18/00082829, разработчиком которого является Минпромторг России, находится в стадии общественной экспертизы НПА и независимой антикоррупционной экспертизы. Когда он будет подписан и направлен на государственную регистрацию в Минюст России, неизвестно.

В этом проекте указано, что «системы автоматического контроля должны иметь ежегодный график обслуживания и остановок, утвержденный уполномоченным руководителем». Проектом предусмотрено, что непрерывному контролю будут подлежать некоторые химические вещества и их соединения, указанные в таблице 1 данного документа.

Главный редактор

Татьяна Чиркина - Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Для этого фиксаторы будут установлены на каждые газоходы, воздуховоды и трубы на стационарных источниках загрязнения. К таким веществам относятся: фтористый водород, сероводород – 0,3 кг/ч, хлористый водород, аммиак – 1,5 кг/ч, взвешенные вещества с предельным значением массового потока 3 кг/ч, углерода оксид (как индикатор процесса горения) – 5 кг/ч, во всех остальных случаях – 100 кг/ч, сера диоксид, азота оксид и азота диоксид – 30 кг/ч. Поскольку проект еще не прошел все стадии обсуждения, возможны изменения в списке химических веществ.

Кто обязан вести контроль загрязняющих веществ в атмосфере

Контроль НВОС обязаны проводить все природопользователи I, II и III категорий – владельцы стационарных источников загрязнений, таких как дизельные электростанции, теплоэлектроцентрали, весь нефтегазовый комплекс и т.п. Но автоматические комплексы должны устанавливать только объекты I категории.

Периодичность контроля загрязняющих веществ

На сегодняшний день периодичность производственного экологического контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для первой категории составляет 1 раз в квартал. Объекты, относящиеся к II и III категориям, продолжают осуществлять производственный экологический контроль в рамках статьи 67 Закона № 7-ФЗ 2 раза и 1 раз в год соответственно.

В проекте Мипромторга система АКВ будет проводить контроль круглосуточно. При этом в пункте 27 указано, что допускается только 28 календарных, а не рабочих дней в году на то, чтобы проводить профилактику и текущий ремонт комплекса, включая его аварийные остановки.

Это очень жесткое требование, потому что внеплановые остановки из-за поломки фиксирующего оборудования могут происходить нередко, ведь фиксаторы будут закрепляться на трубах и газоходах, используемых в действующем производственном цикле. Вибрация, а также другие факторы могут оказать влияние на работу устройств. Это увеличивает затраты предприятий-природопользователей на подготовку персонала, а также на заключение договоров со специализированными обслуживающими лабораториями.

Отсутствие систем автоматического контроля выбросов и сбросов

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения (КЭР). Это указано в пункте 9 статьи 67 Закона об охране окружающей среды. Если система не будет установлена в данный срок, возможно наступление административной ответственности по части третьей статьи 8.21 КоАП РФ за нарушение правил эксплуатации аппаратуры контроля выбросов в атмосферный воздух.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда
  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Деятельность виновного предприятия могут приостановить на девяносто суток, а должностных лиц – оштрафовать. К должностным лицам относятся, как правило, руководитель организаций, главный инженер, главный технолог, эколог, ответственный за производственный экологический контроль, другие должностные лица, которых инспектор Росприроднадзора посчитает виновными в правонарушении. Ходатайство инспектора будет учтено районным судом. Судебный пристав проследит, действительно ли предприятие прекратило свою деятельность, остановлены ли все цеха. Работодателю придется подать в центр занятости сведения об остановке производства. Эта мера не является крайней. Если будет установлено, что предприятие продолжает несанкционированное загрязнение природы, его вновь привлекут к административной ответственности.

Узнайте, как поставить на госучет объекты негативного воздействия на окружающую среду>>>

Рекомендации по теме
Школа охраны труда
Проверь свои знания и получите удостоверение по охране труда
Запишитесь прямо сейчас
Самое выгодное предложение
Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас!

Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению материала прямо сейчас..

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Контент станет доступен после регистрации
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.