★ Подпишитесь на журнал со скидкой до 50% ★

×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.
Также Вы получите возможность скачать документы, которые должны быть в организации в связи с изменениями 2024 года

Войти
Скачать файл после регистрации
или войти через соцсети
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.
Также Вы получите возможность скачать документы, которые должны быть в организации в связи с изменениями 2024 года

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети
Зарегистрируйтесь, что бы посмотреть, есть ли ваша организация в Плане проверок на 2024 год

Это займет всего минуту

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь, что бы посмотреть, есть ли ваша организация в Плане проверок на 2024 год

Это займет всего минуту

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

При попадании в ДТП на автомобили каршеринга нужно ли проводить расследование НС

5 апреля 2021
553
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Какие риски по ОТ у работодателя при использовании каршеринга в рабочее время для выполнения рабочих функций? При попадании в ДТП на автомобили каршеринга нужно ли проводить расследование НС? При эксплуатации каршеринга в рабочее время для выполнения рабочих функций нужно ли сотрудника отправлять на предварительный/периодический МО и психиатрическое освидетельствование и надо ли проводить ежедневный предрейсовый медосмотр?

Ответ

Риски будут минимальны (связаны с возможными несчастными случаями), если работодатель выполнит требования ТК РФ.

1. Задача работодателя:

  • разработать инструкцию по охране труда для сотрудников, управляющих арендованными автомобилями (отразить в ней обязанность иметь действующее водительское удостоверение, соблюдать ПДД, запрет нахождения в состоянии любого вида опьянения, запрет брать пассажиров и т.п.)

и

  • провести внеплановый инструктаж по охране труда с работниками, которые будут управлять арендованными авто.

См. Порядок обучения № 1/29, извлечения:

«2.1.6. Внеплановый инструктаж проводится:

при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;».

2. Поскольку работодатель  оплачивает своим сотрудникам услуги каршеринга (краткосрочная аренда легковых транспортных средств) в служебных целях (для поездок по работе, на встречи с клиентами/партнерами, во время командировок и т. д.), то это означает, что работники на арендованных автомобилях совершают действия в интересах работодателя.

Следовательно, любой несчастный случай на арендованном авто должен будет  Вами расследоваться в порядке, установленном ТК РФ.

См. ст. 227 ТК РФ, извлечения: 

Расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

3. Обязанность работодателя по проведению предрейсовых МО данных работников не возникает. Поскольку отсутствуют  основания утверждать, что такой работник осуществляет трудовую функцию водителя автомобиля.  Аналогично – в отношении обязательных МО и психиатрических освидетельствований.

См., например, Решение № 2-7982/2014 2-7982/2014~М-7316/2014 М-7316/2014 от 12 сентября 2014 г. по делу № 2-7982/2014, извлечения:

Оценивая доводы заявителя, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан организовать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры обязаны, в частности, проходить работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта.

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, связанных с движением транспорта, утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 года № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Данный перечень не содержит прямого указания на такие должности, которые не подразумевают функций по управлению транспортными средствами или их движением. Кроме того, в Перечне указаны такие работы, профессии и должности, которые предполагают управление транспортными средствами или их движением в качестве главной составляющей труда соответствующих работников, например, водитель автомобиля, диспетчер автомобильного транспорта, и более широкому толкованию, по мнению суда, не подлежит.

При этом, в указанном перечне не содержатся такие должности как медицинский представитель, специалист по работе с ключевыми клиентами, для которых использование служебного транспорта является лишь средством повысить эффективность выполнения другой по содержанию работы.

Если автомобиль не служит рабочим местом работника, то есть с позиции ст. 209 ТК РФ местом, где работник (водитель) обязан выполнять трудовую функцию водителя автомобиля (перевозить грузы, пассажиров по распоряжению работодателя), если управление автомобилем, его использование работником осуществляется по личному усмотрению работника, в том числе в целях приезда на работу или в место, куда ему следует прибыть для выполнения работы по заданию работодателя, то отсутствуют основания утверждать, что в этом случае такой работник осуществляет трудовую функцию водителя автомобиля.

Министерство труда и социальной защиты….., полагает, что обязанность по организации предрейсовых медицинских осмотров работников, управляющих предоставленными им работодателем транспортными средствами, может быть возложена на работодателя только при одновременном соблюдении ряда условий, а именно: транспортные средства находятся на балансе работодателя, работодатель управляет движением транспортных средств, начало и окончание работы с использованием транспортного средства происходит с территории организации, работник, управляющий транспортным средством, является штатным водителем работодателя либо привлекается к исполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителя служебного транспорта.

При рассмотрении настоящего дела, соблюдение ни одного из вышеперечисленных условий при использовании работниками ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз» автомобилей не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что работники, принятые на должности медицинского представителя, старшего медицинского представителя, специалиста по работе с ключевыми клиентами и другие аналогичные, допущенные к управлению служебным автомобилем, но при этом не выполняющие перевозку грузов, пассажиров, не могут рассматриваться в качестве водителей и в этой связи не подлежат предрейсовым медицинским осмотрам».

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.